Русская линия | Людмила Ильюнина | 27.09.2005 |
Альбом содержит не только редкие фотоматериалы, отображающие любовь русского народа ко Кресту, но и отличающиеся информативностью и глубиной тексты. Альбом можно не только рассматривать, но и перечитывать, потому что это не сухая энциклопедия, а цельное, талантливое произведение, требующее постоянной работы ума и сердца читателя. Как справедливо сказано в предисловии: «Эта книга — своего рода песнь о Кресте, гимн Кресту». Ее автор кандидат искусствоведения, заведующая сектором прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева С.В.Гнутова скромно называет свой основательный труд «лишь первым шагом в открытии темы креста в России», но этот «первый шаг» охватывает собой все пространство России — здесь представлены поклонные и памятные, поминальные кресты на дорогах, на водных путях, на погостах; фасадные кресты; обетные кресты; надглавные кресты; Царские кресты; нательные кресты; кресты духовенства; кресты наградные; параманы, вериги, схимнические кресты; кресты выносные запрестольные; особо почитаемые чудотворные кресты (такие, например, как Кийский и Годеновский); кресты, принадлежавшие великим русским святым; кресты-реликварии — мощевики. После прочтения и просмотра книги-альбома возникает образ Креста, воздвигнутого, вознесенного над Россией, охраняющего ее многовековое существование, освящающего все трагические, страдальческие страницы русской истории.
Книга «Крест России» может служить документальным подтверждением поэтической интуиции Ф.И. Тютчева:
Утомленный ношей крестный,
Всю тебя, страна родная,
В рабском зраке Царь Небесный
Исходил, благословляя.
Кроме сплошного авторского текста по всей книге разбросаны отрывки из писаний святых отцов и подвижников благочестия, в которых содержится богословие креста, объясняющего причину любви русского народа к главной христианской святыне. А для нас, современных христиан приведенные в книге поучения могут служить призывом к осмыслению своей жизни в свете почитания Креста, крестоношения.
«Да отразится знамение Креста Христова не на поверхности только тела вашего, но и в глубине сердец ваших! Крест спасает, но не поклоняемый только, а и носимый — не на одной только вый телесной, но на вые души». (Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский)
«Крест, которому мы поклоняемся и который изображаем на себе, тогда только спасителен для нас, когда в душе у нас есть крест, когда мы имеем любовь и живую веру в Распятого за нас». (Протоиерей Валентин Амфитеатров)
«Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы в храме Бога любви, в храме любви, распятой за нас». (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
Одним из главных достоинств книги можно назвать то, что она не является чисто историческим трудом, а дает и современные материалы о почитании Креста русскими православными людьми. Самым интересным в этом плане является рассказ об одном из самых труднодоступных мест Русского Севера — районе реки Мезень. Большая часть деревень Мезени древнего происхождения, и здесь до сих пор сохраняется особое почитание Креста Господня. Поклонные кресты здесь можно увидеть не только на кладбищах и дорогах, но и рядом с домами — напротив переднего угла, около порога, на огороде.
В этих краях до сих водружают обетные кресты — поставленные по обещанию, данному Богу в благодарность за избавление от какого-либо зла или болезни.
К наиболее почитаемым крестам паломники ездят за многие километры. Фотографии, сделанные во время этих паломничеств, украшают альбом. Нам столичным жителям неожиданным кажется сохранение народной эстетики в наши дни — Спаситель на этих крестах одет в рубаху, а низ креста и все его подножие повязано обрезами материи, платками и полотенцами.
Особый раздел в книге посвящен празднику Воздвиженья Креста Господня. Почти во всех храмах и монастырях в алтаре или в ризнице хранились специальные «воздвизальные кресты», которые выносились и воздвизались над народом (как это сделал иерусалимский Патриарх Макарий при Императрице Елене).
Крест, обретенный царицей Еленой в 351 году, стал главной святыней Церкви, и его части разошлись по всему миру. Эти частички вкладывались в воздвизальные кресты и на Руси. Одним из наиболее ранних известных у нас воздвизальных крестов являются кресты XII — начала XIII веков преподобной Евфросинии Полоцкой и Новгородского архиепископа Антония. В 1993 году была изготовлена точная копия креста Евфросинии Полоцкой и хранится ныне в Спасо-Евфросиниевском монастыре. Антониев крест был вывезен из Новгорода во время войны и так и не найден.
Зато одна из величайших святынь, созданная по замыслу патриарха Никона в XVI веке, — Кийский крест, сохранилась. В этом кресте расположено более ста частиц мощей святых угодников Божиих, частица подлинного Голгофского Креста, камень гроба Господня, камень из пещеры сорокодневного поста, камень из пещеры Рождества, камень гроба Пресвятой Богородицы, камень пещеры Иоанна Крестителя, камень от трапезы, на ней же Авраам принял Святую Троицу. Сооружен был этот величественный крест-мощевик патриархом Никоном на Кийском острове, в монастыре, построенном в память о его чудесном спасении от потопления во время бури. Ныне крест находится в храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках (район Москвы).
Патриарх Никон был особым почитателем Животворящего Креста Господня, — в главном его детище — истринском Воскресенском Новоиерусалимском монастыре стояли многочисленные поклонные, памятные, водружальные кресты и подпрестольные кресты, изготовленные из камня, дерева, керамики. Лишь один из этих крестов сохранился до наших дней — кипарисовый Крест-Голгофа, находящийся на Лобном месте в Голгофской церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста.
Этот крест, так же, как и Кийский, был заказан патриархом Никоном в Палестине и прислан ему в Новый Иерусалим.
В 1680 году Крест-Распятие «в настоящую меру» Животворящего Креста Господня появляется в молельне при церкви Воздвижения Креста Господня (Распятской) Большого Кремлевского дворца в Москве. Государь Федор Алексеевич продолжил традицию, учрежденную патриархом Никоном.
В приложении к книге «Крест в России» приводится полный текст «гимна Кресту», написанного патриархом Никоном. Приведем здесь отрывок из этого богодухновенного произведения: «Хваляй бо Крест, Распеншегося на нем почитает и славит, и кланяется; крестом бо мучитель попран бысть, и смерть отбеже и ад плнен бысть. Той бо честныц и животворящий Крест Господень вселенные слава и радование, благочестивых царей непобедимое оружие, безсильных сила, благочестивых людей победа и укрепление, доброчестивых воинов дерзновение, путешественников спутник, обуреваемых победа, бедствуемых избавление, трижелаемый и пречестный, плавающих наставление, обуреваемых тишина, монахов сила, мирских хранило, мучеников похвала, постников радование, Апостолов проповедание, пророков пророчество, учителей помощь, всех святых святое и честное украшение, хранитель благочестивых христиан, его же и сень разоряет многоковарственные сети вражии, Тому мы, благословении христиане, да поклонимся, Того да облобызаем, Того вседушно целуем со страхом и радостию за благодать, юже нам дарует».
Книга-альбом «Крест в России» может служить пособием для священников, как материал при подготовке к проповедям, может быть практическим руководством для «строителей и благоукрасителей храмов» (в первую очередь для резчиков по дереву), и еще раз повторим — для всякого, кто возьмет ее в руки, эта книга является свидетельством глубины и силы веры народа, хранимой в веках и заповеданной нам.
http://rusk.ru/st.php?idar=103676
|