Аргументы и факты | Сергей Осипов | 02.03.2005 |
НА ОККУПИРОВАННОЙ территории СССР добычей культурных ценностей занималось ведомство министра восточных территорий Третьего рейха Альфреда Розенберга. В России им повезло не так, как во Франции и Голландии. Но кое-что в руки искусствоведов с эсэсовскими петлицами все же попало. Например, накануне войны по югу СССР кочевала передвижная выставка Русского музея «Основные этапы развития русской живописи». В экспозицию входили работы Иванова, Коровина, Крамского, Куинджи, Левитана, Сурикова, Тропинина и других художников. В июне 1941-го картины выставлялись в Алупкинском дворце. Эвакуировать их не успели.
По словам искусствоведа Семена Валькинштейна, «эксперты» Розенберга оприходовали и подготовили к отправке в Германию более 60 работ из Русского музея. Обратно после войны вернулось только 45.
Для того чтобы оценить масштаб ущерба, нанесенный культурному наследию СССР в ходе войны, была создана специальная комиссия под руководством художника и реставратора Игоря Грабаря. В нее вошли академик Щусев, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, директор Эрмитажа Орбели, главный хранитель Русского музея профессор Фармаковский и др. По их подсчетам, ущерб составил 140 млрд. золотых «царских» (т. е. чеканки до 1913 г.) рублей.
В 1945 г. поток культурных ценностей на Европейском континенте потек в обратную сторону. «Экспроприацией экспроприаторов» занялось такое серьезное ведомство, как НКВД. С 1945 по 1948 г. из советской зоны оккупации было вывезено, по некоторым оценкам, до 1,7 млн. (!) предметов искусства. Причем часть из них — на совершенно законных основаниях. Дело в том, что в решениях Ялтинской конференции черным по белому было прописано право стран-победительниц конфисковывать имущество как партии НСДАП, так и отдельных нацистских функционеров. Последние же (особенно Г. Геринг) не только грабили европейские музеи, но и присваивали себе кое-что из общегерманского культурного достояния. Правда, Дрезденская галерея, золото Трои и картины французских импрессионистов, изъятые из частных коллекций, под ялтинские решения не подпадали.
Сергей Осипов
ЧТО ТРЕБУЮТ?
Анатолий ВИЛКОВ, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура):— В СОВЕТСКОЕ время все перемещенные ценности были засекречены. Это давало правительству возможность время от времени их возвращать без массовой огласки. В середине 50-х гг. в ГДР было отправлено 1 млн. 850 тыс. единиц хранения художественных ценностей, 71 тыс. книжных фондов и 3 млн. архивных дел.
Многие раритеты мы обнаруживаем на крупных аукционах и снимаем с торгов. За последнее время таким образом было возвращено порядка 40 художественных ценностей. 2 года назад на аукционе «Сотбис» появился портрет великой княгини Александры Павловны, который во время войны был похищен из Русского музея. Мы с помощью адвокатов договорились с собственником о возвращении картины. Так же вернулся в Россию портрет художника Басина кисти Кипренского, оказавшийся в коллекции известного бизнесмена Лаудера. Мы послали ему запрос, и он, несмотря на то что приобрел картину за 180 тыс. долл., принял решение передать ее нам безвозмездно. Недавно в Австрии обнаружили статую «Летящий Меркурий», пропавшую из Павловского дворца. Экспертиза официально доказала, что это наш предмет, и, я надеюсь, 9 мая 2005 г. эта статуя вернется в Россию.
В настоящее время основные претензии по поводу реституции предъявляются к России по следующим пунктам:
Германия
Библиотека, принадлежавшая полковнику Карлу фон Ханденбергу, который участвовал в заговоре против Гитлера и может считаться жертвой нацизма.Архив Вальтера Ратенау, министра иностранных дел, убитого штурмовиками.
Венгрия
134 тома библиотеки Шарошпатакского реформатского колледжа. Часть этой библиотеки была признана особо ценной, поэтому ее возвращение возможно на основе специально принятого закона, и то при условии, что Венгрия примет специальные законодательные меры — что в случае обнаружения российских культурных ценностей на территории Венгрии они будут возвращены.Австрия
Древние папирусы из Австрийской национальной библиотеки.Библиотечный фонд графов Эстергази, состоящий из 860 томов.
Греция
Архивы еврейской общины города Салоники, захваченные гестапо и перемещенные впоследствии в Россию.8 стран против России
А. СОКОЛОВ, министр культуры и массовых коммуникаций:— Ситуация с реституцией в России сейчас действительно сложная. Именно поэтому недавно в России сформирован новый состав особого Межведомственного совета, куда входят представители разных министерств, ответственных за реституцию, а также ряд авторитетных специалистов в этой области и руководители крупнейших учреждений культуры. Хочу подчеркнуть коллегиальный характер рассмотрения всех конкретных вопросов.
Сегодня на первом плане — урегулирование спорных вопросов с Германией. По договоренности с министерством ФРГ совместно созданы рабочие группы, всесторонне изучающие ряд конкретных вопросов, в том числе и по знаменитой Балдинской коллекции. В составе групп — юристы и эксперты музейного, архивного, библиотечного дела. Можно не сомневаться: в ближайшее время и многие страны СНГ заявят свои претензии к России. Распределение музейных фондов в советское время предполагало неделимое пространство, что сегодня создает массу проблем. Мы можем лишиться многих культурных ценностей, если будем торопиться и действовать необдуманно.
«Мы все давно отдали»
М. ПИОТРОВСКИЙ, директор Эрмитажа:— ВОЗВРАТ ценностей на родину — вопрос крайне непростой. Бывает просто реституция. А бывает реституция компенсаторная. Нашу страну в войну разрушили, за это мы взяли из Германии ценности. Но сегодня война давно закончилась. Исходя из других духовных ценностей, надо понимать, что нужно отдавать, а что — нет. На сегодня все серьезное, что СССР вывез из Германии, мы давно отдали. Пергамский алтарь — целый музей. Дрезденская галерея. То, что у нас осталось, — большей частью небольшие вещи из частных собраний, великой ценности не представляющие.
Германия не вправе ни на что претендовать
Н. ГУБЕНКО, бывший министр культуры СССР:— В ПРИНЦИПЕ все вопросы реституции были решены сразу после войны Контрольным советом держав-победительниц. Согласно принятым документам, если был невозможен возврат того, что было разграблено, вывезено, уничтожено, то это должно быть возмещено равноценными предметами, в том числе и музейными ценностями. Напомню и статью 107 Устава ООН, где записано, что ни одна из сторон не вправе пересматривать итоги Второй мировой войны. Так что Германия не вправе, на мой взгляд, претендовать ни на что, даже на ту патефонную иголку, которую вывез с ее территории простой русский солдат. Грядущее 60-летие Победы, по-моему, — прекрасная возможность подвести черту под этой темой. Я думаю, что было бы великим счастьем и для немецкой, и для российской сторон предать забвению все претензии: то, что мы потеряли, ни в коей мере несравнимо с тем, что было компенсировано нам Германией. Я бы вообще предложил немцам каждый свой день начинать с того, что всем — и молодежи особенно — смотреть хронику войны: разрушенный Сталинград, блокадный Ленинград, выжженный Петергоф, — а потом отправляться на работу и весь день думать над тем, как искупить свою вину перед Россией.
У проблемы реституции есть и материальная сторона. Люди, которые предоставляют информацию о культурных ценностях или способствуют передаче больших коллекционных массивов, могут претендовать на вознаграждение до 60% от стоимости коллекций. Так что у меня возникает много вопросов: каким образом наследники немецких владельцев «неожиданно» узнают, что их семейные коллекции находятся в запасниках наших музеев?
Основа — доверие и законы
ОТДЕЛ прессы и связей с общественностью посольства ФРГ в России :— ВОПРОС о возвращении перемещенных культурных ценностей — один из последних открытых вопросов в российско-германских отношениях, связанных со Второй мировой войной. Наш подход к реституции состоит в том, чтобы решать проблему постепенно, шаг за шагом, на основе взаимного доверия. На данном этапе речь идет о тех предметах и ценностях, которые, по мнению обеих сторон, не подпадают под действие российского закона о реституции. На сегодняшний день таковыми могут считаться, например, так называемое Ангальтское серебро (фамильные столовые приборы принца Ангальтского) и Балдинская коллекция.