Русская линия | Людмила Ильюнина | 31.10.2005 |
Книга состоит из нескольких частей, в которых с разных сторон раскрывается сущность владычного служения митрополита Иоанна. В первой части, где даны обобщенные биографические статьи, весь жизненный путь владыки раскрывается, как «вырастание в меру возраста Христова». Мы видим, как из смиренного послушника митрополита Мануила (Лемешевского), вырос тот, кто проникся святым рвением не только о делах, вверенной ему епархии, отдельных городов и весей, но и болезнованием сердечным о судьбах всего Отечества. Это святое рвение уподобило митрополита Иоанна древним Святителям, которые действовали и проповедывали, исходя из убеждения, что народ и Церковь нерасторжимы, исходя из чувства ответственности перед Богом за всероссийскую паству (даже вне зависимости от воцеркволенности). Для воспитанного в многолетней советской зашоренности народа, это было как «гром среди ясного неба», недаром владыка носил имя того, кого вместе с братом именовали «сыны Громовы». В конце восьмидесятых, в начале девяностых годов прошлого века сама возможность обращения церковного иерарха ко всему народу со страниц светской печати, на научных форумах, с экрана телевидения была почти шоковой. Служение владыки Иоанна тех лет мы бы уподобили и служению пророческому, — он так же, как древние пророки, болезнуя о греховном состоянии народа и неправде его правителей выступил со словом обличения, вразумления, предостережения. Он, как древний пророк, от лица Высшей Правды возвестил народу: если вы пойдете по тем путям, на которые толкают вас правители неправедные и ваши собственные страсти, то неизбежно этот путь приведет вас к погибели.
И, как всякое слово истинного пророка Божия, предсказания владыки Иоанна на наших глазах сбываются — народ русский неуклонно сокращается и в численности своей и как носитель мирового нравственного потенциала.
Прочитав первую часть книги, выпушенную издательством «Сатис», мы только можем воскликнуть: «Увы, нам, увы, владыка, „страшное, которого я страшился, пришло на нас“! Не послушались мы Вас, не успели во время протрезвиться духовно, а теперь пожинаем плоды своего легкомыслия!»
Однако, вторая часть книги не дает нам впасть в уныние. В ней собраны воспоминания тех, кто был близок к митрополиту Иоанну при жизни, и, что сейчас еще важнее — свидетельства молитвенной помощи его людям и по кончине. Большинство из собранных кратких рассказов публиковались раннее в газете «Православный Санкт-Петербург», что еще более увеличивает их ценность, — не к юбилейной дате собирались эти свидетельства, «от избытка сердца глаголали уста» — люди присылали свои рассказы в газету на протяжении всех десяти лет со дня кончины приснопамятного митрополита Иоанна. К этим свидетельствам хочу от себя добавить пожелание издателям: при переиздании книги включить в ее состав свидетельства тех людей, которые постоянным потоком притекают на могилу на кладбище Александро-Невской Лавры. Женщина, которая вот уже десять лет несет послушание на могилке (ежедневно следит за лампадкой) может пересказать немало сердечных исповедей тех, кто по молитвам владыки Иоанна получили разрешение от семейных, трудовых неурядиц, получил исцеления от физических и душевных недугов.
Постоянный, кропотливый труд по собиранию свидетельств такого рода мог бы послужить делу чаемой народом (а сроки известны только Господу) канонизации митрополита Иоанна.
В третьей части книги издатели дали слово самому владыке.
Особенностью каждого истинного старца (а таковым владыка Иоанн без сомнения был) является то, что «с каждой душой он говорит наедине», пробуждая духовную глубину в человеке. Из обширного письменного наследия митрополита Иоанна издатели «Сатиса» выбрали именно те высказывания, которые обращены непосредственно к душе каждого человека. Здесь он нам предстоит не только как гражданин, патриот и святитель с большой буквы, но как монах-подвижник, молитвенник, духовный отец, старец.
Согласно православной традиции все деяния человека испытываются его смертью — «Конец всему делу венец». О смерти Владыки Иоанна, именно как о венце, говорится в очерке Николая Коняева. Зоркий писательский глаз усмотрел то, что могло бы остаться незамеченным — кончина владыки не была ни случайной, ни внезапной. О приготовленности к смерти, о предчувствии ее приближения свидетельствовали и близкие владыки, воспоминания которых так же собраны в последней части сатисовской книги.
В довершении скажем, что книга содержит многочисленные фотографии митрополита Иоанна, предоставленные редакцией газеты «Православный Санкт-Петербург», одни из самых удачных (в том числе и та, что размещена на обложке) принадлежат известному питерскому фотографу — Людмиле Ивановой.
Книгу «Владыка» можно не только читать, но и перечитывать, что является ее несомненным достоинством. Происходит это еще и от того, что в целом она несет «дух мирен», в ней нет неспокойных призывов к разделению и ратоборству друг с другом, чем в последнее время мы, православные, на радость врагу зачастую занимаемся.
Молитвами приснопамятного митрополита Иоанна вразуми, просвети и помилуй нас, Господи.
http://rusk.ru/st.php?idar=103800
|