Русская линия | Сергей Чесноков | 03.11.2005 |
4 ноября прошлого 2004 г. Оргкомитет Покровских Дней в честь Цесаревича Алексия, по итогам своей работы обратился ко всем нижегородским православным общественным организациям с идеей объединения под эгидой Нижегородской епархии. Инициатива была поддержана правящим архиереем Владыкой Георгием, епископом Нижегородским и Арзамасским, и двумя десятками православных общественных организаций.
Первый же положительный опыт совместного сотрудничества для православных общественников представился, когда в Нижнем Новгороде еще шли первые Покровские Дни. В Музее истории и культуры одного из районов города (Московского) тогда открылась кощунственная выставка, так бы и оставшаяся незамеченной, если бы не налаженное среди православных сотрудничество и система оповещения. В результате об этом гнусном событии стало быстро известно в городе и представители разных организаций единым фронтом при поддержке епархии оказали отпор — выставка была закрыта, причем по доброй воле директора.
Как развивались события на протяжении года и есть ли какие-то итоги, свидетельствующие о плодотворности данного объединения, созревающего под эгидой Церкви? На многое ли способны православные, если они вместе? Ведь в Писании сказано: «Где двое или трое собрани во Имя Мое, там и Аз посреде их» (Мф. 18: 20).
В данной публикации хотелось бы коснуться сразу всех тем, которые по отдельности нам пришлось вести на протяжении 2004−2005 годов. Думается, что перед Днем 4 ноября подвести некие итоги будет тем более уместным, что кому как не нижегородцам рассказать, о том, что изменилось в их городе с 1612 года, а какие черты общественного темперамента остались неизменными.
Нижегородская Красная площадь
Так назвала место, к которому в этом году 4 ноября будет приковано всеобщее внимание нижегородский краевед Татьяна Виноградова — инициатор протеста против строительства торгового центра на месте бывшей здесь Казанской церкви, что до революции стояла напротив храма пророка покаяния Иоанна Предтечи, у которого Козьма Минин бросил призыв собирать ополчение. Эта церковь была построена в 1687 г. купцом Афанасием Олисовым в честь Казанской иконы Божией Матери, прославившей нижегородцев во время похода на Москву в 1612 г. и давшей день своего празднования Дню Славы и крестному ходу, ставшему ныне доброй нижегородской традицией.
С этого протеста, а вовсе не с официозного события закладки фундамента под копию некогда увезенного из Н. Новгорода памятника Минину и Пожарскому работы Мартоса, начался 18 января новый 2005 год, когда Нижегородчина стала готовиться к приему высоких гостей. Под протестом как один подписался весь Архитектурно-строительный университет, возглавляемый скончавшимся буквально накануне праздника 4 ноября академиком ЮНЕСКО Валентином Найденко.
Итак, событие 4 ноября 1612 г. вопреки всему официозу вызвало к жизни соответственную ей реальность проявления НИЗОВОЙ народной силы. Нужно отдать должное, власти повели себя в этой ситуации самым достойным образом, показав, что помнят отечественную историю. Да и застройщик Олег Сорокин не стал идти против рожна и как только ему стала понятна историческая ценность церкви сделал жест доброй воли, отказавшись от дальнейшего строительства.
Думаю, что уже в самое ближайшее время, вслед за восстановленным к 4 ноября храм Рождества Иоанна Предтечи и установленным памятником, нижегородцы займутся возрождением и Казанского храма и тогда это место можно будет по праву назвать Второй Красной площадью. Ведь, по словам краеведа Т.П.Виноградовой, «ополчение это как река великая. Начало ее в Нижнем Новгороде. Эта колоссальная масса людская выплывает из Ивановских ворот. А дальше на каждой точке остановки все новые и новые силы вливаются, притоками наполняя ополчение. Начало у нас. А победоносный, мажорный аккорд — на Красной площади, в Москве».
«И пронесем Державную с великою душой»
Эти слова из песни «Крестный Ход» православной исполнительницы Елены Афанасьевой-Высоцкой были написаны еще за год до того, как в марте текущего года развернулись события вокруг храма во имя «Державной» иконы Божией Матери. Конфликт вскрыл не одну язву на теле нижегородского православия и показал, какая реальная сила стоит за громкими декларациями православных о необходимости объединяться.
Что же стало итогом многочисленных крестных ходов, обращений в инстанции, многочисленных публикаций в СМИ, пикетов общественностью застройщика «Социальная инициатива» и его переговоров с Нижегородской епархией? Итогом стал договор, по которому застройщик взял на себя обязательства к концу 2007 г. построить новый храм в честь «Державной» иконы.
Сейчас рядом с бывшим помещением храма, по благословению Его Преосвященства демонтированным, уже стоит железнодорожный вагончик, временная церковь, надо отдать должное, немногим меньших размеров, чем прежний храм. Совершаются богослужения. Однако, к сожалению, поведение застройщика в этом деле оказалось вовсе не столь благородным как в случае с Казанским храмом. Здесь застройщики все еще пышут злобой на защитников храма, возлагая почему-то именно на них, а не на свое неразумие, ответственность за понесенные финансовые убытки. Хотя любому беспристрастному наблюдателю понятно, что не будь выступлений православной общественности, не было бы и вагончика, не было бы и договора… А не будет согласно обещаниям выстроен новый храм — не будет и жильцов, ибо кому нужно жилье в месте, где попран Закон Божий? Но все основания надеяться, что сейчас конфликт уже исчерпал себя.
Косвенным отголоском споров вокруг храмов Божиих стало такое отрадное событие как проведение в Доме культуры Автозаводского района Администрацией Автозаводского района открытых общественных слушаний по поводу строительства жилого массива на территории Автозаводского парка. Правда, на слушание не были приглашены все заинтересованные стороны, экологи, общественные организации, да и розданные во время чтений бюллетени носили явно незаконный характер — первый блин как всегда комом. Важно, что эти слушания проводились на Нижегородчине ВПЕРВЫЕ и этот факт был особо подчеркнут организаторами. Радуемся этому факту и мы.
Источник и храм Алексия
Не менее интересные результаты дало ровно год спустя и привлечение осенью 2004 г. молитвенного внимания православных к источнику и храму в честь Алексия-митрополита в связи со 100-летием Цесаревича Алексия, названного, как известно, в честь великого московского святителя.
Тогда, в 2004 г., было совершена акция по очистке источника 12 августа, а в день крестин и именин Цесаревича как в день рождения на источнике были отслужены молебны, что уже после второго из них подвигло одного из предпринимателей задуматься о том, как обустроить купальню, о чем мы писали в N 4−5 «Пасхального огня».
Сейчас ситуация, пройдя через кризис, пришла к своему разрешению. Когда в сентябре этого года городские власти в силу досадного недоразумения решили сравнять источник с землей, православные выступили с протестом и ситуация была в отличие от двух предыдущих решена до конфликта. Теперь источник будет обустроен, а рядом с ним будет построена часовня. Причем разрешилась ситуация накануне осенней памяти святителя Алексия.
Вспомнить хочется о плодах и другого уже чисто молитвенного действия. С интересной обращением, идея которого была высказана нижегородским поэтом и композитором Валентином Водопьяновым, нижегородский Союз Православных Граждан обратился через газету «Русский вестник», выходящую пятидесятитысячным тиражом ко всем Алексеям, Алексеевичам и Алексеевым, ко всем в чьем имени или фамилии имелось имя Алексей. Призыв состоял в том, чтобы помолиться о возвращении Церкви находящегося невдалеке от источника храма Алексия-митрополита, в котором в годы Советской власти находился Планетарий. С этой же целью первое и последнее мероприятие антитеррористических Покровских Дней проводилось под сводами разоренного храма и говорилось о том, что не только люди, но и храмы становились жертвами репрессий.
Это было в октябре-ноябре прошлого года. Месяц назад СМИ сообщили о том, что Планетарий переезжает, а в храме скоро начнутся богослужения.
Некоторые сомнения
Могут сказать — что особенного, ведь храмы возрождаются и так… На это хотелось бы ответить, что если приглядеться, то за каждым негласным возрождением святыни обязательно стоит чей-то подвиг, чья-то молитва, и как однажды выразилась дивеевская настоятельница матушка Сергия, только там, где читалась неусыпаемая псалтирь, ныне подворья Дивеевского монастыря. Отличие же общественной организации в том, что ее деятельность — гласная. А значит духовный закон действительный и во всех других случаях лишь проявлен, и от того более доказателен, но не более справедлив, чем во всех других случаях, покрытых тайной до будущего века.
Но только ли победы на счету православных нижегородцев? Первым делом на мысль приходит история с опросом общественного мнения по поводу увековечения в Н. Новгороде памяти Цесаревича Алексия. Ровно там, где на площади Комсомольской стояла палатка от фонда «Серафим» и собирались мнения жителей, ныне находится красуется новенькая автозаправка. Но ни памятника, ни какого другого из проектов увековечения памяти Цесаревича до сих пор в Н. Новгороде пока нет.
Что вовсе не удивительно, поскольку отклика на эту инициативу не было, стыдно сказать, даже среди монархистов.
Впрочем, большинство из опрошенных нижегородцев просто не знали кто такой Цесаревич Алексей. Поэтому и данную акцию можно оценивать как в каком-то смысле победоносную, во всяком случае — просветительскую. Посредством неожиданного и даже неординарного предложения о переименовании площади Комсомольской в площадь Цесаревича Алексия к имени Цесаревича было привлечено внимание десятков тысяч нижегородцев. Именно благодаря этому неординарному ходу в условиях информационного вакуума, один даже опрос общественного мнения проведенный в интерактиве по одному из каналов, дал свои плоды. Позволил задуматься над тем, какая же идеология способна прийти на смену Комсомолу. И вообще, нужно ли что-либо взамен.
Путь к Победе
В апреле 2005 г. к руководству нижегородского Союза Православных Граждан обратился известный в Н. Новгороде ветеран в деле организации крестных ходов Г. А.Яхнисов с предложением поддержать его инициативу организации всеобщего покаяния.
Было решено назвать акцию общероссийским покаянным действием «Путь к Победе», поскольку из русской истории известно, что выход изо всех самых страшных кризисных ситуаций прошлого наши благочестивые предки начинали с обращения к Богу, с покаяния, с которого только и может начаться путь к Победе. Началом акции был избран день памяти святого великомученика Георгия Победоносца 6 мая 2005 г. — канун празднования 60-летия Великой Победы.
В 14−00 по московскому времени по благословению старцев верующим было предложено одновременно в разных уголках России и стран Ближнего и Дальнего Зарубежья 7 раз прочитать слова небольшой покаянной молитвы: «Спаси нас, Боже Праведный, всех вместе, отврати Лице Твое от грех наших общих и личных и отдай нам обратно наше богатство — Россию, заключи всех врагов наших в Страх Твой Великий. Аминь». Второй и третий этапы акции прошли 17 июля в день памяти Царственных Мучеников и 19 августа в праздник Преображения Господня.
Информация об акции была опубликована на интернет-сайтах «Русская линия» и «Правая.Ру» и разослана во все епархиальные управления России и стран Ближнего и Дальнего Зарубежья. Был всего один положительный отклик с запросом дополнительной информации (с Украины) и всего один негативный со стороны одного из служащих канцелярии одной из епархий. И это при том, что пресс-релиз рассылался с обратным адресом, на который можно было ответить, а сайт «Правая.Ру» вообще организован так, что свой отзыв можно сделать сразу же по прочтении материала.
Итоги акции один из старцев, благословлявших ее, прокомментировал следующим образом: «Еще не срок. Когда придет время, все двери сами собой распахнутся, и люди будут лишь искать храм, где покаяться, а помогать им в этом будут все стихии, вся природа».
Отрицательный результат, безусловно, тоже результат, поскольку, если раньше можно было лишь отвлеченно-теоретически рассуждать, о том, готов или не готов народ к покаянию, то теперь кое-что проверено на практике. Было решено не назначать дальнейших дат, но продолжать собирать мнения о целесообразности общенародного покаяния, его формах.
* * *
Подводя накануне очередного праздника, как перед Новым Годом, некоторые итоги, невольно задумываешься, а что же важнее — победы или поражения? Так получилось, что еще в прошлом году лейтмотивом «Покровских Дней» в честь Цесаревича Алексия стала поэтическая нота «Слова о полку Игореве», известного всем со школьной скамьи повествования древнего автора о поражении русских войск на реке Каяле.
В этом году нижегородский поэт энтузиаст Валерий, лесовод по образованию, на свой страх и риск предпринял новый перевод этого древнего памятника, причем, так и назвал его — «Каяла». Чтобы хоть как-то защититься от бесчисленных нападок со стороны «профессионалов» от поэзии и истории, считающих, что переводить «Слово» немыслимо «ведь уже существует семь переводов».
Но каждую весну почки расцветают заново, и каждый раз Русская земля вновь родит таких людей. Ну разве не такими людьми и держится еще Россия? Или такими, как, например, секретарь балахнинской администрации Людмила Грундель, которая в свободное от работы время в стечении 30 лет писала не имеющий аналогов трехтомный труд об истории своего города Балахны — родины Кузьмы Минина. В труд объемом 1500 страниц формата А-4 вошло все, начиная от истории балахнинских бань и кончая историей балахнинского такси. Но мало того, что такой труд женщина, мать сына инвалида и бабушка полудюжины находящихся у нее по этой причине на шее внуков, сумела написать. Она его сумела — прямо к 4 ноября издать! Пускай тиражем всего в 200 экземпляров.
Наверное, если разобраться, то в основе каждой из таких побед лежит какое-то очень горькое, чаще всего невидимое взору окружающих, поражение. Ведь и Л. Грундель, чтобы издать свой труд должна была решиться продать свою дачу и автомобиль…
Если обратиться к истории, то можно вспомнить, что даже день рождения Красной Армии — был днем позорного поражения, и это тем более удивительно, что подобный, подлинно христианский пафос восприятия поражения как победы непобедимо пророс даже в советское, атеистическое время. Не стоит объяснять, что при православной власти это восприятие находилось в самом центре внимания, как крест — в основе христианской культуры.
Все эти мысли неизбежны при размышлениях над перспективами затянувшегося на протяжении целого года создания Георгиевского Православного Союза, аналогов которому (объединения патриотических организаций под эгидой церкви) во всей России, кажется и нет. Имя Св. Георгия, которого православные общественники избрали в качестве своего небесного покровителя, дорогого стоит. Возьмут ли заявленную высоту жители Новгорода Земли Низовской?..
А, может быть, эти нижегородские заметки покажутся небесполезными при размышлениях над смыслом другой приближающейся крупной даты этого года — 100-летия создания Союза Русского Народа (21 ноября)?..
Мы не торопимся, копим опыт. Ведь к Нижнему за помощью обращаются, когда ниже уже некуда…
Сергей Чесноков, пресс-секретарь НРО «Союз Православных Граждан»
http://rusk.ru/st.php?idar=103820
Страницы: | 1 | |