Русская линия
Русская линия Виктор Дауров05.11.2005 

Святитель и воин
Празднование Казанской иконе Божией Матери в Суздале

4 ноября в Суздале, после торжественного праздничного богослужения в храме Казанской иконы Божией Матери, совершенного архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием, состоялся Крестный ход от Торговой (центральной) площади города в Суздальский кремль к вновь обретенным мощам святителя Арсения Элассонского, архиепископа Суздальского.

Обретение это состоялось совсем недавно, 17 августа 2005 года, по инициативе Священноначалия Элладской (греческой) Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил проведение соответствующих изыскательских работ на месте захоронения святителя в кафедральном Богородице-Рождественском соборе Кремля. Святые останки, в присутствии комиссии из клириков Владимирской епархии и специалистов-археологов из Москвы, были торжественно, при чтении Псалтири, изъяты из раскопа и, покрытые фиолетовой архиерейской мантией, вновь упокоились в раке, у того же столпа, где и были обретены.

Крестный ход в направлении Кремля, к самому величественному в городе собору (ныне он является объектом Владимиро-Суздальского музея заповедника), на памяти послевоенного поколения суздалян, был проведен впервые. Причина здесь не только (или не столько) в недавнем обретении из-под спуда мощей суздальского святителя, грека по национальности. Главным поводом проведения нынешнего Крестного хода стало все-таки само Празднование в честь иконы, именуемой «Казанская», установленного в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Ведь святой Арсений, суздальский владыка, имеет самое непосредственное отношение к событиям тех далеких лет, называемых в русской истории Смутным временем. Также, впрочем, как и наш национальный герой-освободитель Дмитрий Михайлович Пожарский, суздальский князь…

Неисповедимы, пути Господни, как говорят на Руси… Святитель Арсений, архиепископ Суздальский, родился в Греции. Суздальский князь Дмитрий Михайлович Пожарский — в Суздальском крае. Оба захоронены в Суздале. Оба имеют титульное наименование «Суздальский». Но знаменательно и промыслительно то, что первая, главная их встреча — будущего святого земли русской и прославившего себя в веках русского воеводы — произошла на Лобном месте в Москве, когда сошлись вместе два Крестных хода, две главнейшие русские святыни! Одна — Казанская икона Божией Матери — пришла в Москву с народным ополчением Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. Другая — Владимирская — чудом уцелела в осажденном поляками Кремле благодаря владыке Арсению.

Святитель Арсений Суздальский
Святитель Арсений Суздальский
Святитель не имел в ту пору наименования «Суздальский». Архиереем он был поставлен еще в Греции в городе Элассоне Фессалийском, и долгое время именовался как архиепископ Элассонский. В 1587 году Арсений по благословению Константинопольского патриарха приехал во Львов, где коло двух лет преподавал в Училище Львовского братства. В 1589 г. благочестивый царь Федор Иоаннович возжелал учредить на Руси патриаршество, и Константинопольский патриарх Иеремия прибыл по этой причине в Москву. Среди лиц, сопровождавших патриарха, был и архиепископ Элассонский Арсений. С того времени святитель Арсений и остался в Москве при Архангельском соборе Кремля, где совершал поминовения «по царским родителям» и назывался на ту пору еще и «Архангельским».

В Смутное время, когда поляки захватили Москву, оккупировали Кремль и арестовали патриарха Гермогена, Арсений Элассонский возглавил православное духовенство в Москве и в Кремле. Вскоре, однако, он и сам был пленен. Его заточили в одной из подземных темниц, где в ужасных условиях он томился полтора года. От тяготы плена, голода и холода святитель жестоко разболелся. Однажды в глухую полночь темничная келья архипастыря Божия вдруг осветилась необыкновенным светом, и он увидел преподобного Сергия Радонежского. «Арсений, — сказал святителю чудотворец, — ваши и наши молитвы услышаны: предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость, и завтра же Москва будет в руках России, и Россия будет спасена». После видения преподобный Сергий даровал страдальцу исцеление от тяжкого недуга.

Так архиепископ Арсений стал вестником небесного милосердия к России.

В это же самое время ополчение русских ратников под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина уже продвигалось к Москве…

Дмитрий Пожарский родился 1 ноября (также совсем рядом с отмечаемым праздником) 1578 г. в селе Подгары, Суздальского уезда. Был он выходцем из древнего рода князей Стародубских. С двадцати лет находился на государевой службе. В тридцать был воеводой. В годы польско-литовской интервенции проявил себя истинным патриотом, умелым полководцем. Войско под руководством Дмитрия Пожарского наголову разбило отряды польских интервентов под Коломной в 1608 г. Незаурядный талант полководца и мужество проявил Пожарский в обороне г. Зарайска и в боях Первого ополчения за Москву в 1611 г.

Когда нижегородцы, откликаясь на воззвание Троице-Сергиевой Лавры подняться на защиту Отечества, стали думать, кого бы им избрать в предводители, кто бы в ратном деле был искусен и не был замечен в измене, все остановились на суздальском стольнике князе Дмитрии Михайловиче Пожарском. Он хоть и не принадлежал к особо знатным княжеским родам и его род не играл раньше важной роли в государственных делах, но зато в прежние времена — вот что было важно! — не лежало на нем никакой неправды, не приставал он к Тушинскому вору, не просил милостей, как многие, корысти ради, у польского короля.

Когда к нему прибыли нижегородские клирики и дворянин Ждан Болтин с посадскими людьми с предложением возглавить ополчение, которое затевалось в Нижнем Новгороде, князь Пожарский сказал:
— Рад за православную веру пострадать даже до смерти. А вы из посадских людей изберите такого человека, который бы мог со мною быть у великого дела, ведал бы казну на жалование ратным людям, — и указал им, в свою очередь, на «человека бывалого» Козьму Минина.

В апреле 1612 года Второе ополчение, во главе которого встали истинные избранники народные Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, миновав Юрьевец, Кинешму, Кострому, прибыло в Ярославль. Здесь ратники оставались несколько месяцев, в течение которых, за счет прибывающих добровольцев из других городов и сел, было сформировано двадцатитысячное войско.

Перед решающим походом на Москву, Дмитрий Михайлович решил съездить в Суздаль, в Спасо-Евфимиевский монастырь, где у Пожарских была своя родовая усыпальница, — помолиться перед сражением у родительских гробов.

В середине августа ополчение подошло к Троице-Сергиеву монастырю.

Когда ополченцы приблизились к окраинам Москвы, от находившегося в плену у поляков святителя Арсения пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленное известием русское войско 22 октября 1612 года сравнительно легко овладело Китай-городом.

Через три дня великий заступник земли Русской преподобный Сергий снова явился святителю Арсению и сказал ему: «Встань и иди в сретенье православному воинству: молитвами Пресвятой Богородицы Господь очистил царствующий град от поляков».

В первый же воскресный день русская рать, предводимая князем Пожарским, и присоединившиеся жители Москвы, всех званий и состояний, двинулись Крестным ходом к Лобному месту. Впереди выступало духовенство с чудотворным образом Казанской Богоматери, хоругвями и крестами. Возглавлял духовенство архимандрит Троице-Сергиевой лавры преподобный Дионисий. «В сретенье» крестному ходу из Флоровских ворот Кремля вышел другой Крестный ход, менее многочисленный и более потрепанный, состоящий, в основном, из уцелевшего кремлевского духовенства, во главе с Арсением Элассонским («Архангельским»). Святитель держал в руках спасенную в заточении от поругания поляков Владимирскую икону Пресвятой Богородицы… Народ, потрясенный встречей двух чудотворных икон, со слезами молился Небесной Заступнице. Тысячи верующих стремились приложиться к стоявшим у Лобного места иконам Богоматери.

Соединенный теперь уже воедино Крестный ход вошел в Кремль, и в Успенском соборе совершено было благодарственное молебствие Пресвятой Богородице о избавлении царствующего града Москвы от врагов.

После изгнания поляков суздальский князь Дмитрий Пожарский был одним из руководителей «Совета всея Земли» — центрального органа управления страной. В 1613 г. за заслуги в освобождении Москвы князь получил чин боярина, был награжден дорогим парадным оружием (саблей), поместьями, но оказался оттесненным на второстепенные роли. После изгнания интервентов из Москвы, он продолжал борьбу за освобождение западных районов страны от неприятеля. В 20−30 годы занимал различные государственные должности, возглавлял Разбойный и Судный приказы, был воеводой в Можайске, Смоленске и Новгороде, выполнял различные дипломатические поручения. Часто бывал в Суздале, где имел в Кремле свой Осадный двор. Делал богатые вклады в Суздальские храмы и монастыри, особенно — в Спасо-Евфимиевский. Дарил целые села и деревни, леса и воды, колокола и духовные книги в драгоценных окладах. Известны такие, к примеру, подарки: расписные резные входные врата в Покровский монастырь. Или: летом 1612 года из Ярославля в Спасо-Евфимиевский монастырь для укрепления города от неприятеля им были отправлены 12 пищалей… Вклады князьями Пожарскими делались и раньше, отцом и дядьями Дмитрия Михайловича. В ответ на такую заботу монастырское начальство отвело для родовой усыпальницы Пожарских и их родственников Хованских самое почетное место рядом с алтарными апсидами Спасо-Преображенского собора — главного храма монастыря. Здесь и был по своей смерти в 1642 году похоронен великий сын русского народа, воин-освободитель князь Дмитрий Михайлович Пожарский. («Причем, скончался — в монашеском звании», — как было сказано в праздничном обращении к пастве архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в Казанском храме перед началом Крестного хода)

Памятник князю Дмитрию Пожарскому в Суздале
Памятник князю Дмитрию Пожарскому в Суздале
В Москве, на Красной площади, на постаменте памятника Минину и Пожарскому начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
В Суздале, в сквере им. Д. Пожарского, перед входом в Спасо-Евфимиевский монастырь, под бюстом — похожая надпись: «Дмитрию Пожарскому благодарная Родина».

Припомним, однако, слова приснопамятного святителя митрополита Филарета (из его работы «Некоторые черты жизни преподобного Сергия после смерти»): «Прославляют любовь к Отечеству. Прославление справедливое и полезное! Бог да умножит в Отечестве нашем людей, достойных такого прославления! Но, славя любовь к Отечеству, не забудем отдать должную славу благочестию, помощи Божественной, молитвам небесных граждан о земном Отечестве. Любовь к Отечеству возбуждается, действует и преуспевает только тогда, когда она одушевляется благочестием, когда руководствуется и утверждается помощью свыше».

Припомним, и вернемся к краткому житийному очерку святителя Арсения, архиепископа Суздальского, духовного ратника Смутного времени.

2 мая 1613 года архиепископ Арсений уже встречал с московским духовенством вновь избранного царя Михаила Федоровича Романова и его мать инокиню Марфу в Кремле и сопровождал их в Архангельский собор на поклонение царским гробницам.

В том же году святитель Арсений был возведен на Суздальскую кафедру. Как архипастырь он был преданным и верным своему долгу избранником Божиим, редким почитателем благолепия Божиих храмов и щедрым благотворителем. При жизни святитель пользовался всеобщим почитанием. Народ видел в нем искреннего исповедника слова Божьего и усердного молитвенника.

Святитель Арсений преставился в глубокой старости, в 1625 г. Погребен он был у западного левого столпа в Богородице-Рождественском соборе Суздальского кремля, где в конце лета этого года и были обретены его святые мощи, и вновь упокоились в раке, у того же столпа.

По блаженной кончине архиерея Божия народ стал почитать его как святого, называя «великим святителем», «чудотворцем» наравне с чтимыми в Суздале святыми Феодором и Иоанном, Евфросинией, Евфимием, Софией… Ко гробу святого владыки часто собирались богомольцы для молитвы и совершения панихид. В течение прошедших веков память святого владыки Арсения благоговейно почиталась, во многих храмах имелись его иконы.
Святителю отче Арсение, моли Бога о нас! Пресвятая Богородице, спаси нас!

P. S.: Еще не закончился молебен в Богородице-Рождественском соборе Кремля, как в противоположном конце города, в Спасо-Евфимиевском монастыре, на внутренней площадке перед надвратным Благовещенским храмом, в котором располагается Музей Д.М.Пожарского, начался гражданский митинг, организованный администрацией Владимирской области, посвященный впервые проводившемуся в стране и в Суздале Дню народного единства. Площадка была запружена многочисленными представителями различных партий и объединений, с соответствующими флагами и транспарантами: «Единая Россия», «Коммунистическая партия», «ЛДПР», молодежная фракция «Яблоко», Союз коммунистической молодежи и т. д. На митинге выступили: губернатор области В.Н.Виноградов, директор Владимирского музея-заповедника А.И.Аксенова, депутат И.Н.Игошин и др.

По окончанию митинга, под радостно-праздничный колокольный трезвон Спасо-Евфимиевской звонницы, состоялось возложение венков и цветов на могилу Д.М.Пожарского, после чего по аллее рядом с могилой маршевым строем прошли молодые кадеты. (Красивейший мавзолей-усыпальница князей Пожарских из белого итальянского мрамора, деньги на который собирала в XIX веке вся Россия, был варварски и бессмысленно разрушен в 30-е годы XX столетия, и теперь на этом месте — довольно скромный железобетонный «памятный знак», типичный для 70-х годов того же столетия, с небольшим лицевым барельефом обобщенного героя-богатыря эпохи древних русских былин, в кольчуге и шлеме. Намного более удачный памятник в сквере им. Д.М.Пожарского перед главным входом в монастырь, упомянутый выше, установлен в 1947 г.).

К сожалению, несогласованность действий светских властей области с Епархиальным управлением Владимиро-Суздальской епархии не позволила — в День народного единства — большинству участников Крестного хода оперативно переместиться из одного конца города в другой и в едином порыве слиться с безусловно нужным и полезным во всех отношениях гражданским праздничным митингом. Первый, блин, как говорится…

Но, в целом, праздник удался.

http://rusk.ru/st.php?idar=103824

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Соловьева Елена Евгеньевна    06.02.2007 13:34
К этой интересной и содержательной статье хотелось бы добавить только одну дату – 29 апреля (12 мая), когда преставился свят. Арсений.
В статье упоминается 17 августа – день обретения мощей святого.
По святцам празднование 23 июня, в день Собора Владимирских святых.
Мой сын крещен Арсением. Какая из дат указанных дат может быть днем ангела?

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика