Русская линия | Людмила Ильюнина | 13.10.2005 |
Храм Покрова Божией Матери при Политехническом институте и внешне ориентирован на воспоминания о русской древности — его архитектор М.В.Падлевский, который был преподавателем курса черчения и рисования в институте, был поклонником неорусского стиля. Закладка храма произошла 6 июля 1912 г. Церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы в память о дне открытия Политехнического института (1 октября 1902 г. по старому стилю). Строительные работы шли быстро, уже в мае, июне 1913 г. Правление Института обсуждало вопросы оборудования церкви. Для храма были заказаны два железных золоченых креста: большой на купол и малый на звонницу. Предполагалось приобрести также церковную утварь, образа, «Святцы», 12 икон двунадесятых праздников и запрестольный образ «Воскресения Христова» (в нестеровском стиле).
Церковь выполнена в виде трехнефного крестово-купольного здания, имела площадь 259 кв. метров и вмещала 850 человек, была двусветной, с хорами, имела небольшую главку и снаружи украшалась изображениями святых. Одноярусный иконостас был спроектирован Падлевским в подражание древнерусским храмам. В нем размещались иконы Спасителя и Божией Матери. К моменту освящения в церкви еще не было живописного убранства. Росписи лишь предполагались, но, вероятно, из-за дороговизны работ и с началом Первой мировой войны исполнены не были.
Таким образом, современный приход за достаточно короткий срок смог осуществить то, что не успели сделать устроители церкви. Храм был закрыт в 1923 году, а возвращен Церкви в 1992 году. Настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы был назначен кандидат богословских наук протоиерей А.С.Румянцев. Под его руководством начались восстановительные работы. Было отреставрировано здание церкви, возведен купол, водружены кресты на купол и звонницу, установлены колокола. Десятого апреля 1993 г. в преддверии Святой Пасхи церковь была повторно освящена и обрела второе рождение. Чин освящения совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.
С восточной стороны церковь ориентирована на Политехническую улицу. Гармоничные пропорции, радостные «пасхальные» краски фасадов выделяют храм среди окружающих его строений.
Сегодня храм приобрел новый облик. Над апсидой, где располагается алтарь, в заглубленном арочном киоте блистает смальтой мозаичный образ Богоматери с алым покровом в руках, которым Она осеняет всех приходящих. На южной стене в таком же киоте — лик Спаса Нерукотворного. Обе иконы выполнил художник А.А.Демидов в 1994−95 гг. А в 1996 г. художница С.В.Демидова сделала барельеф «Покров Божией Матери», расположенный над входом.
Особо расскажем о уже упоминавшихся в начале статьи, настенных росписях. Для современного человека, так же, как и для наших далеких предков, они являются «живым Евангелием» или «богословием в красках». А, кроме того, а может быть и прежде всего, живописным гимном Пресвятой Богородице — благодарностью за Ее покров над родом человеческим.
Современный живописец — А.А.Демидов при этом не только копировал своего великого предшественника — Дионисия, но и внес в композицию фресок свое размышление. Так в притворе впервые появляются образы христианских поэтов, прославляющих Богоматерь: это Роман Сладкопевец в нише восточной стены, а в арке над дверным проемом — коленопреклоненные Иоанн Дамаскин и Козьма Маюмский. Они будут присутствовать и в основных композициях храма.
В целом роспись церкви Покрова Божьей Матери отличается от ферапонтовской церкви Рождества Божией Матери по колориту, композиции, по общему комплексному решению. Художник воспроизводит сам стиль русского иконописания и фрескового письма XV века, использует отдельные сюжеты Дионисия, но многое и добавляет. Упомянем прежде всего те фрески, которые посвящены Божией Матери.
На восточной стене помещено главное изображение храма — Покров Божией Матери. В центре композиции изображается молящаяся за род людской Богоматерь, явившаяся св. Андрею и Епифанию. Внизу — многочисленные очевидцы чуда, благоговейно слушающие кондак Романа Сладкопевца, изображенного в виде стройного юноши, стоящего на кафедре. Его свиток, будто вырываясь из рук, устремляется к Богоматери. В правой нижней части композиции — Андрей Юродивый, указывающий на чудное явление своему ученику Епифанию. Как это принято в иконописи, в одной сцене совмещается и реальное явление Богоматери во Влахернах, и идеальный небесный храм, Горний Иерусалим, где все предстоят перед Богородицей, а Она молится за всех перед Христом.
На северной стене размещена композиция «Поклонение Богоматери» («Что Ти принесем»), повествующая о таинстве явления в мир Богомладенца Христа. В центре на простом покрывале восседает Богоматерь с Младенцем в белоснежной рубашке. Белый цвет здесь — символ божественного нетварного света.
Поклоняются Божией Матери мудрецы-волхвы, спешат сюда со своими скромными дарами и пастухи — первые избранные представители рода человеческого, которые услышали благовествование о пришествии в мир Спасителя. Внизу — Земля и Пустыня, персонифицированные в виде женских фигур в античных одеяниях, несут Младенцу свои дары…
Справа на южной стене помещена композиция «О Тебе радуется», которая является изобразительной параллелью гимну величайшего христианского поэта Иоанна Дамаскина, где Богоматерь названа «освященным храмом», «словесным раем», «престолом». Ее прославляют «все сотворенные существа» — хор Ангелов и весь человеческий род. Богоматерь с Младенцем на престоле изображена на фоне храма, в окружении ангелов и райских деревьев. У подножия престола — славящие Богоматерь апостолы, мученики, мученицы, пророки, епископы, монахи и преподобные и весь народ Божий — «ангельский чин и человеческий род». Красота всего тварного мира, который открывается как храм и сад одновременно, образует новое небо и новую землю — Небесный Иерусалим.
Так же на южной стене развернут цикл сцен из жизни Богоматери от Рождества до Успения. В роспись включены также темы из Великого акафиста Богородице.
Три композиции, развернутые в пространстве храма подобно триптиху, каждая по-своему прославляют Богоматерь и Христа.
По древней традиции, в конхе абсиды (верхней полусферической части алтаря) помещен образ Богоматери Знамение. Одно из значений славянского слова «знамение» — чудо. Это наиболее богословски насыщенный иконографический образ, и связан он с темой Боговоплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: пророчество Исайи: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Ис. 7, 14), и слова Ангела в Благовещении: «Дух Святой найдет на Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). В этих словах открывается тайна Боговоплощения, это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты с воздетыми к небу руками, на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением младенца Иисуса Христа. Слово «знамение» также родственно славянскому глаголу «знаменаю» — созываю, призываю. Это раскрывает второй глубинный смысл данного образа: воздетые руки Богоматери призывают к молитве.
На восточной стене, справа и слева от Царских врат, по традиции изображено Благовещение: справа Архангел Гавриил, слева — Богородица.
Общий колорит росписей создает радостное настроение, особо значение здесь имеет фон: теплый золотисто — охристый цвет создает не только ощущение тепла, но и имеет символическое значение. Золотисто-желтый наиболее семантически близок к золотому цвету, олицетворяющему Божественный свет. Это цвет и свет одновременно. Золото фона обозначает сияние Божественной славы, в которой прибывают святые, а чистый и нежный цвет красок росписей отражает сущность мира, очищенного от всякого зла.
Кроме росписей храма Покрова, прославляющих Богородицу, следует обратить особое внимание на сюжет, который почти не встречается в современных храмах, но обязательство присутствовал в древнерусских. При выходе из церкви молящийся обязательно видел картину Страшного Суда.
В нашем храме тема Страшного Суда решена в духе Дионисия. Изображение «Страшного Суда» Дионисием трактуется как светлое радостное ожидание грядущего Спасителя, а не так, как в более поздних храмах, где акцент делался на изображении наказаний грешников. В зените свода (над хорами) — образ Христа, осиянного славой, грядущего в мир. Спаситель изображен в светлых одеждах на фоне синих концентрических кругов. По склонам свода размещены апостолы и сонмы Ангелов. Вся композиция пронизана светом и наполнена радостью ожидания. Нет ни тени страха, с которым принято ассоциировать Страшный Суд. Свет, приходящий в мир, и есть любовь, преображающая мир.
За двенадцать лет новой жизни храм Покрова Божией Матери собрал в себе дружный приход. Знаменательно, что двое из четырех священников храма — выпускники Политехнического института. Значит, храм воистину выполняет свою миссионерскую функцию — несет благовествование учащим и учащимся, а так же многочисленным жителям микрорайона. Почти с первых лет существования прихода в храме работает воскресная школа для детей и взрослых. Ежегодно на Рождество Христово и на Пасху проходят праздники с чаепитием и детскими спектаклями. Не так давно стараниями прихожан в храме собралась небольшая библиотека, куда может прийти любой желающий. Как говорят священники и прихожане церкви Покрова Божией Матери: «Для многих храм стал домом, а приход родной семьей».
Пожелаем этой семье приумножения и спасения под Покровом Царицы Небесной и поздравляем с престольным праздником.
http://rusk.ru/st.php?idar=103730
|