Русская линия | Артем Маркелов | 26.09.2005 |
Он стремительно увеличился через несколько месяцев, когда в августе 2000 года прошел Архиерейский Собор, на котором, как известно, было прославлено более 1000 новомучеников, а также совершено общецерковное прославление ряда подвижников прошлых веков.
Дальнейшие годы показали: это благодатное явление не только не прекращалось, но постепенно набирало силу во всех епархиях Русской Православной Церкви (так, например, у нас в Вятской епархии в 2001 году был прославлен прп. Стефан (Куртеев), а в 2003 году — сщмч. Михаил Тихоницкий).
Работа была обширна и многогранна, объем материала, который поступал в Синодальную комиссию, огромный. Бывало и так: начинаешь читать житие новопрославленного святого и с радостью узнаешь, что его судьба соприкасалась с Вятской землей.
Так получилось и со священномучеником Александром Аксеновым. Материалы на его канонизацию в 2000 году представила Алма-Атинская епархия.
Известно, что о. Александр Аксенов родился в 1886 году.1 Служил в с. Черновское Шабалинского района Вятской епархии. 5 апреля 1929 года осужден по ст.58−10 УК РСФСР за «антисоветскую агитацию». Сослан в Нарымский край, где работал на заготовке дров для пароходной пристани в 12 верстах от с.Тымск. Вернувшись из ссылки, о. Александр снова служил в вятских пределах. 4 августа 1936 года спецколлегия крайсуда Кировского края осудила его за «антиколхозную агитацию» на 10 лет исправительно-трудовых лагерей и на 5 лет поражения в правах.
Батюшку направили в тюрьму г. Павлодара (Восточный Казахстан), а затем в Карагандинскую область, где он находился на подконвойных работах в Карлаге.
5 сентября 1937 года последовал новый арест. Обвинение: «< > проводил систематическую озлобленную контрреволюционную агитацию среди заключенных, направленную на дискредитацию политики компартии и Советской области».
Виновным себя о. Александр не признал. Расстрелян 26 сентября 1937 года.
Почему судьба священномученика Александра Аксенова имеет для вятчан значение? Известно, что в 1970-е годы в литургическую жизнь нашей Церкви вошло такое явление как включение в богослужебный календарь дней памяти местных Соборов святых.2 За прошедшие десятилетия, например, установлено празднование Соборов святых Тверских, Новгородских, Радонежских, Владимирских, Смоленских, Белорусских, Сибирских, Костромских, Рязанских.
Сегодня в Вятской епархии идет работа, итогом которой, с Божьей помощью, станет прославление Собора Вятских святых. И то, что мученический путь о. Александра начался именно здесь, на Вятской земле, думаю, должно побудить вятчан включить его имя в грядущий Собор. Ведь не исключено, что со временем станут известны новые сведения о вятском периоде жизни священномученика Александра Аксенова, которые помогут понять путь жизни как самого о. Александра, так Вятской епархии и всей Русской Церкви в скорбном 20-м веке.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Данные взяты с сайта Свято-Тихоновского богословского института.
2 О канонизации святых в Русской Православной Церкви. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси (Троице-Сергиева Лавра 6 — 9 июня 1988 года) // Канонизация святых в XX веке. М., 1999. С. 55.
http://rusk.ru/st.php?idar=103668
Страницы: | 1 | |