Русская линия
Русская линия Артем Маркелов26.09.2005 

Еще одно имя в грядущий Собор Вятских святых
26 сентября — память священномученика Александра Аксенова

В 1999 году я решил для проведения лекций в Вятском духовном училище составить список святых, которые были канонизированы Русской Церковью, начиная с 1901 года. Этот список занял тогда три с небольшим страницы.

Он стремительно увеличился через несколько месяцев, когда в августе 2000 года прошел Архиерейский Собор, на котором, как известно, было прославлено более 1000 новомучеников, а также совершено общецерковное прославление ряда подвижников прошлых веков.

Дальнейшие годы показали: это благодатное явление не только не прекращалось, но постепенно набирало силу во всех епархиях Русской Православной Церкви (так, например, у нас в Вятской епархии в 2001 году был прославлен прп. Стефан (Куртеев), а в 2003 году — сщмч. Михаил Тихоницкий).

Работа была обширна и многогранна, объем материала, который поступал в Синодальную комиссию, огромный. Бывало и так: начинаешь читать житие новопрославленного святого и с радостью узнаешь, что его судьба соприкасалась с Вятской землей.

Так получилось и со священномучеником Александром Аксеновым. Материалы на его канонизацию в 2000 году представила Алма-Атинская епархия.

Известно, что о. Александр Аксенов родился в 1886 году.1 Служил в с. Черновское Шабалинского района Вятской епархии. 5 апреля 1929 года осужден по ст.58−10 УК РСФСР за «антисоветскую агитацию». Сослан в Нарымский край, где работал на заготовке дров для пароходной пристани в 12 верстах от с.Тымск. Вернувшись из ссылки, о. Александр снова служил в вятских пределах. 4 августа 1936 года спецколлегия крайсуда Кировского края осудила его за «антиколхозную агитацию» на 10 лет исправительно-трудовых лагерей и на 5 лет поражения в правах.

Батюшку направили в тюрьму г. Павлодара (Восточный Казахстан), а затем в Карагандинскую область, где он находился на подконвойных работах в Карлаге.

5 сентября 1937 года последовал новый арест. Обвинение: «<…> проводил систематическую озлобленную контрреволюционную агитацию среди заключенных, направленную на дискредитацию политики компартии и Советской области».

Виновным себя о. Александр не признал. Расстрелян 26 сентября 1937 года.

Почему судьба священномученика Александра Аксенова имеет для вятчан значение? Известно, что в 1970-е годы в литургическую жизнь нашей Церкви вошло такое явление как включение в богослужебный календарь дней памяти местных Соборов святых.2 За прошедшие десятилетия, например, установлено празднование Соборов святых Тверских, Новгородских, Радонежских, Владимирских, Смоленских, Белорусских, Сибирских, Костромских, Рязанских.

Сегодня в Вятской епархии идет работа, итогом которой, с Божьей помощью, станет прославление Собора Вятских святых. И то, что мученический путь о. Александра начался именно здесь, на Вятской земле, думаю, должно побудить вятчан включить его имя в грядущий Собор. Ведь не исключено, что со временем станут известны новые сведения о вятском периоде жизни священномученика Александра Аксенова, которые помогут понять путь жизни как самого о. Александра, так Вятской епархии и всей Русской Церкви в скорбном 20-м веке.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Данные взяты с сайта Свято-Тихоновского богословского института.
2 О канонизации святых в Русской Православной Церкви. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси (Троице-Сергиева Лавра 6 — 9 июня 1988 года) // Канонизация святых в XX веке. М., 1999. С. 55.

http://rusk.ru/st.php?idar=103668

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Tatiana Kachalova    21.05.2010 07:52
О.Александр Аксенов не только начинал служение на Вятской земле, но и принадлежит к вятскому роду Аксёновых, которые издавна поселились по берегам рек Вохма и Вочь на границе Вятки и Вологодчины (первое известное упоминание Аксеновых в этих местах относится к 1624 году). Разночтение же места рождения (с. Рычково) свмуч.о. Александра происходит из-за постоянного административного переподчинения той местности. По топонимике это выглядит примерно так:
1859 – Рычково (Рачкова) – Стан – 1, Никольский уезд, Вологодская губерния
1881 – Рычково (Рычкова) – Лапшинская волость, Никольский уезд, Вологодская губерния
1886-1918 – Рычково – Вознесенская волость, Никольский уезд, Вологодская губерния
1918-1919 – Рычково – Вознесенская волость, Никольский уезд, Северная область
1918-1924 – Рычково – Вознесенская волость, Никольский уезд, Северо-Двинская губерния
1924-1933 – Рычково – Вохомский район, Северный край
1933-1944 – Рычково – Вохомский район, Вологодская область
С 1944 – Рычково – Вохомский район, Костромская область.
Темная речка – это часть села Рычково.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru