Русская линия | Владимир Калентьев, Сергей Чесноков | 09.11.2005 |
— Как все начиналось? Почему в Н. Новгороде появилась инициатива создания подобной организации?
В.Ф.Калентьев выступает на Царских днях в Иваново-Вознесенске (май, 2004)
— В 1989 г. накануне выборов в Верховный Совет СССР, в Нижнем Новгороде имело место общественное движение против строительства атомной станции. Я активно участвовал в этом деле и Борис Немцов тоже был одним из главных участников вместе с Юрием Михайловичем Лихачевым под началом профессора Троицкого. После того как станцию мы отстояли, выяснилось, что у Немцова были корыстные цели — засветиться, завоевать популярность в народе и пойти дальше — в депутаты. В депутаты СССР он не прошел, а в РСФСР — это был уже 1990 г. — прошел. Тогда было 10 кандидатов, была коммунистка Галкина, и Немцов. Мы участвовали в предвыборной борьбе, у нас была большая группа с завода «Орбита», я и другие наши сторонники на предвыборных собраниях задавали тогда Немцову вопросы неудобные — какова национальность Вашей матери и отца, например, потому что мы знали, что его мать — Д.Я.Эйдман еврейского происхождения. Я был наблюдателем на одном из участков, и меня поразило, что за его соперницу Галкину бюллетеней было раза в три меньше чем за Немцова. Я был тогда, как и сейчас православным националистом, и мне было обидно, как может еврей представлять Н. Новгород — национально-территориальный избирательный округ с 95% русским населением. Это был для меня первый удар — как это человек еврейской национальности будет представлять интересы многомиллионного города с русским населением? Но мы тогда боролись, как умели, листовки клеили ночью, утром идешь — все сорвано. Я понял, что еврейская община очень организованная, у нее в каждом районе есть ответственный (позже я это узнал доподлинно), на каждой улице, в каждом большом доме, хоть один еврей, но живет. И можно только позавидовать их сплоченности, как походя, они всю нашу работу сводили к нулю. Я понял, что хотя нас русских 95%, но мы разобщены, а евреи в меньшинстве и они нас бьют, как хотят, по причине объединенности.
— То есть Ваша личная мотивация была именно такова?
— Да, сделав этот вывод, я стал искать в Нижнем Новгороде какую-нибудь русскую организацию, ходил по городу и спрашивал, где здесь патриоты. С большим трудом нашел филиал васильевского общества «Память», руководителем которого был человек очень похожий на Эйнштейна. Был еще «Русский клуб» — 3−4 студента профессора Е.В.Кузнецова, о котором скажу позже. Вывод был — надо создавать новую, поскольку в Нижнем Новгороде русских организаций, по сути, не оказалось.
— А в других городах?
— В Москве было тогда «Отечество», не лужковское, а то, куда входило большинство русских писателей, таких как Василий Белов, Валентин Распутин и др. Так вот, когда я предложил Ю.М.Лихачеву создать русскую организацию, то он только посмеялся и сказал — тебе этого не дадут. Я говорю, время покажет — с Божией помощью многое можно сделать. Я верующий с детства, с младых ногтей, воспитан в православной семье. И вот, когда мы стали искать лидера, потому что я был просто русский инженер, которых были десятки тысяч в Нижнем Новгороде, то нам попалась газета «Горьковская правда», где остро выступал с каким-то патриотическим материалом известный в городе историк Евгений Васильевич Кузнецов, как я уже сказал, профессор, доктор исторических наук. Надо добавить — «отец» почти всех историков, которые сейчас у нас проживают, потому что он ученик Архангельского, который преподавал еще при Царе. Он был человек очень известный, грамотный, хорошо выступал перед любой аудиторией. Заведовал кафедрой истории России в пединституте, и после одной из лекций мы подошли к нему и сказали, что хотим, русскую организацию создать, а Вы, чтобы были председателем. Он сказал — я согласен, но черновой работой заниматься не буду, а выступить где нужно — пожалуйста. Учредились в педагогическом институте мы 15 июля 1990 г. на день 750-летия Невской битвы, она широко отмечалась. Евгений Васильевич стал председателем, а я — заместителем. При учреждении нас оказалось апостольское число — 12 человек, хотя тогда большинство из них были маловеры. В то время демократы наступали коммунистам на пятки вовсю, Немцов был на коне, он был уже депутат РСФСР, и когда мы принесли в Кремль документы на регистрацию, то нас на удивление быстро, буквально к 31 августа, зарегистрировали. Поскольку мы были против демократов, то коммунисты сразу поняли, что мы их союзники.
— А какое было первое мероприятие?
— 21 сентября на день Куликовской битвы провели первый вечер в доме Архитектора, приехал друг Кузнецова московский профессор Дерягин, который отстаивал еврейские рукописи, которые не хотели отдавать Израилю. Таким образом, мы подняли флаг черно-золото-белый над пединститутом, объявили публично о своем создании в местных газетах.
— «Отчизна» сразу начала выпускать свою газету?
— Нет, опубликовали статью в «Горьковской правде», где тогда работал историк и журналист Валерий Павлович Киселев, патриот. Небольшая раскрутка, в общем, была. Ну, я тогда думал, что как только объявимся, патриоты к нам прямо сразу побегут. Но как только мы объявились и пошла работа, а собирались мы в пединституте на кафедре у Кузнецова по вторникам, то первые, кто к нам потянулись — это были евреи, прямо табуном пошли. Мы их не прогоняли, конечно, но стали работой нагружать и они сами все поняли — потихоньку отошли. Народ тем не менее прибавлялся. 20−30 человек придет, один задержится в организации надолго. Тогда департамент по культуре при облисполкоме нам даже выделял деньги. Дело в том, что тогда были еще и другие национальные организации — татарская, украинская, еврейская. Мы поняли, что раз власти давали деньги евреям и татарам, то и нам приходилось давать. Только нужно было требовать, что мы и делали.
— А какие отношения были с этими организациями?
— Нормально. Особенно хорошими были отношения с украинцами и татарами, с евреями нейтрально. Мы писали план на год, писали смету и нам давали деньги на культуру, пять вечеров в год проводили регулярно. Сначала в Доме Архитектора, потом перешли в кинотеатр «Рекорд». К нам приезжали народный артист Николай Бурляев (ныне президент кинофорума «Золотой Витязь»), редактор газеты «Русь Державная» Андрей Печерский, кинорежиссер Виктор Рыжко. В то время был подъем.
В 1992 году в Нижнем Новгороде в Кремле был учрежден Русский Национальный Собор. «Отчизна» была одним из главных его организаторов. Был такой предприниматель Анучин, который помог финансами (он потом уехал в Прибалтику).
Гости были из 180 организаций. Тогда деньги были другие, Москва была рядом, ездили туда часто и, соответственно, не было проблемой принять гостей, поскольку в основном приезжали за свой счет. После октября 1993 г. — расстрела патриотов у белого Дома — наступила депрессия, многие к нам перестали ходить, был испуг. По всей России патриотическое движение заметно заглохло. Но после опять оттаяло и стало развиваться далее.
В 1994 г. Евгений Васильевич отошел от управления, он все-таки 1931 г. рождения и свое решение объяснил так: таким делом нужно заниматься до 50 лет, молодым, а я уже старый бегать. Мы ему благодарны до сих пор, что он нас тогда поддержал, и он у нас почетный член «Отчизны». Я не хотел быть председателем, но меня избрали и.о. (исполняющим обязанности) председателя и я им пробыл год или два, поскольку я считал себя недостойным, думал, что на такой должности должен быть известный человек в городе. Но Господь никого не послал и волей-неволей мне пришлось быть председателем все эти одиннадцать лет до сих пор.
— А какое время можно назвать периодом расцвета организации?
— Расцвет был, как я уже сказал в 1992 г., а также в 2003 г., в год празднования 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского. После подъемов были спады. Но мы всегда были на плаву, хотя деньги нам года с 1997−98 перестали выделять. Мы добивались, чтобы в бюджете была строчка на развитие национальной культуры, чтобы каждая национальная организация хотя бы имела свое помещение, но — увы. Может быть при В.П.Шанцеве ситуация изменится.
— Кстати, какое у Вас впечатление от нового губернатора?
— В конце сентября он приглашал к себе в малый зал руководителей нижегородских общественных организаций. В общем, мне Шанцев как человек понравился — русское лицо, открытое, выступал обоснованно, взвешенно — впечатление осталось хорошее.
— Какие трудности у организации?
— Они одинаковые у всех патриотов — финансы и ответственные кадры. Были бы деньги. Например, газета у нас выходит вот уже 10 лет. Сейчас получается раз в два-три месяца из-за отсутствия финансов ее издавать, а так раз в месяц мы бы ее выпускали без проблем, регулярно и даже сделали бы подписку по области.
