Русская линия | Марина Михайлова | 25.10.2005 |
Написанию книги предшествовали поездки по местам, связанным с жизнью святого, и кропотливая архивная работа.
Вместе с автором мы попадаем на родину преподобного — в деревню Вахромеево Арефинской волости Ярославской губернии. Правда, теперь здесь, увы, — лесная поляна, но, благодаря с любовью созданным описаниям русского деревни, ее уклада и традиций, мы можем представить босоногого мальчика в росистых полях родного села, ставшего молитвенником за всю Россию.
В соседнем селе — Спасском на Ухре — от Преображенской церкви, где был крещен Василий Муравьев (будущий преподобный Серафим), остались развалины, но на месте алтарной части благочестивые земляки воздвигли поклонный крест. На сельском кладбище сохранилась могила родителя преподобного Серафима — Николая Ивановича Муравьева (+ 1876), которого сын лишился десяти лет отроду.
Мы побываем в Рыбинске, на родине матушки о. Серафима — Ольги Ивановны, будущей схимонахини Серафимы, познакомимся с прошлым и настоящим этого города, занимавшего важную роль в жизни святого. Неспешный рассказ, повествующий о жизни купеческой семьи Муравьевых, приводит нас к знакомству с тайной скорбью этих благочестивых родителей, чей единственный сын Николай отпал от отеческой веры, перейдя в католичество.
Каждый родитель знает: неблагополучие детей — особая боль. На этом поле мы беззащитны и наиболее уязвимы. В этой скорби, как в любом большом горе, становится яснее ясного, что помощь нам может подать един Господь Бог. Тем более, в то время, когда дети становятся взрослыми. Поэтому не приходится удивляться решению о совместном монашеском постриге четы Муравьевых. (Хотя не стоит забывать, что монашество было предсказано и благословлено Василию Муравьеву преподобным Варнавой Гефсиманским еще в молодости).
Исследование Л.И.Соколовой открывает нам еще одну грань жития подвижника, внутреннее дыхание его слезной молитвы. Мы слышали о молитвенном подвиге преподобного Серафима Вырицкого, знаем о его любвеобильной помощи страждущим и вопрошающим, читали о дарах прозорливости и исцелений. Видно, пришло время узнать и о его внутренней, скрытой от глаз скорби. Думается, автором мудро выверен тон повествования на столь непростую тему. Подробно описывая трагическую жизнь Николая Васильевича Муравьева (не будем пересказывать здесь содержание книги), Лидия Соколова придерживается целомудренной деликатности, искренне сочувствуя и сопереживая страдающему человеку. Знаем, только любовь и «милость к падшим» может оправдать речь о чужой жизни.
Дай Бог, чтобы это новое знание, по определению скорбное («…во многой мудрости много печали; и кто умножает познания — умножает скорбь». (Еккл., 1: 18), не умножало бы нашего уныния, не провоцировало нашу немощь на низкое любопытство, а трезвило и давало бы силы и дыхание жить. Потому что эта жизненная ситуация дает нам пример того, как проживает свое горе святой человек. Он смиренно несет свой крест, встречает каждого с любовью и молится о всех.
Остается в очередной раз убедиться: реальная жизнь не укладывается в убогие схемы (чем так любим грешить мы, новоначальные христиане). Она — сложнее, трагичнее, и… прекраснее любых наших представлений. Бог весть, может быть, это родительское горе и соделало великого молитвенника.
А история человечества полна подобных примеров, дети не всегда наследуют родительскую святость или порочность. Ясно одно: действие Промысла Божия в нашей жизни непостижимо и неподвластно нашему разумению.
Книга продается в церковных лавках Александро-Невской лавры.
http://rusk.ru/st.php?idar=103780
|