Русская линия | Владимир Шульгин | 03.10.2005 |
«Если мы не сломаем сценарий эволюционного тупика ('ржавого застоя'), то никакой истории у России уже не будет. Может быть останется название лет на 30−50, но никакой реальной русской России в истории существовать не будет».
Савельев, как и другие патриоты, как раз и обращает внимание на кризис нашего принципа Народности, говорит о забвении этого начала многими и многими в нашем отечестве. Конечно, мы можем себя «успокаивать» разговорами об общем кризисе национальных суверенитетов и неизбежном якобы торжестве глобализма с американским ярмом на теле всей земли. Но в таком случае мы распишемся в своЈм безволии, беспринципности, трусости и подлой измене России и Русским. Важно понять, что в мире только Россия ещЈ может противопоставить Христианский ответ гниющей либеральной западной цивилизации. И это понимают западные христиане. Приведу личный пример. В одном из недавних писем ко мне, датчанка русского происхождения пишет, что среди коренных датчан есть сторонники русской Православной Народности. ЕЈ муж, например, как она пишет, является «большим патриотом России, очень любит нашу страну, считает еЈ последним островом всего подлинного, даже в Русскую церковь со мной ходит — 'красиво и величаво' ему там». А их друзья — чисто датская семья, находясь под влиянием нашего Православия (а это подлинная основа народности), своего первенца окрестили в нашей церкви, назвав ФЈдором". Зададимся вопросом, чем привлекает наша народность наших западных христианских собратьев?
Прежде всего, русскими коренными народными достоинствами, тем, что называется сейчас менталитетом. Русские в целом, в лучших своих личностных проявлениях отличаются искренностью, бесхитростностью, доверчивостью. Они видят в ближнем друга, а не врага, рассчитывают на помощь в трудную минуту, и сами такую помощь готовы оказывать. Несмотря на всяческие деградации нашего народного духа, которые, к сожалению, тоже происходят, этот внутренний правдивый, жертвенный стержень русской души ещЈ жив. Значит можно сделать вывод о сохраняющихся внутри нас народных начал, которые при оздоровлении нашей власти, станут тем мощным инструментом, при помощи которого мы сумеем наладить нашу жизнь; и избавиться от многоразличной лжи, опутывающей на сегодня.
Чтобы конкретнее понять, о чЈм идЈт речь, приведу примеры. Некоторое время назад я был заграницей. Понадобилось взять легковую машину напрокат, что я и сделал. В фирме, предоставляющей эти услуги, ко мне отнеслись с величайшим вниманием. Барышня-работница всячески улыбалась, демонстрируя свою доброжелательность и желание мне помочь. Но стоило мне на секунду отвернуться, еЈ выражение лица приняло скучно-неприязненное выражение (это я заметил краем глаза). Когда же я снова повернулся к ней явно, она вновь мгновенно преобразилась, став «самой любезностью», постоянно повторяя: «как бы мне хотелось помочь Вам». Что меня поразило? Разительный разрыв между тем, кем западная барышня хочет казаться и еЈ истинным вполне безразличным душевным настроем. Именно тогда мне пришла парадоксальная на первый взгляд мысль. Я подумал, что много правдивее и честнее будет, когда тебя обругает наша коренная продавщица (где-нибудь на рынке), вместо того, чтобы лгать себе и мне о том, как она «меня любит». Между тем эта словесно-поносная, простите, «любовь» — типичное явление на рыночном лицемерном Западе. В такой постановке вопроса нет оправдания хамству. Но у нашей грубоватой продавщицы нет сознательной лжи. А правда, сокрытая ещЈ в душе — это самая главная основа для внутреннего возможного возрождения человека. И возродиться больше шансов у искренней в своЈм недоброжелательстве продавщицы, чем у иного натренированного в сознательной лжи менеджера по «сетевому маркетингу».
Кстати говоря, многие наши специалисты по рыночной психологии совершенно не учитывают этой особенности Русской Народности, заложенной в нас тысячелетним отечественным Православием. Не берЈтся в расчЈт русская склонность к правде и отвращение к сознательному лицемерию. Недавно мне пришлось убедиться в этом в одном из наших больших магазинов строительных товаров. Когда я оформлял свою покупку, кассирша — молодая женщина — усталым голосом сказала заученное «спасибо за покупку». Стало еЈ жалко: за целый немалый рабочий день сколько раз ей придЈтся насиловать свою совесть произнесением этих дежурных и ничего не стоящих слов. Я немного поговорил с ней, а затем и с другими работницами магазина. Все они, видя моЈ сочувствие, наперебой жаловались шЈпотом, что их заставляют насильно улыбаться и произносить эти лживые благодарности. Они полностью согласились с тезисом о недопустимости лжи и лицемерия в отношениях между людьми, о том, что доброта должна быть естественным проявлением, которое нет необходимости выпячивать напоказ, обязательно демонстрируя радостный американизированный оскал зубов. Барышни, жалуясь, сказали, что их буквально натаскивают по западным лицемерным «маркетинговым» учебникам, вырабатывая инстинктивные реакции показушной радости от общения с клиентом. Этот пример показывает всю недопустимость забвения нашей родной Народности, с еЈ непоказной искренностью и незаметной добротой.
Не случайно вы никогда в русском классическом портрете не найдЈте изображений человеческих лиц с обнажЈнными зубами в дежурной лицемерной улыбке. И сравните это с нашими новыми насильственно внедряемыми либерально-лицемерными реалиями. ЕщЈ один пример. Один молодой человек, студент, посещавший США по программе студенческих обменов, привЈл интересные сведения. На инструктаже в турфирме, занимавшейся оформлением загранпаспортов, всем русским студентам, подавшим заявки на загранстажировку, было однозначно сказано, что фотографироваться на визы нужно в соответствии с негласными американскими стандартами — улыбающимися широкой зубастой улыбкой. Не то американское посольство визу не выдаст! Видим, как в наше время из человека делают нового невольника, но внушают ему, что он раскрепощЈн и свободен. Хотя такого рабства никогда в истории не было, когда некие безличные силы претендуют на тотальное закабаление души.
Таким образом, мы часто совершенно не понимаем коренного различия наших основ Народности, с еЈ искренностью и правдивостью, от типичных проявлений западных коммуникативных моделей, являющихся следствием всеобщего кризиса либеральной антихристианской цивилизации Запада. В конце сегодняшнего разговора приведу ещЈ две цитаты выдающихся наших современников, которые задумались о недопустимости для человека либерального улыбающегося попугайничанья. Владимир Максимов, талантливый современный русский писатель, уже скончавшийся, писал о том, что скрыто за американской улыбкой. Вот как он говорит о типичных американцах (от имени своего героя):
«При всей их внешней простоте и раскованности почти в каждом из них ощущался жесткий холодок, отделявший наподобие некого панциря, их внешнюю жизнь от внутренней. Поэтому слова, улыбки, жесты, обволакивающее радушие служили им как бы атрибутами для общения с окружающей средой, не выявляя при этом ни их подлинной сущности, ни настоящих намерений».
Душа каменная и чЈрствая, но видимость радушная. Нет ничего хуже этого разъедающего душу лицемерия и лжи. Другая цитата также показательна, тем более что она принадлежит перу наиболее известного современного французского мыслителя, Жана Бодрийара. В своей известной книге об Америке и кризисе человечности в ней, он также обращает внимание на пресловутую американскую улыбку. Он говорит, что эта улыбка полностью оторвана от человеческой души:
«Что-то вроде улыбки Чеширского Кота: она ещЈ долго держится на лице, после того как все эмоции исчезли. Каждое мгновение вас одаривают улыбкой, но она… ничего не выражает. Вам улыбаются без задней мысли, но именно это держит вас на расстоянии… Пусть эта пустота, это глубокое равнодушие непроизвольно просвечивает в вашей улыбке, сделайте подарок другим из этой пустоты и безразличия, осветите ваше лицо нулевой степенью радости и удовольствия, улыбайтесь, улыбайтесь. За недостатком индивидуальной самобытности у американцев чудесный прикус».
Видим, как французский философ отмечает недостачу самобытности у североамериканских граждан. Нам же, имеющим свою самобытную Народность с еЈ сердечностью, искренностью и добротой незачем копировать худшие образцы человечности. Надо развивать то, что получено от наших славных предков, которые, говоря по известной пословице, «не дурнее нас были». Будем и дальше размышлять о содержательной стороне принципов русской Народности, помня совет великого Карамзина: «Кто сам себя не уважает, того никто уважать не будет».
Владимир Николаевич Шульгин, кандидат исторических наук, профессор Калининградского пограничного института ФСБ России
http://rusk.ru/st.php?idar=103718
|