— На Ваш взгляд, какую роль «Отчизна» сыграла за эти 15 лет своей работы?
— Просветительская деятельность у нас главная. Мы стараемся довести до народа правду, стараемся освещать текущие политические события в России и за рубежом с православно-патриотической точки зрения. Мы распространяем кроме своих газет (тираж 3000) еще и «Русский вестник» (с 1991 г.).
— А каким тиражом?
— Раньше 700−800 экземпляров в месяц, она тогда дешевая была — по 50 коп. После поменьше, сейчас около 300 экземпляров тиража, то есть 600 в месяц (она выходит раз в две недели). Распространяем и другие издания: «Русь державная», «Русь православная», «Голос совести», «Имперский курьер», книги, аудио и видеокассеты. До того как в Нижнем Новгороде Павлом Валерьевичем Шапаевым был открыт магазин «Русскiй мiръ», эти издания можно было приобрести только через «Отчизну». По крайней мере «Русский вестник» нижегородцы знают только благодаря «Отчизне». Одно время нам удалось пробить продажу «Русского вестника» через Роспечать, но через два года в этом было отказано, ничем не аргументируя.
Конечно, как и у всех патриотов у нас нет серьезного рупора, информационной трибуны, но, я считаю, что нам по силам не менее ценное — выработка русского общественного мнения. Это как круги на воде от брошенного камня — рано или поздно они достигают каждого в городе.
— Насколько известна Ваша организация?
— Зайди в любой храм — об «Отчизне» все знают, потому что мы работаем, прежде всего, с православными. Вообще наше общество как-то совершенно незаметно превратилось из общества чисто националистического в православно-монархическое. Неверующие в городе нас меньше знают, хотя патриоты все знают.
— Как бы Вы кратко сформулировали Вашу идеологию?
— Наш лозунг — за Веру, Царя и Отечество. То есть наша организация черносотенного толка. Черносотенцев сейчас оболгали, но многие известные люди, святой праведный Иоанн Кронштадтский, Д.И.Менделеев, В.М.Васнецов, новомученики, были черносотенцами. Кстати, в этом году исполнилось 100 лет Союзу Русского Народа.
— Нижегородская «Отчизна» является старейшей организацией православно-монархического направления в России?
— Только «Память» старше нас, но после смерти Васильева она распалась, разделилась, и теперь лишь осколки в разных городах. То есть мы прошли проверку временем. Из тех организаций, которые создавались на волне патриотического подъема 1990−1992 гг. почти никого не осталось. Есть многие молодые, которые возникают и пропадают.
— А в чем причина?
— Мы строили на камне веры сразу, хотя это и не все знали, у нас фундамент был православный. Мы получили благословение правящего архиерея — митрополита Николая (Кутепова), ныне покойного, а это многого стоит. Большинство организаций чисто националистические, без Православия, и поэтому их бес побеждает рано или поздно. Мы же живем с Божией помощью, а не потому что я там какой-то шибко умный. Господь помогает, потому что я молюсь каждый день за соратников перед иконами угодников Божиих за наше дело, молимся и соборно, посещаем святыни.
— Нет ли давления на организацию со стороны каких-либо внешних сил?
— До этого года нам власти не помогали, но и не мешали. Мы работали всегда в правовом поле, не кричали «бей жидов спасай Россию», старались не давать повода, не поддаваться на провокации. Но, в последний год, когда я в январе подписал знаменитое «Письмо 500», тут же неожиданно подали в суд на газету с 1 февраля за статью, которая была в ней опубликована еще в сентябре предыдущего года. Я считаю, что это дело заказное. И в том же феврале месяце прошла тотальная проверка всей деятельности организации Минюстом, причем за все 15 лет впервые — откуда деньги, какие публикации, что делаем. Нас целый месяц трясли, пришлось снимать копии многих документов. В результате сделали первое предупреждение за то, что собираем ревизионную комиссию не раз в квартал, как полагается по нашему уставу, а раз в год. Год получился тяжелый. Суд присудил нам определенную сумму штрафа. Мы подали апелляцию.
— Не могли бы поделиться своими ближайшими планами?
