Русская линия
Русская линия Николай Симаков02.11.2005 

Исповедник Православия и России
Сегодня день памяти митрополита Иоанна (Снычева)

«Вы счастливые. Владыка Иоанн — Архирей Божией милостью, вы его слушаете. Но сладости на земле не ищите…»
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

На протяжении всей истории нашего Отечества в эпохи духовной смуты и разорения государства, промыслительно появлялись великие молитвенники, заступники и печальники Земли русской. Они возвещали народу правду Божию, выводили его на путь спасения и единства, бесстрашно обличали грехи и пороки, звали мужественно стать за веру православную.

Митрополит Иоанн (Снычев), картина Ф.МосквитинаНа исходе ХХ века наш многострадальный народ, измученный новой смутой и разорением страны, нашел своего заступника в смиренном митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне. Он воистину стал молитвенником и печальником Земли русской. Его проповеди, беседы, статьи, книги, выступления и обращения к народу в периодической печати пронизывала искренняя, из глубины души идущая боль и тревога о дорогой, родной его сердцу России.

В одной из статей, которая так и называется «Плач по Руси Великой», он писал: «Болезнует сердце и скорбит душа, Господи, глядя, как калечат и мучают Святую Русь — избранницу твою, Подножие Престола Твоего, земное небо, кладези веры, верности и чистой любви… Томится дух и плачет безутешно, облекая горький плач свой в слова древней молитвы: „Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России!“ — Так дерзновенно взывал некогда ко Господу великий русский праведник и чудотворец, отец Иоанн Кронштадский. Так бы и нам всем вопиять ныне, памятуя древнюю славу Руси, скорбя над ее нынешним убожеством и срамом» (Митр. Иоанн. «Одоление смуты». С.75−76). Печалование и болезнование о России не покидало Владыку Иоанна и проявлялось постоянно. В этом отношении характерен такой эпизод. Когда один из священников при встрече с архиереем спросил его о здоровье (Владыка часто болел и сильно страдал от телесных недугов), то услышал в ответ: «Да что мое здоровье, надо думать вот, как спасти нам матушку-Русь!» И эта, казалось бы, «негромкая фраза» прозвучала в устах Владыки так просто и искренне, с такой неподдельной скорбью, что надолго оставила след в душе его собеседника.

Глубокая, потаенная молитва ко Господу и печалование за свою паству было главным, сокровенным, архипастырским его служением. «Я плакал пред Богом навзрыд, просил его защитить невинных и возбудить мужество у людей, — писал он в своем дневнике. — Господи, умолял я благость Божию, не дай ради Твоих страданий посмеяться врагу над нами. Разруши его козни. Утешь немощных. Покажи, что Ты и теперь действуешь и защищаешь взыскивающих к Тебе» (Еп. Иоанн. Воспоминания очевидца" // СПБ епархиальные ведомости. Вып. 15. С.57).

Став в декабре 1965 года епископом Сызранским, он, как архипастырь Церкви взошел на русскую Голгофу, подняв на свои плечи крест апостольского служения — исповедничества истинной веры Христовой, святоотеческих преданий Церкви и заветов Святой Руси. Вся его жизнь становится духовным подвигом, ежедневным «полаганием души своей за други своя…». Воспитанный старцем-митрополитом Мануилом (Лемешевским) на святоотеческом православии, епископ Иоанн был духовно подготовлен к этому крестному пути.

Кроткий и смиренный архипастырь был неутомим в служении Богу. Владыка ежедневно совершал Божественную Литургию. На Пасху и Рождество Христово постоянно объезжал приходы и храмы своей епархии. Через год после кончины митрополита Мануила, в 1969 году Владыка Иоанн утверждается епископом Куйбышевским и Сызранским, а позднее, в 1972 году, становится и временно управляющим Чебоксарской епархией. В сентябре 1976 года патриаршим указом он был возведен в сан архиепископа. В эти годы Владыке пришлось столкнуться с разными видами гонений на Церковь со стороны местных властей, всеми силами добивавшихся закрытия храмов в его епархии. Особенно тяжелым было положение Церкви в провинции.

В своем дневнике «Воспоминания очевидца» епископ Иоанн писал: «Словно сильная буря, охватило мое бедное сердце предчувствием ожидаемых скорбей, грядущих на Церковь Христову. Безбожие торжествует и в борьбе с Церковью применяет всевозможные способы ее ликвидации. Каким варварством дышит произвол местных властей в разрушении Петропавловской церкви в Бузулуке. Тысячи верующих жаждали посещения церкви, но произвол делает свое… Двенадцать дней отстаивали верующие свою святыню, но не устояли: в одну из ночей сотни юношей комсомольцев и мужиков, словно дикие вепри, окружили храм и начали свое дело… Стоны и крики бедных старух и стариков, охранявших церковь, наполнили воздух. Но ничего не смягчало сердца остервеневших атеистов. И пинками и кулаками освобождали ратоборцы церковь от верующих. Специальная машина забирала людей и отвозила в отделение милиции. Прошло несколько часов и от храма остались только одни осколки да горы земли» (Еп.Иоанн. Воспоминания очевидца. СПБ епархиальные ведомости. Вып. 9. С.36). Трудно поверить, что эта запись сделана 21 апреля 1961 года.

Несмотря на гонения безбожных властей, Владыка сумел отстоять от закрытия и разорения многие приходы своей епархии. Добиться расширения и благоукрашения действующих, а позднее и открытия новых приходов. Он стал эти тяжелые годы истинным пастырем для своей гонимой паствы.

В 60−70-е годы, когда официальная идеология «научного атеизма» декларировала превосходство и победу «науки» над «религиозными суевериями», Владыка в своих многочисленных проповедях обращался к сердцам своих прихожан, желая укрепить в них живую и спасительную веру во Христа. «Вот и мы с вами, возлюбленные братья и сестры, не должны забывать, что истина восторжествует в любых обстоятельствах. Хотя будут ее унижать, будут над ней смеяться, но истина все равно восторжествует всегда. Многие святые достигали духовных высот среди смеха и неприязни, среди ненависти человеческой. Итак, братья и сестры, — возглашал архипастырь. — Возлюбим истину Христову! Придем ко Кресту Господню, поклонимся ему, облобызаем пречистые ноги Спасителя. Пусть его пречистая кровь омоет и наше тело, и нашу душу, дабы нам крепиться на спасительном пути и достигнуть вечного спасения и жизни во Христе Иисусе Господе нашем, которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веке веков. Аминь» (Митр. Иоанн. Голос вечности. СПб., 1994. С.45−46).

Как правящий архиерей, он прежде всего стремился, проповедуя, указать своей пастве путь к спасению в благодатной жизни Церкви, в ее Таинствах. В одной из своих проповедей на праздник Покрова Божией Матери, он говорил: «Какие же камни должны лечь во главу храма нашего спасения? Прежде всего — это молитва к Богу и таинства, которые имеет в недрах своих Святая Церковь: Таинство крещения, Таинство миропомазания, Таинство покаяния, Таинство святой Евхаристии. Привосокупим к этому добрые дела — и получим все необходимое для спасения. Блаженни милостивий, яко тии помилованы будут, блаженни миротворцы, яко тии сынове Божий нарекутся. Вот, возлюбленные братья и сестры, что необходимо нам в деле нашего спасения!» (Митр. Иоанн. Голос вечности. СПб., 1994. С. 156).

В эти годы Владыка Иоанн, под руководством митр. Мануила трудился над составлением каталога русских православных архиереев. Он продолжал работу над ним и после кончины своего аввы-митрополита, доведя по хронологии до 1985 года. Владыка стал одним из самых крупных историков Русской Церкви 20-го века.

