Русская линия | Владимир Шульгин | 26.09.2005 |
Итак, народный дух, который лучше всего выражается в языке — лучшее проявление народности. Н.М.Карамзин в своей знаменитой «Записке о Древней и Новой России» справедливо отмечал, что «дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твёрдости. Сей дух и вера спасли Россию во времена самозванцев; он есть не что иное, как привязанность нашему особенному, не что иное, как уважение к своему народному достоинству… Презрение к самому себе располагает ли человека и гражданина к великим делам?»
Таким образом, Карамзин усматривал в принципе народности основу, без которой Государство Российское не может развиваться. Карамзин убеждал, что нам нечего стыдиться нашего высокого русского имени, что священное понятие Святая Русь должно быть постоянной нашей целью. Пора перестать, писал мыслитель, быть на побегушках у Запада, потому что становясь «гражданами мира», мы перестаем быть гражданами России.
Проблема трагического исчезновения принципа народности, как нравственной опоры России, за 190 лет после того, как великий Карамзин сказал эти слова, нисколько не уменьшилась. До сих пор нарастает натиск на нашу великорусскую народность, на нашу культуру. Несколько лет назад, например, в Немецком Доме была организована дискуссия о том, есть ли вообще Русская Идея (то есть фактически, есть ли культурная основа нашей народности). Интересно, что русский устроитель дискуссии, по найму служащий в сем Доме, предательски доказывал, что Русская Идея это ложный миф и призывал нам утратить остатки самобытности, чтобы «обыденными стать», как и все прочие европейцы. Не случайно, таким образом, бил тревогу Карамзин о том, что «граждан мира» у нас становится всё больше и больше. И сейчас подобные мысли высказывают многие наши современники. Например, в последнем номере «Гражданина» епископ Балтийский Серафим высказал свою тревогу, отвечая на вопрос о наличии у нас на Западе России тревожных тенденций. Епископ Серафим сказал: «…существует группа людей, хоть и небольшая, но активная, которая своими выступлениями в пользу развития региона по западному образцу провоцирует искусственный интерес к ценностям западного мира. Он проявляется в возрождении прусской символики, переименовании государственного университета, в тенденции принять западный образ жизни и мышления и быть постоянными учениками Запада».
Мы видим, что боль за нашу народность и самобытность объединяет всех подлинных граждан России, прошлого и настоящего. Печать, телевидение, модные бестселлеры стараются внушить нам идею преимуществ западной сверхлиберальной жизни. Причём сознательно наводится «тень на плетень». Прозападные агитаторы сознательно не говорят нам о смертельном кризисе мировой либеральной цивилизации. Например, на наших глазах прекратил своё существование многомиллионный город Новый Орлеан. Его гибель заставляет вспомнить о Гневе Божием в библейские времена. Дело о Содоме и Гоморре повторяется на наших глазах. Америка, кичившаяся своей сверхцивилизованностью, показала всем настоящее дьявольское лицо потребительского «рая», в котором исчезает все человеческое. Наш русский журналист Олег Кашин имел полное право написать недавно такие горькие строки: «Сегодня стоит спросить, кто принесет цивилизацию в саму Америку. Разграбленные оружейные магазины и армейские склады, мародёры, грабящие дома, насильники, чернокожие люмпены, вырывающие друг у друга ставшую драгоценной бутылку воды, — это Америка».
Вот тебе и изнанка той самой-самой свободы, самого-разсамого индивидуализма. На наших глазах на всём Западе происходит победа «совершенно свободного скотства», о которой предостерегал Русских ещё в 1848 году В.А.Жуковский, выдающийся продолжатель дела Карамзина и Пушкина. Приведу и личный пример. Буквально на днях у нас гостила американская семья. Ее глава, происходящий из ирландских переселенцев-католиков, порядочный семьянин, делился своей болью за происходящее в Америке. Мы оба сошлись во мнении, что как Запад, так и мы, к нему пока примкнувшие, деградируем от забвения Христианских ценностей. От этого все проблемы. Либерализм губит человека, делает его рабом доллара, собственных страстей. Мой приятель тепло вспоминал своего отца, который запрещал ему — школьнику — смотреть телевизор, вместо чего приходилось нести послушание — читать корпус трудов Авраама Линкольна, президента, которого в Америке многие считают праведником. И сообщил мне, как о чем-то обыденном в современном западном мире, о целом городе содомитов «процветающем» в их штате, открыто пропагандирующих свой образ жизни, если так можно выразиться. Вывод его был столь же неутешителен, как и у процитированного только что русского журналиста. Американец сказал, что «наш Рим погиб». Под Римом он имел ввиду США, которые взяв за образец Первый «ветхий» Рим, решили возродить его силу. Забыв о Правде Христовой, без которой сила самой великой империи быстро чахнет. Разговоры с американцем были поводом ещё раз вспомнить мысли русских классиков о необходимости для России идти своим путём, о необходимости нашей русской самобытной народности. Как говаривал Пушкин: главное и в отдельном человеке, и в целом народе «особенность характера, самобытность, без чего… не существует и человеческого величия».
Следующий раз мы продолжим тему о нашей народности и попытаемся рассмотреть её главный краеугольный камень — «великий и могучий» русский язык, ставший породителем гениальной нашей словесности, великой русской литературы XIX века, которая была Третьим великим чудом мировой культуры после Греков и Средневекового Возрождения (мнение Поля Валери, знаменитого французского поэта).
Владимир Николаевич Шульгин, профессор Калининградского пограничного института ФСБ России
http://rusk.ru/st.php?idar=103672
|