— У нас раз в два года проходит плановая отчетно-выборная конференция, где мы утверждаем план на два года. Там расписаны все мероприятия, в которых мы участвуем. Праздники ведь одни и те же, они не меняются. В рамках лектория раз в неделю стараемся провести лекцию. Объявляем заранее за неделю — будет такая-то тематика. То есть у нас, как и у того Союза русского народа главная деятельность — просветительская. Есть кинолекторий, около сотни фильмов православных и документальных, которые мы показываем бесплатно. Из нашего помещения в Доме политпросвещения (ныне Торгово-промышленная палата) нас потихоньку выдавили. Сейчас временно нас приютил директор 135-й школы Николай Михайлович Лапшин, Бог спасет его за это. Сейчас он опять, во второй раз избран депутатом городской думы Н.Новгорода. Команда его состояла в основном из общества «Отчизна», я возглавлял предвыборный штаб. Денег было — мизер, если с другими сравнить, то сказать смешно — раз в тридцать у него было на счету меньше, чем у других кандидатов. То есть, победил именно с Божией помощью, так как Николай Михайлович человек верующий. Он получил благословение на выборы от священника, старца.
— А с каким перевесом была победа?
— У Лапшина было 41%, у основного соперника, Казакова — 22%. Его кампанию вел один из главных политологов и специалистов по пиару в Нижнем, другие пиарщики — все его ученики.
— Как Вы прокомментируете введение нового праздника Дня общенародного единения?
— Название не принимаю. С кем единение? Нижегородское Законодательное Собрание еще два года назад приняло другое название — День Славы Нижегородского ополчения. Для нас в этот день 4 ноября первый праздник — это Казанская икона Божией Матери. Потому что в этот день нижегородское ополчение Минина и Пожарского освободило Москву с этой иконой. И вдруг День единения. С кем? С врагами России? Чтобы мы были толерантными? Идет геноцид русского народа, мы вымираем по полтора миллиона в год, а мы должны быть терпеливы и смиренны… Я считаю, новое название не правильное и его не приемлю. Это день победы над врагами России.
— Вы считаете более важной другую дату — 100-летие Союза Русского Народа?
Хоругвь и знамя «Отчизны» на Царских днях в Иваново-Вознесенске (май, 2004)
— После падения Советской власти он вновь возрожден и существует с 18 июля 2001 г. Сегодня организации из около 15 городов состоят в Союзе Русского народа, состоит в нем и «Отчизна». Там нет председателя и все решения принимаются соборно. В этом году 21 ноября (8-го по старому стилю) в день Михаила Архангела в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя пройдет съезд, который как раз и приурочен к 100-летию Союза Русского Народа, созданного в этот день в 1905 г. Кстати, хоругвь нашей организации — это копия той хоругви нижегородского отделения Союза Русского Народа, которая ныне находится в Балахне. Мы ее освятили, и один из архиереев, я не буду называть его, благословил нас собирать под нее людей, что мы и делаем.
— Еще в 1905 г. многие духовные люди говорили, что создавать Союз Русского Народа уже поздно. Многие говорят то же самое и в наше время.
— Думаю, что поздно никогда не бывает, потому что, как сказали старцы, будет еще Русский Царь на земле. Сдаваться не собираемся. Доживем ли мы до Царя — не знаю, но что наше Дело доживет, я в это верю. Главное — будь верен до смерти.
— В большинстве пророчеств о Последнем Царе есть оговорка, что они сбудутся при условии общенародного покаяния.
— Русскому народу нужно обязательно каяться в грехе попущения цареубийства и цареотступничестве. Но вовсе не в цареубийстве как учат некоторые. Как справедливо заметил в одном из своих выступлений профессор М.Н.Кузнецов — есть четыре стадии преступления: преступный замысел, разработка плана, сам преступный акт и сокрытие следов. Ни в одной из этих стадий применительно к цареубийству 1918 г. русский народ не участвовал. Тогда разберемся, кому же на самом деле выгодно убедить русский народ считать себя виноватым в этом тягчайшем из грехов? Не тем ли, кто и до сих пор озабочен сокрытием следов, ведущих к истинным преступникам — к ним самим?
Я считаю, что Царь обязательно должен придти. Но его надо заслужить. Нам один старец сказал: Своей работой вы мало людей приведете к патриотизму, к нему приведут только потрясения, голод, война, но все равно для спасения вашей души это очень полезно. По крайней мере, моя совесть чиста — мы делаем, что можем. А что получается, что не получается — рассудит время.
Записал Сергей Чесноков, специально для «Русской линии»
http://rusk.ru/st.php?idar=103843
Страницы: | 1 | |