Русская линия | Людмила Ильюнина | 22.10.2005 |
Икона прославилась чудотворениями. Чтимые иконы Богоматери Корсунской находились в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.
Впервые Корсунская икона пришла в Санкт-Петербург в ХVIII веке через митрополита Гавриила — она была его особо почитаемой келейной иконой. Но известна питерским жителям икона стала почти через сто лет. В 1828 году Корсунская икона Божией Матери была явлена одному из представителей царской семьи. Это произошло следующим образом: 30 августа 1828 года в Александро-Невской Лавре обер-егермейстер Императорского двора Дмитрий Львович Нарышкин, происходивший из рода, к которому принадлежала царица Наталья Кирилловна — мать Петра I, вошел в митрополичьи покои. Здесь в моленной комнате митрополита Серафима он с радостным удивлением обнаружил ту икону, которую искал по петербургским храмам. Эта икона ему была явлена во сне, и он возгорелся благочестивым желанием приобрести ее подобие. Название иконы во сне открыто не было. Из существующей надписи на митрополичьей иконе он узнал, что она называется Корсунской. Знатный вельможа поведал архипастырю свой сон и испросил позволения самому лучшему иконописцу снять копию с той святой иконы. Встреча с иконой Дмитрия Нарышкина произошла в знаменательный день. Обретенная Дмитрием Нарышкиным икона долгое время находилась в его личном владении. Затем она перешла к графине Елене Дмитриевне Эртцен, у которой до девяти лет воспитывалась Александра Александровна Алексеева, которая и стала хранительницей иконы. Проживала Александра Алексеева на Лиговке в одной из дешевых квартир в доме барона Фредерикса близ церкви Знамения Божией Матери. Постепенно икона приобрела известность. В 1894 году она была внесена в Исаакиевкий собор (цит. по книге «Чудеса Божии». М., 1999, с.1−6).
На Корсунской иконе Матерь Господа обеими руками обнимает Своего возлюбленного Сына, как бы стараясь оградить Его, сохранить, защитить Своими материнскими объятьями. Но как грустны прекрасные глаза Богородицы и как скорбно выражение Ее лика, исполненного величия и небесной красоты. В год внесения Корсунской иконы в кафедральный собор тогдашней столицы начался отсчет времени тернистого пути — подвига, страданий и жертв за Россию ее последнего Императора.
Самой иконе предстояло оставаться в храме почти столько же, сколько предстояло жить императору — около двадцати пяти лет, то есть до времени крушения храмов революционным вихрем. Сколько людей за это время утешила Царица Небесная, знает только Господь и Она Сама. Затем след почитаемой иконы из кафедрального собора Санкт-Петербурга затерялся. Известно, что во времена реквизиции церковных ценностей алтарная часть собора была тем местом, куда грудами складывали иконы и другие церковные принадлежности из храмов Петрограда и его окрестностей. Что из этих ценностей пропало безвозвратно, об этом не знает никто. А что сохранилось — известно работникам музей «Исаакиевский собор», охранявшим в подвалах собора на протяжении восьми десятилетий многие церковные ценности. Жива ли среди них чудотворная Корсунская икона Божией Матери или нет — неизвестно.
Однако, следует отметить, что в 1991 году в городе на Неве появился список с этой иконы, который вскоре был прославлен чудотворениями и стал местной святыней Покрово-Тервенического монастыря.
По распоряжению Св. Синода эта икона с 1993 года стала именоваться Тервенической. Раз в году — после праздника Покрова Божией Матери и до Рождества эта икона «гостит» на питерском подворье Покрово-Тервенического монастыря и привлекает к себе массы паломников, желающих помолиться за молебном с акафистным пением.
Молебны совершаются ежедневно в 12 часов дня. Адрес Подворья: пр. Стачек, д.186-а.
Людмила Ильюнина, специально для Русской линии
http://rusk.ru/st.php?idar=103758
|