Русская линия | Людмила Ильюнина | 22.09.2005 |
Подробнейшим образом здесь (при том, что книга в целом охватывает период от истории Скифии до венчания на Царство Михаила Романова) рассматривается борьба Преподобного с ересью жидовствующих. При этом подчеркивается не только богословская глубина «Просветителя» Волоколамского игумена, — труда, в котором содержатся «слова» против ереси (об этом писалось немало), но, что не менее важно — рассматривается нравственный образ поведения, мудрость и смелость святого. Последние качества особенно проявились в отношениях с Государем Иоанном III, который какое-то время покровительствовал еретикам и проявлял подозрительное отношение к прп. Иосифу. Перед кончиной Государь хотел «со всеми примириться» и пригласил борца с ересью в Царские палаты.
Описание этих встреч, как и вся книга Ю.П.Михайлова, сделанное с художественной увлекательностью, заслуживает внимательного цитирования: «Поговорив немного о делах соборных, Державный обратился к своему наболевшему. „Я узнал о ереси, — сказал он неожиданно, — и ты прости меня в том, а митрополит и владыки простили меня“. Иосиф, ко всему готовый, и потому настроенный осторожно, был поражен смирением Великого Князя: „Как мне тебя простить?“ Но Иоанн повторил: „Пожалуй, прости меня!“ Немного подумав, Преподобный ответил: „Государь! Только ся подвигнешь о нынешних еретиках, и в прежних тебя Бог простит“. Этим ответом святой задал меру искупления греха: подвигни себя (покарай нынешних злодеев), тогда Бог простит тебе попустительство прежним».
Этот пассаж доказывает, что книга Ю.П.Михайлова вполне соответствует своему названию — в ней действительно рассматривается «Нравственный образ истории», то есть история в свете нравственных евангельских законов, — все отношения людей и государств по-новому предстают нам в этом свете. Так отношения прп. Иосифа и Государя Иоанна III представлены во всем их драматизме. Прп. Иосиф долго безрезультатно просил «о розыске еретиков», которые свили свое гнездо в верхушке столичного духовенства и дипломатического корпуса.
Поведение Государя в ответ на челобитные прп. Иосифа автор книги о «нравственности в истории» характеризуется таким образом: «Он, Государь, казнивший сотни преступников и недругов своих, не считая опальных былых друзей и сродников, пред врагами Христа вдруг растерялся. Он торопливо покаялся за прошлое, а в настоящем думал устраниться, примирившись со всеми. Но примирился ли он с Богом? — вот какой вопрос поставил перед ним Иосиф.
Собор, на котором была осуждена ересь жидовстующих, был собран уже сыном Иоанна III — Василием III…
В книге подробно описываются те интриги, которые плели против прп. Иосифа еретики. Особо удавшейся интригой, отголоски которой докатились до наших дней, было организация противостояния с «нестяжателями».
«Идеологом» выдуманной партии был князь-инок Вассиан Патрикеев. И он, а не в коем случае ни прп. Нил Сорский, раздувал это противостояние в своих иронических посланиях к прп. Иосифу. Позиция прп. Иосифа многим нынешним «интеллигентным христианам» кажется изуверской, а между тем история и наша современность показывают, насколько он был духовно трезвенен. После того, как на соборе 1504 года ересь была низложена встал вопрос — что делать с покаявшимися еретиками? Вот, что ответил прп. Иосиф: «Тому, кто признает вину лишь на суде, будучи изобличенными, чтобы избегнуть смертной кары, — тому верить нельзя. Пусть кающиеся принесут плод достойный покаяния, пусть ради спасения душ своих бывшие сатанисты (надо сказать, что Ю.П.Михайлов первые называет вещи своими именами — делает он это на основании того, что известно о тех невероятных кощунствах над святыней, к которым были причастны еретики, особенно еретики, облаченные священным саном — Л.И.) сами добровольно затворятся в темнице, возложат на себя тяжелые вериги, дадут страшные обеты и молят Бога о прощении, об искуплении своих прошлых грехов, Если же нет, то чего стоит их лживое «покаяние»?»
«Нестяжатели» же, а вернее лично князь-инок через свои послания (насколько это была темная фигура для русской церкви Ю.П.Михайлов подробно разбирает в книге) стали требовать, чтобы всех, кто изъявил «покаяние», выпускать на свободу тотчас же и розыска дальнейшего не чинить.
Как будто бы вполне гуманная позиция… Но гуманизм — и христианское трезвение не одно и тоже. Многие «покаявшиеся» члены секты тайно продолжали свое дело, и последователи их дожили и до наших дней.
Последние семь лет, из-за козней придворных интриганов, прп. Иосиф находился в опале. Но уже на смертном одре он обращался к Государю с просьбой не слушать лженестяжателей, не ослаблять церковь, не отделять ее от всего русского народа, превращая в отдаленную от реальных нужд Отечества, «пустыню». Пустынничество — для избранных, но это — не удел всей Церкви, — писал он. Позиция прп. Иосифа победила — его курсом шла церковь на протяжении еще четырех веков. Волоцкий монастырь стал образцом служения Церкви народу и Царю. Этот нравственно значимый образ или образец Ю.П.Михайлов описывает так: «Иноки, в большинстве своем высокородные бояре, оставившие грешный мир с его богатствами, — жили на хлебе и воде, носили на теле власяницы и тяжелые вериги, и молились денно и нощно, но при этом не оставляли забот о ближних, чего совершенно не делали «нестяжатели». Да, здесь, на Волоке, Богу служили пышно: у икон в золотых ризах, украшенных дорогими каменьями, с богатой церковной утварью. И отсюда широко распространялось духовное просвещение. Здесь составлялись и переписывались книги, писались иконы; клиры, сочиненные самим Иосифом, легли в основу песнопений, прославивших Святую Русь. Здесь был странноприимный дом, сиропитательница, «божедомье» для погребения неимущих. Но, кроме того, отсюда, из обители Волоколамской выходили старцы и епископы, духовно сродственные РУССКОМУ САМОДЕРЖАВИЮ».
Ю.П.Михайлов в своей книге показывает, как борьба прп. Иосифа за Церковь, увенчалась ее многовековым существованием в союзе, в симфонии с православным Царством и без серьезных еретических наветов. Таким образом, отметаются обвинения, тех, кого почитатель мужественного борца с ересью, называет «либерал-историками», тех, кто «до сих пор гонят волну недовольства в адрес Святого Иосифа Волоцкого».
Книга Михайлова помогает читателям — большинству из нас, воспитанным на трудах все тех же «либеральных историков» и на «гуманистических ценностях» в целом пересмотреть расхожие оценки тех или иных исторических личностей и ключевых событий русской истории.
http://rusk.ru/st.php?idar=103651
|