Русская линия | Василий Осипов | 06.10.2005 |
Озаботившись тем, что не все ещё не только в целом по России, но и в самом Татарстане, прониклись сей «непреложной» истиной, местные идеологи «миллениума», (перековавшиеся, как правило, из бывших идеологов «суверенитета») всё это время не переставали «с лопатой в руках» доказывать правоту своих аргументов. Продолжают делать они это и сейчас, когда уже, казалось бы, «вся прогрессивная мировая общественность» признала Казань «городом-миллениумом», а выстроенный русскими зодчими из Пскова Казанский Кремль — единственной в мире сохранившейся «татарской крепостью». Видимо, столько местные «исследователи» по этому поводу нагородили «неопровержимых» истин, что и самим в них уже верится с трудом.
Так, в увидевшем недавно свет пухлом юбилейном номере «культурно-просветительной газеты» «Казанскiе Истории» (N 10 — 14 за 2005 год), выходящей под девизом «Пишем о том, что полезно вам будет и через месяц, и через год», оказались собраны «ответы» практически на все «каверзные» вопросы, возникающие «у противников тысячелетия». Как и следовало ожидать, сии виртуальные «злодеи» оказались позорно посрамлены, а идея казанского миллениума засияла ещё более ярким светом. Но лично меня в этом беспрестанно тиражируемом в Татарстане потоке «научных доказательств» привлекли не столько аргументы официальных татарских историков относительно подлинности найденных монет, бусинок, черепков и прочих артефактов, сколько их «откровения» по поводу политических аспектов празднования 1000-летия Казани. Вдумываясь в последние, начинаешь отчётливо понимать, что «монетки» и «бусики» здесь в общем-то и не причём, главное — идеология «тысячелетия», которая является по своей сути продолжением идеологии «суверенитета», приспособленной к непростым условиям «путинской» России.
Как бы не хотелось местным историкам свести разговор к «чистой истории», на поверхность то там, то сям пробивается та самая «суверенная» политика — политика противостояния с федеральным центром, политика бесконечных поисков злокозненных «русских шовинистов». Так, рассуждая о том, почему аргументы в пользу тысячелетнего возраста столицы Татарстана вызвали столь много рассуждений, директор ИИ АНТ Рафаиль Хакимов без обиняков ответил «клеветникам Казани» (подобно тому, как ещё совсем недавно отвечал «клеветникам суверенитета»): «Кому-то определённо хочется вернуться в 1977 год, чтобы вновь из Москвы указывали, какие события отмечать в регионах. Но времена изменились, и люди на местах сами в состоянии добраться до истины». Вот так вот, господа столичные учёные: это для вас там в Москве «истина где-то рядом», а у нас здесь в Казани она, что называется, прямо под ногами — успевай только выкапывать. Вот и копают во всю сотрудники самого идеологически «подкованного» в республики института. Кто ещё не знает, в 2007 году в Татарстане будет отмечаться тысячелетие славного города Елабуги, а дальше, надо думать, «доберутся до истины» и в других городах и сёлах республики. И Москва им в этом деле — не указ! Успевай только деньги выделять на празднование очередного «миллениума».
Заместитель Рафаиля Хакимова на посту директора ИИ АНТ Рамиль Хайрутдинов в тех же «Казанскiх Историях», которые впору переименовать в «Казанскiе Байки», продолжая обозначенную своим шефом линию, ответил на вопрос о том, «откуда появилась конкретная дата» празднования тысячелетия Казани (а именно 2005 год), следующим образом: «Надо отчётливо осознавать, что 2005 год — это условная дата. Археологическими методами затруднительно обозначить конкретный год основания древнего города. Промежуток в 25 — 30 лет для археологии не имеет принципиального значения. Конечно, это было политическое решение». Наконец-то, один из «научных» застрельщиков казанского «миллениума» дал откровенный ответ на вопрос о том, о чём все «хотели знать, но боялись спросить». Если кто-то ещё не понял, «политическое решение» — это оформленный в виде ельцинского указа «О праздновании 1000-летия основания города Казани» баснословный финансовый «откат» за отказ руководства Татарстана от политики «суверенитета». «Откат», который последнее, как бы не старалась сегодня убедить себя в обратном федеральная власть, использовало для укрепления того же «суверенитета», но уже в более хитрой — отсроченной — форме.
Безусловно, на такую откровенность Рамиль Хайрутдинов, глубоко «убеждённый» в подлинности «миллениума», не решится никогда, но, видимо, его так и подмывает хотя бы издалека намекнуть на это. «Смысл праздника ведь, — подчёркивает он в интервью под названием „Не хотим расставаться с нашим духовным наследием“, — не просто отметить день города, а вступить в новое тысячелетие с какими-то достижениями. Теперь мы видим, что юбилей Казани помог в решении достаточно сложных и значимых, в том числе политических и социальных, проблем».
Действительно, «благословлённое» Москвой мнимое 1000-летие Казани предоставило местным националистически ориентированным политикам и «приданным» им официальным татарским историкам своего рода «карт бланш» в дальнейшей игре на общем историко-политическом поле. Не даром в последнее время участились резкие нападки со стороны татарских националистов на известные фигуры и события русской истории: «душитель татар» Пётр I, «несостоявшаяся» Куликовская битва… Ныне местными историками под сомнение окончательно ставится и без того неоднократно «битый» труд неизвестного автора XVI века «Казанская история», появление которого они активно вменяют в вину той же «злокозненной» Москве. «Казанской истории», — пишет, к примеру, в означенной газете Салям Алишев, — нужно было оправдать завоевание Казани Иваном Грозным. Агрессию и тогда стремились показать справедливой, чтобы утвердить свою правоту перед миром. Последующая историография, идя дальше, выдумала положение о «татарском иге», которое оправдывало уже всё: и завоевания, и собственную отсталость, и корыстную любовь к своей империи".
Интересно в связи с этим, а как нынешняя татарская историография будет оправдывать условность «конкретной» даты «основания» Казани, которую теперь, хочешь — не хочешь, придётся помещать в учебники истории и соответствующие им хронологические таблицы. Может быть, там появится такая «пояснительная» запись: «1005 год — основание Казани (согласно политическому решению руководства Татарстана, одобренному федеральным центром)»? Не в пору ли здесь официальным татарским историкам заранее задуматься об оправдании собственной отсталости, чем лить грязь на русскую историографию? И перестать лепить 68-страничные «газеты», наполненные сомнительными «откровениями» и историческими «байками из склепа».
http://rusk.ru/st.php?idar=103729
|