От митрополита Мануила он унаследовал и большую любовь к Святоотеческому Православию. В течение всей жизни Владыка постоянно читал и изучал творения святых отцов Церкви. Он глубоко усвоил их аскетический стиль и опыт, стараясь всегда следовать за ними в своей духовной жизни. Любимым чтением митрополита были творения русских святителей: Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), Филарета (Дроздова), св. прав. Иоанна Кронштадского. В проповедях, беседах и выступлениях он призывал нас обращаться к ним за советом, как начать духовную жизнь во Христе и обрести спасение.

Как истинный архипастырь Церкви, Владыка стал хранителем чистоты Святоотеческого Православия. В своих многочисленных обращениях он завещал нам хранить, как зеницу ока, чистоту истиной, спасительной веры Христовой, унаследованной нами от Святой Руси. Главным назначением и призванием России в 20 веке, в эпоху великих гонений, страданий и смут, Владыка считал прежде всего — исповедническое стояние русского народа в Вере Православной.

«Знайте все: Русь идет своим исповедническим, мученическим, жертвенным путем, предначертанным ей всемогущим Промыслом Божиим! Именно в этом залог спасения и воскресения матушки Руси.» «Сохранение полноты и целостности апостольского, святоотеческого Православия — первейший долг Церкви, первейшая обязанность любого верующего человека. Покуда цело Божественное учение, сильна и необорима Церковь Русская. Поколеблемся в вере, смалодушничаем, поддадимся соблазнам — утеряем церковную благодать, лишимся спасения, погубим себя и Россию!», — писал он в одном из своих посланий. Большое внимание Архипастырь уделял духовному просвещению нашего города. Он отредактировал и издал книги св. Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?», «Ключи разумения», написал большую работу о святителе Филарете Московском и издавал его труды. В течение всей жизни Владыка Иоанн неустанно стремился к тому, чтобы через великие творения Святых Отцов Церкви и подвижников благочестия, духовно окормлялся русский народ, обретая путь ко Христу, спасаясь от лжи и обмана.

Священный Синод Русской Православной Церкви 20 июня 1990 года назначил Владыку Иоанна митрополитом на Санкт-Петербургскую кафедру. С 1990 года начался период его архипастырского служения в нашей епархии, который продолжался до ноября 1995 года. Этот период стал особым во всей его подвижнической жизни.

В начале 90-х годов в нашей стране началось соблазнение людей «золотым тельцом», культом наживы, страну захлестнула волна сектантства, оккультизма и откровенного колдовства. Появились многочисленные западные проповедники различных лжеучений, сеющие ереси и расколы. Стало очевидно, что фактически началась информационно-идеологическая колонизация России Западом с целью духовного порабощения ее народа.

Понимая всю опасность и коварство нового нашествия, Владыка Иоанн как Архирей от имени всей Церкви призвал русский народ стать на защиту Православия и Святой Руси: «Восстанем же, братия! Облечемся в святую ревность, отринем уныние и робость! Се, ныне Господь призывает нас поработать на ниве Своей, да не услышим осуждающий глас Его: Знаю твои дела, ты не холоден, ни горяч, о, если бы ты был холоден или горч! Но как ты тепл, а не ревностен и покайся! (Апок. 3. 15−16, 19). Покаемся же в нерадении своем и поревнуем святому делу Божию — возрождению Дома Пресвятой Богородицы, Святой Руси! (Митр. Иоанн. Голос вечности. СПб., 1994. С.256).

На вопросы многих людей, как спасти народ и страну от этого страшного зла, Владыка неизменно отвечал: «У нас есть единственный путь спасения — путь объединения вокруг наших вековых святынь, путь возрождения русской соборности, державности, путь духовного прозрения и очищения. Сумеем пробиться к Богу сквозь толщу лжи и клеветы, нагроможденную христоненавистниками, значит сумеем возродить Святую Русь. Отступимся — Россия погибнет». «Два Рима пали в ересях, — писал митрополит Иоанн, — и в суетных соблазнах мира сего, не сумев сохранить благоговейную чистоту веры, чистое и светлое мироощущение апостольского православия. Первый — наследник мировой империи языческого Рима — отпав в гордыню католицизма. Второй (Византия) поступившись чистотой Церкви ради сиюминутных политических выгод. Третий же Рим — Москва, государство русского народа, и ему всемогущим промыслом Божиим определено отныне и до века хранить чистоту православного вероучения, утверждающего конечное торжество Божественной справедливости и любви.

Судьба России имеет важнейшее значение не только для нас с вами. Ее будущее имеет воистину космическое значение. Россия — это последнее убежище истинной веры, здесь находится последняя всеми гонимая Церковь времен общей апостасии и воцарения антихриста (Митр. Иоанн. О роли Церкви в духовно-нравственном воспитании народа. СПб., 1996. С.21−22).

Главной своей задачей и долгом архипастыря Владыка Иоанн считал необходимость способствовать всеми силами возвращению многих людей к спасительному пути веры и благодатной жизни в лоне Матери-Церкви. Он постоянно говорил об этом в своих многочисленных проповедях, беседах и встречах с прихожанами. Его трудами и усердием число действующих храмов в Санкт- Петербургской епархии увеличилось за пять лет более, чем в три раза. Были выстроены и открыты новые церкви и храмы при больницах, тюрьмах, роддомах, кладбищах. За пятилетний период своего архиерейского служения на Санкт-Петербургской кафедре им было рукоположено во священство и диаконство более двухсот клириков. Кроме проповедей за богослужением, Владыка часто встречался с жителями нашего города, он постоянно выступал и вел беседы, отвечал на самые актуальные вопросы жизни. Большое внимание и заботу он уделял духовно-нравственному просвещению. По его благословению в епархии появились центры православного просвещения и катехизации. Владыка благословил создание православных братств и сестричеств для защиты веры от различных ересей, для духовного просвещения и милосердной помощи людям, попавшим в беду. В его лице народ обрел праведника и заступника, вышедшего из глубин простой крестьянской, исконно-почвенной матушки-Руси. Смиренный и кроткий, он в течение всей жизни был истинным подвижником благочестия, бережным хранителем святоотеческих традиций духовной жизни.

В самом конце своего земного подвижнического служения Церкви Христовой Владыка как истинный Архирей Божий выступил в защиту Православия от самой опасной ереси 20-го века — экуменизма. «Желание уравнять в правах Русскую Православную церковь с какой-нибудь протестантской сектой есть не что иное, как попытка втянуть Россию в тот гибельный процесс духовной деградации, который превратил сегодня Запад в бездушное и обезверившееся «общество потребления», — писал он.

Владыка Иоанн любил Церковь и призывал всех нас стать верными ее чадами, чтобы спастись в ее ограде и обрести благодать Божию. Он был историком, богословом и ревнителем ее соборного единства, глубоко понимавшим, что вне Церкви нет спасения для страждущей России.

Старец Архимандрит Псково-Печерского монастыря в письме к своей духовной дочери писал: «Вы счастливые, Владыка Иоанн Архирей Божией Милостью, вы его слушаете. Но сладости на земле не ищите».

Митрополит Иоанн был послан многострадальному русскому народу, и он стал для многих настоящим народным архипастырем. Измученный ложью и обманом демократических рыночных реформ. Наш народ увидел в смиренном Владыке Иоанне своего духовного вождя, учителя и исповедника правды Божией.

Мы верим, что в лице смиренного и кроткого митрополита Иоанна наш народ обрел не только на земле, но и на небе своего заступника, покровителя и молитвенника у престола Божия.
Господи, помяни во Царствие Твоем приснопамятного митрополита Иоанна, а нас помилуй его святыми молитвами. Аминь.

http://rusk.ru/st.php?idar=103812

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru