Русская линия
Русская линияИгумен Евфимий (Моисеев)05.11.2005 

Единство христиан — залог общенационального единства
Проповедь, произнесенная иеромонахом Евфимием в Покровском храме Московской Духовной Академии в день празднования Казанской иконы Божией Матери, (4 ноября 2005 г.)

Темже убо блажени слышащие Слово Божие и творящие е (Лк. 11, 28)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!


Сегодня Святая Церковь совершает празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, которое было установлено в честь освобождения Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году. Освобождение столицы от иноземных захватчиков знаменовало начало новой эпохи в жизни государства Российского: период смуты миновал, Земский собор избрал нового государя, угроза насаждения католичества на Русской земле была предотвращена. Символом этой победы, знамением духовного единения и обновления России стала Казанская икона Пресвятой Богородицы. От духовного взора православных христиан не осталось сокрытым, что Господь по молитвам Божией Матери даровал России шанс еще раз явить миру, что неслучайно нашу страну именуют уделом Пресвятой Богородицы.

В Евангелии от Луки, которое читается в дни Богородичных праздников и которое мы слышали в том числе и сегодня, повествуется о том, как под впечатлением спасительных наставлений Господа одна женщина воскликнула: Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! (Лк. 11, 27) Таким образом, эта женщина, прославляя Спасителя, прославила вместе с Ним и Божию Матерь, возвеличив Ее подвиг рождения в мир Сына Божия. Желая показать, какое благодеяние оказала Божия Матерь тем самым всему человечеству, Христос, отвечая на слова женщины, открывает, что отныне благодаря Его Пречистой Матери блаженство единения с Богом открыто всем христианам. Он также указывает, каким образом достигается это блаженство, говоря: Блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 28). Таким образом, к заповедям блаженств Нагорной проповеди прибавляется еще одна.

Итак, чтобы исполнить эту заповедь, нам необходимо научиться не только слушать Божественное Слово, но и слышать его, то есть слушать с рассуждением, уразумевая то, что мы слышим. Только тогда на основе этого разумения мы сможем достигнуть — хотя бы отчасти — и соблюдения, или исполнения Слова Божия. Именно тому, как исполнить заключающуюся в Слове Божием волю Творца, и посвящают в подавляющем большинстве случаев проповедники свои наставления. Но сегодняшнее торжество, совершаемое совместно Церковью и государством, побуждает нас задуматься о том, что не только исполнение, но и само слышание Слова Божия является для нас бесценным даром, ибо по слову апостола Павла именно от слышания рождается вера (Рим. 10, 17).

Действительно, если на служителях Церкви лежит обязанность сделать слушающих Слово Божие «слышащими» Его, то есть постигающими его значение и смысл, то от представителей государства во многом зависит сама возможность проповеди. Чтобы свидетельство о Христе было донесено до людей, необходима не только внутренняя расположенность слушающих и ревность проповедующих, но и благоволение власть предержащих.

К сожалению, до сих пор отнюдь не везде в мире возможно слышание Слова Божия. Большинство из нас еще относительно не так давно жило в атеистическом государстве, в котором услышать открыто проповедь о Христе было практически невозможно. Проповедь Евангелия и сегодня возможна далеко не во всем мире — и хотя законодательства большинства государств формально и не препятствуют проповеди христианства, эта проповедь зачастую бывает существенно затруднена теми принципами, на которых реально строится жизнь во многих странах. Поэтому, как убедительно показывает исторический опыт, наилучшим образом Слово Божие распространяется именно там, где государство земное осознает себя образом Царства Небесного.

Но может быть, кто-то скажет, что Слово Божие и не должно распространяться непрестанно, и если эпоха распространения христианства уже закончилась, то сейчас главной задачей христиан стало уже не распространение, а сохранение христианства? Задающим такие вопросы отвечает Сам Господь, исчисляя признаки конца времен и Своего Второго пришествия: и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец (Мф. 24, 14). Иными словами, окончание проповеди Слова Божия будет означать конец времен, ибо с точки зрения Божественного Промысла время потеряет свой высший смысл, если им никто не будет пользоваться для приготовления к вечности.

Если по учению апостола Петра христиане — это люди, взятые в удел (1 Пет. 2, 9), то неудивительно, что Россия, получившая свое государственное бытие как христианская страна, именуется уделом или Домом Пресвятой Богородицы. Поэтому свое историческое оправдание русский народ получает лишь в том случае, если осознает себя хранителем этого удела. Именно это внутреннее, духовное сознание и является тем залогом единства России, который дан нам свыше. Именно осознание своей ответственности за судьбу православной веры только и может стать подлинным основанием народного единства. Именно эта — высшая, духовная идея, а не сомнительное стремление к повышению уровня благосостояния, способна объединить наш народ. Церковь, конечно, не против благосостояния и благоденствия своих чад и всех граждан нашей страны, но благосостояние и благоденствие должны стать следствием правильно устроенной жизни народа, а ни в коем случае не быть самоцелью.

Конечно, глубоко неслучайно, что празднование Дня народного единства было приурочено именно ко дню памяти Казанской иконы Божией Матери. И хотя сейчас официально Российское государство не является христианским, сознание того, что именно Пресвятая Богородица является подлинной правительницей России, не покидает многих живущих в нашей стране людей.

В этой связи весьма знаменательно, что образ, которому суждено было сыграть такую важную роль в деле спасения России, был обретен в Казани — в городе, который на протяжении многих столетий был столицей мусульманского государства — Казанского ханства. Тем самым Матерь Божия показала, что Ей угодно, чтобы ради распространения православной веры расширялись и границы Ее земного удела, которым по праву испокон веков считалась Россия. По промыслу Божию эти границы отодвигались все дальше и дальше на восток, пока не достигли берегов Тихого океана. С тех пор Казанская икона Пресвятой Богородицы почитается покровительницей восточных рубежей нашего Отечества.

Представители всех народов и народностей, живущие на этих необъятных просторах, получили возможность услышать проповедь Слова Божия, принять святое Крещение, встать на путь христианской жизни. И хотя отнюдь не все народы, которые вошли в состав государства Российского, приняли христианство, для нас важно другое: сама возможность услышать благую весть о Христе, несомненно, промыслом Божиим открыла двери спасения миллионам жителей России.

С чудотворным Казанским образом Пресвятой Богородицы тесно связана судьба святителя Патриарха Гермогена. Еще будучи священником одного из казанских храмов, будущий Святейший Патриарх в 1579 году обрел чудотворный образ Богородицы, что стало символическим указанием на то, что он был избран Матерью Божией для великой миссии. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — призывал Святейший Патриарх Гермоген русских людей в страшные годы смуты, и его призыв был услышан. Православная вера вновь смогла сплотить нацию в единую силу и тем самым спасла Россию от иноземного ига и духовного порабощения. Земский собор сумел с помощью Божией восстановить самодержавную царскую власть как основу традиционной русской государственности. Это стало возможным именно благодаря совместным усилиям разных по национальной и сословной принадлежности людей, объединенных общим стремлением отстоять православную веру.

Однако новый для нас государственный праздник связан не только с победой над смутой XVII века. История России говорит и о другом важном историческом событии, которое произошло в этот день. Речь идет о победоносном для России завершении «великой северной войны» со Швецией. После подписания Ништадтского мира Правительствующий Сенат в день празднования Казанской иконы Божией Матери 22 октября 1721 года (по ст. стилю) на Троицкой площади Санкт-Петербурга торжественно преподнес царю Петру I за его заслуги в победе над врагом именование Великого, титул Отца Отечества и Императора Всероссийского. Таким образом, 22 октября 1721 года стало днем основания Российской Империи. Впоследствии кафедральный собор Санкт-Петербурга — главный храм Российской империи, был освящен именно в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Основанная в этот памятный для русской истории день Российская Империя имела огромное значение для судеб мира на протяжении двух столетий. Великая Россия несла в истории священную миссию, связанную, прежде всего, со спасением и защитой православных народов от турецко-османского ига. Российская империя освободила и христианско-монархическую Европу от ига Наполеоновской тирании. Она принесла духовное просвещение, русскую культуру многим народам на востоке и западе. Верим, что по молитвам Божией Матери эта великая христианская миссия нашей страны будет продолжена и в наступившем столетии.

Можно с уверенностью сказать, что на рубеже ХХ-ХХI веков Россия пережила не менее тяжкое время, чем и в начале XVII века. Поэтому православные люди с большой радостью восприняли весть о том, что отныне в России день памяти Казанской иконы Божией Матери станет общенациональным праздником — Днем народного единства. Вновь установленный государственный праздник, несомненно, является символом пробуждения исторической памяти русского народа и знаменательным событием на пути государственного возрождения России и одоления новой смуты.

В истории нашего Отечества неоднократно бывало, что периоды смуты и нестроений сменялись временами благоденствия и славы. Однако сколь бы благоприятными или неблагоприятными ни были внешние обстоятельства нашей жизни, никто не может освободить нас от личной ответственности за исполнение евангельских заповедей. Мы должны стремиться к тому, чтобы быть не только слушателями, но и слышателями Слова Божия, то есть исполнителями Божественных заповедей. Мы должны непрестанно помнить о том, что стремление к единству заповедано нам Самим Спасителем, Который в Первосвященнической молитве взывал к Своему Небесному Отцу: Отче Святый, соблюди их во имя Твое., чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 11). Посильное исполнение каждым из нас этой заповеди Спасителя и станет залогом того подлинно христианского единства, которое ляжет в основу грядущего единства всего нашего народа, чего да сподобит нас Господь по молитвам Своей Пречистой Матери. Аминь.

http://rusk.ru/st.php?idar=103825

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru