Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина24.10.2005 

Благословенная Оптина
24 октября Собор Оптинских старцев

Пожалуй, нет среди православных таких людей, которые хотя бы понаслышке не знали об Оптиной Пустыни и ее великих старцах. Многолетнее народное их почитание увенчалось в конце 1990-х годов учреждением нового праздника — Собора преподобных оптинских старцев (празднование 24 октября). Тогда старцы были прославлены как «местночтимые», а на Архиерейском Соборе в августе 2000 года им было установлено всероссийское почитание. Что это означало? Во-первых то, что в церковном календаре был указан день памяти каждого старца в отдельности; и православный люд теперь знает, когда в монастыре Оптина Пустыни совершаются сугубые молебны в честь и память прп. Льва, Макария, Амвросия, Анатолия, Исаакия, Илариона, Моисея, Антония, Иосифа, Варсонофия, Анатолия, Нектария, Никона, Исаакия. Во-вторых, мы обрели откровение о том, что у каждого старца «можно попросить о своем». Ведь святые сохраняют опыт, которым им был дан при жизни, посему «могут и искушаемым помощи» в разных конкретных ситуациях.

Так у прп. Льва Оптинского мы можем просить научить нас бороться с «внутренним фарисеем», у прп. Макария сочетать ученость и духовность, смирение, а у прп. Иллариона практическую сметливость и молитвенность, у прп. Анатолия мы можем просить о постижении умной, а не актерской, внешней молитвы, у прп. Моисея умения управлять людьми, не возвышаясь над ними, у прп. Нектария помощи в воспитании детей, у прп. Новомучеников Никона и Иссаакия просить заступления в гонениях и даровании мужества и терпения.

Старцы оптинские были такие разные, такие непохожие по своим человеческим характерам и судьбам друг на друга — в этом и уникальность «оптинской святости», что она не сглаживает, не устраняет неповторимость человеческой личности, а дает ей расцвести в полную силу.

Издательство Оптиной Пустыни в 2002 году издало, много лет составлявшуюся, Симфонию по трудам оптинских старцев — двухтомник «Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев». Собранные в книгах изречения старцев на разные темы показывают то разнообразие в единстве, которое так необходимо человеку, стремящемуся сохранить живую веру.

В день памяти собора старцев публикуем из оптинского двухтомника выборку из разделов «Благодать» и «Духовное руководство».

БЛАГОДАТЬ

Вы, бывши у нас в обители, удостоились вкусить дара благодатных ощущений. Сим вам показано, что есть благодать Божия, и дабы могли различать ложь от истины и блага мирские, и блага духовные. Но она вам показана и сокрылась, ибо не можете понести ее, не искусившись во брани со страстьми и не стяжавши смирения. Хотя бы вы и постоянно здесь жили, то все не могли бы удержать ее; ибо и здесь есть борьба со страстьми; пока не смирится человек, то не может ни страстей победить, ни стяжать духовных дарований. Но и самое искание дарований небезопасно, подвержено самомнению, а, напротив, иногда лишение оных низводит нас в бездну смирения. В нашей воле состоит делать добро или сопротивное; а награда состоит в воле Божией (Прп. Макарий, I, 89, 190−191).

Ваши утешительные чувства очень опасны, они могут вас обольстить и совсем ум помрачить. Хотя бы и точно были оные от благодати, не должно увлекаться ими; но, принимая в помощь смирение, считать себя того недостойною; благодать, иногда посещая нас, дает знать, какое в ней сокрывается богатство, и оставляет <скрывается>, но присно с нами пребывает; а нам, желая ее, надобно пещися о очищении себя от страстей, а при оных да не посмеем мечтать о стяжании ее… (Прп. Макарий, I, 72, 150).

В письме воспоминаешь о прежней твоей теплоте и усердии, коих теперь и следа в себе не видишь, а видишь во всем нерадение, охлаждение, леность и прочее. Тогда было призвание, и благодать Божия носила тебя, как на дланех рук носит мать младенца; а когда вступила в борьбу духовную, то и попущено, чтобы было искушено твое произволение, и тогдашние твои добродетели не стоят нынешних твоих скорбей, сокрушений, воздыханий, соболезнований и прочее… И если бы всегда ты была в таком упоении, то ничего не приобрела бы и не научилась искусу: тогда было действие благодатное, а твоего ничего не было; ты так же была преисполнена страстей, а надобно оные истребить борьбою, смирением и прочее. Теперь ты находишься в борьбе; очисти себя от страстей, то благодать Божия на чистом сердце твоем напишет законы Духа, и Он в тебя вселится (Прп. Макарий, V, 558, 742).

Иногда же Господь поддерживает осязательно Своею благодатию, но за пренебрежение или невнимание к таковым проявлениям Благодати оставляет нас, Сам заповедавший не метать бисера пред…
Смиренно сознаемся, что мы истинно таковы и за смирение получим Его помощь в нашей греховности (Прп. Иосиф, 1, 282).

Когда священник, благословляя, произносит молитву: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», тогда совершается тайна: благодать Святаго Духа нисходит на благословляемого человека. И когда какой-либо человек только устами произносит отречение от Бога — благодать отходит от него, все его понятия изменяются, он делается совсем другим (Прп. Никон, 1, 330).

Сначала необходимо для испытания веры и произволения пережить в подвиге томление и тяготу, а затем уже даруется утешение Духа Святаго. Дары благодати, полученные с трудом и болезнью сердца, тщательно должны храниться получившим. Трудность и болезненность подвига научает ценить и хранить дар (Прп. Никон, 4, 39).

…Благодатное действие во отчаяние никогда никого не приводит, но преподает дар умиления, радость, долготерпение и душевный мир (Прп. Лев, письма к м. Варваре, б/д, РГБ, Ф. 213, к. 75, ед. хр. 1).

Прочел все твои писания и скажу тебе о действиях твоих, которыя ты считаешь благодатными, мы не признаем их такими. Отец Амвросий и мы все не видели примеров таких у святых отцев и у всех, благоугодивших Богу. Хорошо бы, если бы и ты понимала их в худую сторону, все эти действия, твердо знаем, что не прогневался бы на тебя за это Господь, если бы это было бы и благодатное и ты сочла бы его за неблагодатное и отвергла бы его. Потому ты сделала бы это так их страха, боялась бы, чтобы не прельститься, и ты это твердо знаешь, что не велено верить самому себе, как и св. авва Дорофей говорил своему помыслу: «Анафема тебе и разсуждению твоему, аще, что ты веси, — от беса веси». — Сердечно бы желал, чтобы последовало изменение в тебе, сознание себя недостойной всех этих действий (Прп. Иларион, письма к м. Афанасии от 16 мая 1872 г., РГБ, ф. 213, к. 63, ед. хр. 24).

Написала ты, что благодатное состояние перешло и опять молитва стала с разсеянностию. Этим не смущайся. Так бывает со всеми желающими жить благочестно. Господь порадует человека Своею благодатию, а потом оставляет человека при его немощных силах, чтобы, во-первых, он видел свое ничтожество, а во-вторых, чтобы не обленивался, а чтобы трудился с самопонуждением, ища и прося благодати. Написала еще ты, что прервала свою ночную молитву, чтобы не проспать утреню. Да, уж и Господь сказал: «Сие творите, и онаго не оставляйте». Мне думается, что дать себе хоть краткий отдых — проще будет. Держись более самоукорения (Прп. Иосиф, письмо к м. Магдалине от 05. 10. 1906, ОР РГБ, Ф. 213, к. 65, ед. хр. 27, 28).

Живи, как живешь, и где придется, только не унывай и не малодушествуй, ожидая, что речет о тебе Господь. В затруднительном положении, в которое ставят тебя странности других, умудряйся: делай, как можешь, а другие пусть поступают, как хотят. Не знаешь, что отвечать, когда говорят, что нам дана благодать. Несомненно веруем, что А. и всем православным христианам при крещении дана благодать Божия; но действует и обнаруживается благодать сия по мере исполнения заповедей Божиих, из коих главная — смирение. Сказано: от плод их познаете их (Мф. 7, 16); и смотри на плоды, особенно свои, каковы они (Прп. Амвросий, 2, ч. I, с. 183).

ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО

Вы пишете, что от московских отцов такой пользы не находите, какую ощущаете от пустынных. Это может быть потому, что и пророки во отечествии своем от своих ни чести, ни доверия не имеют; а посему не они виновны, а те, которые без веры ищут пользы. Есть люди смиренные, которые от всякаго отца что-нибудь полезное усвоивают; а также есть люди и несмиренные, которые не точию живым, но и отшедшим, то есть, прославленным отцам Святою Церковию не во всем доверяют (Преп. Антоний, 3, п. 188, стр. 241).

А если случилось вам искушение противу Евангельской матери своей, то и я скажу, что это самое тяжкое искушение, котораго тяжелее не может быть ничего! Но в этом вина — ваше нетерпение и неискусство в обращении. Когда бы вы научились в лице Евангельской матери своей зреть лице Христово, тогда бы вы благоговели к ней, любили ее и повиновались во всем; а без этого чувствования, вы бегаете к ней, нисколько не размысля, во время ли идете? Не почивает ли матушка? Не молится ли? Не читает ли? Не занимается ли каким нужным обительским делом? И если матушка скажет вам: приди, душенька, после, мне теперь некогда с тобою говорить! Вы нахмурившись уходите недовольными в свою келью, в которой беретесь за перо и бумагу, и пишете страницы две или три объяснений разных, в ропотном духе и в недовольном, на разныя разности, и просите матушку все это прочитать и успокоить вас. Каковое объяснение ваше похоже на дерзость, а не на смирение Христово; и если оно будет всегда продолжаться так, то душа ваша никогда покойна быть не может, и вы, живя в тихом пристанище, как будто среди пучины морской, будете обуреваться всегда и захлебываться от слез. От чего да сохранит вас Господь Бог, и да поможет вам положити начало благое (Преп. Антоний, 3, п. 193, стр. 246−247).

…Ничего не ищи, кроме Царствия Божия; а прочее все духовная мать твоя, яко имеющая слово, т. е. отчет воздать о тебе Самому Христу Богу, даст тебе и без прошения; ибо ея святая душа привязана к твоей — святою любовию. Она гораздо более печется о полезном и спасительном для вас, нежели вы. Чему верьте без сомнения (Преп. Антоний, 3, п. 209, стр. 268).

Вопрос: Как управлять ему (настоятелю Калужской Тихоновой пустыни о. игумену Геронтию) и назидать врученныя ему от Бога словесные овцы?
Ответ:…По мере только веры вашей предложу вам возложить себя и вас окружающих Всемогущему Господу и всемилосердной Его воле, поелику Самим Спасителем сказано в Святом Евангелии: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5)… Также прошу вас и молю, как и прежде вам советовал, — не быть тонким истязателем, но всячески держаться умеренности. Что потребует исправления, — действия употреблять с рассмотрением и долготерпением (Преп. Лев, 1, 78).

Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику… Не беспокойтесь — свой своего всегда найдет (Преп. Лев, 1, 63).

Если не можешь иметь полного духовного отношения, то держись исполнения евангельских заповедей Христовых, и этого будет для тебя достаточно. Еще держись совета Варсануфия Великаго: аще оставиши волю свою созади, на всяком месте обрящеши покой. Наконец держись древнего церковного слова: спасаяй да спасет душу свою. Внимай себе и будет с тебя. А другие — как хотят. Дела, которые не от тебя зависят, предоставляй собственной воле каждого, и предавай все это суду Божию (Преп. Амвросий, 2, ч. II, с. 185).

Хотя враг по-видимому и правду говорит тебе, что я ничего опытом не прошел, а объясняю вещи только потому, как читал в духовных книгах; но эту мнимую бесовскую правду нужно тебе отвергать, во-первых, потому, что Сам Господь заповедует нам испытывать писание, глаголя во Евангелии: испытуйте писания, яко вы мните в них имети живот вечный (Ин. 5, 39). И преп. Нил Сорский советует не делать ничего такого, на что не находим свидетельства в Святом Писании, ни в писаниях святоотеческих, хотя бы нам это казалось и очень полезным. Во-вторых, должно бесовское правдоподобие отвергать потому, что бесовская по-видимому правда вреднее самой лжи, как и самое хорошее питье, растворенное ядом, вреднее испорченной воды. Бес, как бы что ни внушал правдоподобного, внушает это с коварством, чтобы смутить и спутать человека христианина: и бесовское правдоподобное внушение растворено всегда ядом злобы и зависти. По этой причине и апостол Павел отверг по-видимому справедливые слова пытливого духа, как означено это в Деяниях (гл. 16, 16). В-третьих, должно отвергать бесовские внушения касательно духовного отношения и потому, что ничем вражии помыслы так не угашаются, как исповеданием оных духовному отцу. А что худшие исправляют иногда лучших себя, этому видим пример в Прологе, как обыкновенный диакон исправлял в ошибках по неведению такого святого пресвитера, которому в служении видимо предстоял Ангел Божий, чистоты ради его. Правду сказать, что мне не следовало бы учить лучших себя ради непотребства моего духовного; но мне жаль тебя, когда вижу, что враг тебе очень досаждает своими злыми кознями; и этою жалостию побеждаюсь и убеждаюсь объяснить тебе такие вещи, которые выше меня (Преп. Амвросий, 2, ч. III, с. 17)

…Девушке, о которой спрашиваешь, лучше всего можешь читать отеческие книги, а поменьше толковать. Сперва можно дать ей Авву Дорофея, а потом Марка Подвижника. Принимать же можешь с условием, только не говори: если будет тебя слушать. А говори так: если хочет принимать отеческое учение, то может приходить, а если учения святых отцев не хочет принимать и если будет продолжать спорить, то чтобы не приходила, потому что такие пустые споры и у тебя отнимают понапрасну время, и тебя расстраивают, и ей самой бесполезны… (Преп. Амвросий, 2, ч. III, с. 27−28).

…Еще о ходящей к тебе девице. В обращении с нею держись опытного святоотеческого совета: утопающему не давай руки, а подавай только жезл; если в силах будешь извлечь его из глубины, то хорошо; если же сил твоих недостает, то оставь в его руках жезл твой, а себя сохраняй от потопления. Разумей глаголемое. Если ты от беседы с нею расстраиваешься, то как можно удаляйся, всячески воздерживаясь от беседы спорливой. Кто не хочет слушать слов Святого Писания, того спорами не убедишь, а лишь себе повредишь и расстроишь. Апостол говорит: аще кто хощет спорлив быти, мы таковаго обычая не имамы, ниже Церкви Божия (1 Кор. 11, 16) (Преп. Амвросий, 2, ч. III, с. 28).

Ближе всего в ней гнездится тщеславная ревность, чтобы ты более с нею занималась, нежели с другими. Такая глупость чаще всего встречается. А ты старайся подобныя вещи презирать; услугу потребную принимай, а на другое не обращай внимания (Преп. Амвросий, 2, ч. III, с. 84).

…Что мне советовать тебе, когда у тебя и кроме меня много советников. Об мелочах спрашиваешь, а важныt дела скрываешь и решаешь сама, так что мне остается только придакивать (Преп. Амвросий, 2, ч. III, с. 99).

Cпрашиваешь, не жить ли тебе со старою монахинею, чтобы спрашивать ее, как что делать и с нею читать правило; и думаешь, что тогда успокоишься. Но это заблуждение. Пути человеческие различны; и если будем смотреть на других, как они живут, и им подражать, то из этого выйдет одна путаница, приводящая к осуждению, а каждый должен о себе спрашивать отца своего духовнаго, к кому относится, и поступать согласно с этим. Монахиня, с которой ты стала бы жить, меня не знает, — а ты относилась и относишься к моей худости: что же бы вышло из вашего купно-жития? Она бы тебя спутала, а ты бы ей досадила. — Пребывание с другими нужно нам не для того, чтобы со всеми советоваться и им подражать, а чтобы в сообращении с ними познавать душевные свои немощи и смиряться перед ближними. А это можешь делать и не живя со старицею: и без этого можешь из разных случаев и от разных людей познавать свои немощи, и поучаться кротости, и смирению, и терпению (Преп. Амвросий, 2, ч. III, с. 101).

Письма твои… получил, и прочитав последнее, не мало удивился тебе. Сама решительно не желаешь принять предложение Г.; пишешь, что у нея в доме ничье здоровье не устояло, что присутствие твое там ни к чему не поведет, что у тебя ни сил, ни терпения нет жить с нею: и между тем ей отвечала, что не можешь согласиться на ея предложение, не попросивши моего совета или благословения. Благословить тебя идти к Г. не могу, потому что ты сама этого не желаешь; а сказать, что я не благословляю, значит брать на себя неудовольствие ея за отказ, между тем как на это твоя собственная воля. Стало быть ты сослалась на мое благословение только ради отговорки. Разве для этого существует духовное отношение? Если поступать так, то из этого выйдет одна путаница и нарекание на духовное отношение. Вот тебе замечание, вперед так не делать. Если не хочешь куда поступать, то находи собственные отговорки, не ссылаясь на постороннее благословение, которое испрашивается тогда, когда человек не решается предпринимать что-либо, или недоумевает в чем-нибудь, и просит совета как поступить (Преп. Амвросий, 2, ч. I, с. 181−182).

http://rusk.ru/st.php?idar=103773

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика