Русская линия
Русская линия Сергей Чесноков26.10.2005 

Сергей Чесноков: Вторые Покровские дни в златой цепи нижегородских торжеств

С 11 по 28 октября Союз Православных Граждан на базе школы N 14 по благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Георгия, епископа Нижегородского и Арзамасского, проводит Вторые Покровские Дни в честь Цесаревича Алексия. С одним из организаторов, выпускающим редактором газеты «Пасхальный огонь», пресс-секретарем Нижегородской региональной организации «Союз Православных Граждан», кандидатом исторических наук Сергеем Валентиновичем Чесноковым беседует нижегородский журналист Александра Басова.

— Как возникла идея проведения Покровских Дней в честь Цесаревича Алексия?

— В 2004 году я был приглашен работать редактором официального сайта Оргкомитета по подготовке торжеств в честь 250-летия преподобного Серафима Саровского. Работа заключалась в том, чтобы используя имеющийся сайт предыдущих торжеств 2003 года в честь 100-летия канонизации преподобного, сделать постоянный сайт, на котором было бы все о Серафиме Саровском, но применительно к современности — своеобразная летопись возрождения Четвертого Удела Божией Матери. К сожалению, из-за недостатка финансирования, на сайт удалось поместить лишь 5% из собранных мною материалов, однако сама атмосфера Оргкомитета породила идею проведения торжеств в честь 100-летия Цесаревича Мученика Алексия. Это было тем более органично, что Цесаревич был вымолен на нижегородской земле, в Дивееве, на Саровских торжествах 1903 г., 100-летие которых как раз и праздновалось в 2003 г.

Действительно повторений не бывает и в отличие от 2003 г. в 2004 г. центр мероприятий в связи с 250-летием со дня рождения Серафима Саровского переместился, как и следовало ожидать, в Курск — на родину преподобного. На нижегородчине же прошли торжества в честь Цесаревича, причем инициатива шла снизу, как некогда начинались и Саровские торжества — из-за общенародной любви к преподобному Серафиму.

Идею проведения торжеств в честь последнего Наследника Российской Империи поддержала новорожденная организация — созданное 17 февраля 2004 г. нижегородское отделение общероссийского движения Союз Православных Граждан, где мне была предложена должность пресс-секретаря.

— А почему Дни в честь Цесаревича Алексия были названы не Алексеевскими, например, а именно Покровскими?

— Идея была поддержана в прошлом году сразу по нескольким причинам. Во-первых, день рождения Цесаревича Алексия приходится на 12 августа, когда все в основном в отпусках. Поэтому основную тяжесть мероприятий было решено перенести на октябрь, поскольку именины Цесаревича — память святителей Московских — празднуются 18 октября. Ближайший же крупный церковный праздник — Покров (14 октября). Во-вторых, главная улица Н. Новгорода — Большая Покровская, а с самим Нижним у Династии Романовых, последним представителем которой был Цесаревич Алексий, была связана ее предыстория — победоносное Нижегородское ополчение Минина и Пожарского. Остались воспоминания нижегородской старицы приснопоминаемой схимонахини Марии (Кудиновой), записанные поэтессой Марией Сухоруковой, об одном любопытном случае, произошедшем с Цесаревичем Алексием на Большой Покровской во время приезда Царской Семьи в Нижний в 1913 г. на празднование 300-летия Дома Романовых. Наконец, в третьих, сам праздник Покрова, праздник русский, более того — это праздник русской державности. Покров символ русской зимы и того державного Покрова Матери Божией, который Она держит над России. Ведь Россия — Дом Пресвятой Богородицы, и Пречистая Заступница не раз и не два спасала его от врагов, как об этом свидетельствуют чудеса, записанные в анналах отечественной истории.

Вообще, во всей той цепи нижегородских торжеств, которая началась с приходом в 2003 г. на нижегородскую кафедру нового архиерея епископа Георгия (Данилова) мне видится некий единый мистический смысл.

— Поясните, пожалуйста, что Вы имеете в виду?

— Как историк могу сказать, что в истории есть некая череда знаменательных совпадений. Каждое из них, конечно же, заслуживает отдельного разговора и я надеюсь когда-нибудь посвятить этой теме отдельную статью или даже цикл статей (первой из которых была статья о связи Георгиевского храма в г. Гусь Хрустальный с именем Цесаревича Алексия, опубликованная «Русской линией» в 2004 г.). В исторических юбилеях и торжествах, начиная от 100-летия канонизации преподобного Серафима и кончая нынешним 60-летием Победы и Днем Единения и Согласия внимательному взору открывается золотая цепь времен.

Причем своеобразным ключом, позицией наблюдателя, на мой взгляд, являются торжества в честь 100-летия Цесаревича Алексия, вот почему из Нижнего Новгорода, где они прошли наиболее широко, всю панораму президентского правления В.В.Путина, начавшегося с прославления летом 2000 г. Царственных Мучеников, видно, быть может, наиболее отчетливо. Кстати, тогда, в 2000 г., 12 августа, в день открытия Архиерейского собора и день рождения Цесаревича Алексия погибла АПЛ «Курск», в результате чего собор, прославивший новомучеников и Исповедников Российских, прошел под знаком траура.

— Вы думаете, что с приездом Патриарха и Президента в Нижний Новгород на День Единения и Согласия 4 ноября эта цепь замкнется?

Все вышеприведенные рассуждения к тому, что празднование Дня Единения и Согласия вовсе не последнее в ряду торжеств, ибо нас ждет главное торжество — та Пасха, которая предречена многими русскими святыми и, прежде всего, преподобным Серафимом Саровским. Но для того, чтобы мыслить об этом, нужно много благоразумия и смиренномудрия. Она возможна только при условии общенародного покаяния. Теме покаяния в историческом контексте я намерен посвятить свою докторскую диссертацию и в настоящее время уже занялся сбором материала для нее.

— В чем специфика нынешних Вторых Покровских Дней?

В этом году чтения были посвящены новому празднику и носили название «Нижегородцы в судьбе Династии Романовых и России», поскольку именно Нижегородское ополчение Минина и Пожарского посадило на Престол Династию Романовых и тем самым восстановило в стране мир и благосостояние, разрушившееся в феврале 1917 г.

Подытожу, в прошлом году основная логика мероприятий привела к тому, чтобы заниматься со школьниками, молодежью. Взрослый человек может лишь сознательно, зачастую методом «от противного» прийти в церковь. Ему сложнее помочь. И наоборот молодежь — это наш шанс. Это действительно благодатная точка для приложения наших пока небольших, к сожалению, сил.

Вместе с тем мы не забываем и тех, кто нам помог в проведении первых Покровских Дней, но в силу разных причин не смог принять участие в нынешних.

— Смотрю на программку нынешних «Покровских Дней» и вижу, что в этом году они прошли вовсе не с тем размахом, что в прошлом.

Повторюсь. Если весной в связи с 60-летием Победы СПГ взаимодействовал с молодежью в лице организации «Наши», то сейчас, осенью все наши усилия были направлены на то, чтобы установить более тесные контакты со школой, войти в ритм ее жизни, понять на какой основе может вестись по-настоящему плодотворное сотрудничество. Чтобы не распыляться, нами была выбрана школа N 14. Но это не означает, что с другими школами, с которыми в прошлом году были завязаны теплые взаимоотношения, мы не будем работать дальше.

То же самое касается и широты мероприятий прошлого года. К заявленному тогда богатству тематики мы надеемся обязательно вернуться в будущем, но уже на новом витке, двумя ногами встав на то, что нами теперь осознано как главное — работа с молодежью. Вообще, как выразился один в своем выступлении на открытии чтений из учредителей СПГ С.Ю.Клестов: «Сейчас Покровские Дни находятся еще в школьном возрасте, но мы надеемся, что в будущем они станут подлинно общегородским праздником, событием в культурной жизни нижегородчины».

Я в это тоже верю, ибо какая же главная наша улица Нижнего Новгорода, если не Большая Покровская? И если мы хотим славы нашему городу, то и возрождать ее нужно со старинного русского Праздника Покрова. Пока храма Покрова в городе нет, но есть находящая на его территории школа N 14, именно поэтому главный упор мы делаем именно на работе в ней. Главное, чтобы фундамент был прочный, чтобы строить не на песке, а на камне.

Вообще второй год обычно показателен в том смысле, что если какое-то начинание переходит этот рубикон, то оно развивается дальше. Меня в этом смысле порадовало, что директор школы N 14 Матвеева Елена Ивановна оговорилась на открытии Дней, что они проводятся уже в третий раз. Оговорка очень утешительная. Покровские Дни подлинно вошли в жизнь этой школы, стали Днем Школы, молва широко разошлась и показателен тот факт, что даже жители окружающих домов стали считать Покров своим праздником — престолом. Вообще храм этот очень интересен, он создавался попечением князей Грузинских, в честь которых названа одна из улиц нашего города. В этом храме хранились грузинские святыни, связанные с именами св. равноап. Нины и великомуч. Георгия, частицы их мощей. В готовящемся сейчас к изданию сборнике «Покровских Дней» будет статья депутата ГД РФ, профессора Н.А.Бенедиктова «Нижегородский Покровский храм и его последний настоятель священномученик Андрей Бенедиктов».

— А Вас не смущает участие в Покровских Днях таких фигур как Бенедиктов? Конечно, это высоко образованный человек, профессор, но он все-таки однозначно ангажирован КПРФ.

Во-первых, не однозначно. В июле 2004 г. он сложил с себя обязанности первого секретаря Нижегородского обкома из-за расхождения с линией Зюганова. Во-вторых, школьные педагоги без сомнения выученики атеистической школы и выступление перед ними Н.А.Бенедиктова, до сих пор позиционирующего себя как сомневающегося и атеиста, но при этом положительно относящегося к русской православной традиции и имеющего среди учеников множество верующих, на мой взгляд, очень полезно. Вообще праздник 4 ноября, на мой взгляд, имеет непосредственное отношение и даже уточнение смысла Великой Октябрьской революции, пусть и не во всей полноте, но все-таки восстановившей государственность. К сожалению, коммунистов боятся, и в Церкви с ними мало кто работает, хотя без сомнения это люди с религиозной психологией и чаще всего очень достойные. Наконец, в-третьих, мы не закрыты от людей самых разных политических убеждений. Такова изначальная идеология СПГ — организации внепартийной. В прошлом году, например, был заявлен доклад С.М.Дмитриевского, радикального активиста и идеолога нижегородского общества русско-чеченской дружбы. Доклад был посвящен истории храма Алексия-митрополита, который этой осенью освобождается от планетария. Важно чтобы люди были достойные, образованные и разговор велся на высоком уровне. Мы открыты и для дискуссии и для сотрудничества. Так, в этом году помощь «Покровским Дням» оказал В.Е.Агафонов, к.э.н., член политсовета нижегородской «Единой России». Мы готовы сотрудничать со всеми, кому с нами по пути к возрождению Православной Государственности, мы за Единение и Согласие на основе святоотеческого Православия.

Внепартийность — неотъемлемая черта монархического мировоззрения, которое единственное следует считать подлинно церковным.

— Были ли в Нижнем Новгороде проведены какие-нибудь еще мероприятия к Покрову?

14 октября в Медицинском колледже были организованы чтения под одноименным названием «Покровские Дни», что не может не вызывать оптимизма, поскольку свидетельствует о том, что наше начинание набирает популярность. Особо приятно отметить, что организатором этих Дней является Ю.Н.Покровский, принимавший участие в проведении первых Покровских Дней. В этом году он принял решение об уходе из СПГ, но, как видим, идеи нашей организации он все равно продолжает развивать и это не может не радовать — будучи экономистом по образованию, Юрий Николаевич увлекся проведением гуманитарных чтений.

Вообще же, цель СПГ, чтобы Покровских Дней стало на нижегородчине как можно больше. Именно для этого мы и издаем сборники тезисов выступлений, в этом году задуманные как методические пособия для уроков по школьной и внеклассной программе. Соответственно предлагаем всем желающим обращаться к этому первоисточнику, который по выходе в свет будет направлен в библиотеки и школы города и области. В этом году планируется издать два сборника. Один, посвященный теме Царской семьи. Это уроки по истории, словесности, краеведению, МХК, биологии, географии, математике, иностранному языку. Другой — по теме Покрова, где спектр уроков несколько уже, но тема не менее интересна, тема праздников вообще и тема Покрова собственно. Мы бы хотели, чтобы Покровские Дни проходили во всех школах и библиотеках, в которых православные педагоги и сотрудники не стесняются своего вероисповедания.

Приезжавший на прошлые Покровские Дни московский кинорежиссер В.Е.Рыжко, выступая в 35-й школе, высказал, на мой взгляд, очень перспективную идею о том, чтобы в школах, где для этого созрели необходимые условия, создавались уголки, посвященные Царской Семье Николая II. Все мы еще помним красные уголки, которые были в школах в советское время. Теперь коммунистическая идеология пала, но неужели сама идея школьной святыни должна кануть в лету? Пока свято место занимают лишь оставшиеся с советского же времени школьные музеи. Здесь же речь идет о живом уголке и о том, чтобы на место пусто не пришли сектанты. Именно поэтому я уверен, что нижегородские методические разработки будут востребованы не только в Нижнем. Со своей идеей Виктор Рыжко выступает по всей России, выходит много литературы, и я думаю, что почва уже подготовлена.

— То есть Вы не считаете идею Рыжко утопичной?

— Царская Семья была в буквальном смысле по народному выражению — «семь „Я“». Их было семеро, и когда их убивали, то стреляли в русскую семью, поэтому сегодня их образ — это Икона, в молитве перед которой одной только и возможно возрождение русской семьи, раздавленной и униженной. Вообще в православных святцах не так-то много святых семейств и верующие должны сконцентрировать на этом факте особое внимание. Тем более, что о Царской Семье в последнее время издается огромное количество источников, высочайшего духовного уровня и напряжения, на них необходимо воспитывать подрастающее поколение. Именно с этим фактом столкнулись учителя, причем не очень-то и верующие, когда стали готовиться к урокам, посвященным Царской Семье.

Возвращаясь к теме торжеств, отмечу еще один факт. В этом году празднуется 100-летие создания Союза русского народа. 100 лет для черносотенного движения этого не совсем точно, поскольку черносотенцами были и Козьма Минин, и Дмитрий Пожарский, черносотенными были все ополчения русской истории, ибо в отличие от Запада армия наша всегда была «черной», крестьянской, массовой — живем-то на равнине. Поэтому не случайно, что празднование юбилея СРН совпало в этом году как с 60-летием Великой Победы, так и с первым празднованием Дня Единения и Согласия — с двумя уточняющими дело датами. Все эти даты — победные.

Вертикаль власти зримо выстраивается, пророчества столь же зримо исполняются, что мы прекрасно видим на примере Дивеева. Не хватает только одного, самого главного — всенародного покаяния. Нет четкого понимания того, в чем же всем нам надлежит каяться, а в результате нет необходимого благословения высшего священноначалия на это дело. Но свой ковчег Ной строил до потопа, соответственно и к покаянию готовиться нужно уже сейчас, не дожидаясь когда «гром грянет» и народ созреет, не дожидаясь и благословения священноначалия, а подготавливая почву для него. Для отчаяния не должно быть ни одного повода.
Записала Александра Басова, газета «Православное слово» (Нижний Новгород)

http://rusk.ru/st.php?idar=103794

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика