Общественный Комитет «За нравственное возрождение Отечества» | Протоиерей Владимир Переслегин | 02.03.2005 |
Славянский текст еще сильней выражает отвращение Господа к их духовному состоянию: там сказано не: «извергну», а: «изблюю тебя». Кажется, только в одном еще месте Писания («бысте ми в сытость», Исайя, гл. 1) столь откровенным антропоморфизмом обличает Бог нравственную порчу верующих.
Чем вызвано несравненное омерзение? Что за «тепло» сделает представителей Лаодикийской Церкви тошнотворными для Духа Христова?
Обычно понятие «теплоты» имеет положительный смысл: теплота Духа, человек теплой веры, теплые, сердечные отношения, теплая дружеская атмосфера, живительное тепло очага и т. д. Очевидно, что все это тепло — не нейтральное по отношению к нам состояние, а указание на более высокую относительно нас температуру. Теплый — тот же горячий, но не сжигающий, а согревающий.
Не то имеет ввиду Апокалипсис, когда обращается к Лаодикийской Церкви. Есть иное «тепло», температура человеческого тела, когда все в порядке и ничего не болит. О ней не говорят, так как ее не ощущают. Ни горячо, ни холодно, ни в лихорадке, ни в морге, «комнатная температура».
Взятое из области телесных чувств ощущение нулевого раздражения рецепторов применительно к духовной жизни является не нормой, а тяжелой патологией.
Потому что означает бесчувствие.
Это ощущение комфорта, «все o`key», 36,6 в условиях, когда живой человек, а тем более — христианин — не может не болеть, не может не умирать, обязан быть ледяным, чтобы не сгореть, или огненным, чтобы не окаменеть.
«Теплохладность», таким образом, представляет собой отсутствие естественной реакции ума и сердца, ровное безразличие, оптимизм на фоне невыразимых мучений ближних, непробиваемый скафандр, внутри которого одна и та же, поддерживаемая кондиционером, температура. О, если бы твой скафандр был пробит! Ты был бы холоден и искал бы тепла, ты был бы в ознобе и искал бы холодной воды! «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное» — любовь к Истине.
Признаки болезни христиан грядущей Лаодикийской эпохи, неожиданно становятся заметными среди верующих нашего времени.
Глубокое равнодушие любит облекаться в эмоциональность и экзальтацию.
Так, за пылкими декларациями борцов против ИНН, за «огневидными» изображениями Григория Распутина и Иоанна Грозного, за настырным «поиском старцев», за нескромной жаждой благодатных явлений, наконец, за подчеркнутым «аскетизмом» безучастия к судьбе своего народа, — за всем этим живое христианское сердце явственно чует масонский холод адогматизма, безразличия к Личности Христа.
Никогда еще христиане не принимали с такой готовностью басни и мифы, даже не пытаясь сообразовать их с основами веры. Это уже не гностические системы, воевавшие с Церковью в III столетии в Риме, не соблазны «глубин сатанинских» — тайных учений для посвященных, разрушавших ее изнутри в начале XV в России. Нет. Это откровенная чепуха, не принимаемая всерьез. Но от этого не менее страшная: чепуху принимают не всерьез не потому, что не хотят принять глубже, а потому, что вообще ничего принять всерьез не в состоянии.
Люди стали несерьезны. Они ни за какие принципы не держатся, ни на каких убеждениях не стоят. Не желают мыслить, хотя отлично соображают. Равнодушные ко всему, кроме животных страхов и опасений, предавшие забвению догматы, утратившие самообладание, верующие обращаются к басням не из-за их убедительности, а потому что вера в басню избавляет от веры в Крест. Довольные этой «легкой верой», они в конце времен станут силой, определяющей лицо церковной эпохи. «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3−4)
Вы не правы, — возразят нам. Сколько верующих готовы на все, только бы не принимать ИНН или «социальную карту москвича»! Где же тут теплохладность и равнодушие?
Равнодушие к Богу, но не к своей персоне. Ни на чем не стоят, кроме детского страха «быть сосчитанными» и детской жажды фантастики. И не утруждают себя ни рассуждением, ни поучением в законе Господнем.
Иначе, как могли бы наполнить Церковь предупреждения «старцев»: «это не техническая необходимость, а мистическое кодирование нас — овец Христовых» (Обращение к Архипастырям и Пастырям… убогого иеросхимонаха Рафаила//Русский вестник. N 7, 2001)?
Это сущая ересь. Закодировать овец Христовых невозможно. Закодировать — значит незаметно подчинить человека противной ему власти, сглазить, тайно похитить душу. «Никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, который дал мне их больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего», — обещал нам Господь наш.
Как могут христиане из уст в уста повторять «слова батюшки с «Радонежа»: «кто принял ИНН, тот — на электрическом стуле с отключенным током, вот увидите, что будет, когда его включат!» Но при чем здесь христианская вера? Разве есть что-либо смертельно опасное для христианских душ, кроме греха? И какой грех сидеть на стуле, даже если он — электрический? Никаким током, кроме собственного греха, душу убить невозможно. Если же ИНН опасно для тела, то это уже бредовое расстройство.
Если не равнодушие, как могли бы верующие повторять миф: «у Распутина был двойник». Но почему этого двойника встречали на квартире Распутина по адресу: Гороховая, 64? Он что, жил там по очереди с оригиналом? Почему именно этого двойника, слабого, грешного, безвольного человека, умеющего заговаривать и прорицать, обладающего пронзительным взглядом и весьма характерной речью, а не настоящего Григория Ефимовича описывают дочь Распутина Матрена, князь Жевахов, Лили Дэн, Вырубова, Винберг, в искренности которых трудно усомниться?
Но не только у Распутина был двойник. Если вслушаться в голоса легкомысленных верующих, выяснится, что двойник есть у настоящей Русской истории. Равнодушие наделило равными правами убиенного Царевича Димитрия и опять появившегося Лжедмитрия; может Годунов убийца, а может и — нравственный правитель; на равных правах уживаются версии о том, что Куликовская битва была и что Куликовской битвы не было. Неудивительно, что и гностические басни о «петле времени» с «мобильником, обнаруженным в раскопках», о двойнике Ельцина и т. д. готовы обсуждать, вместо того, чтобы дать отпор единственной мыслью: Бог не играет с людьми в жмурки.
Бог не потерпел бы, чтобы люди в течение долгого времени заблуждались относительно истинных величин и действующих лиц в истории. Потому что история принадлежит Ему, Он вошел в нее, Он ее Автор и Хозяин. Он показывает людям, читающим книгу истории, нравственный свет, смысл жизни, как в другом Откровении. Ему дорога наша история, какой бы она не была, и Он не даст ее переписать, пренебрегая поколениями «профанов».
У Христа нет ничего тайного от нас. Именно поэтому Бог сразу дал понять русским, что Годунов — убийца. Это было закреплено не только церковным авторитетом Службы на Перенесение мощей Св. Димитрия, но и научным авторитетом «Истории Государства Российского» Карамзина — плода собирания и интеграции огромного количества источников, в том числе — утраченных ныне. Это закреплено в памяти народа авторитетом нравственного и художественного совершенства пушкинского «Бориса Годунова». Это не подлежит изменению до скончания века.
История не театр. В ней нет ни режиссера — постановщика, ни актеров, ни кулисы. Ни репетиций, ни провалов. Ни зрителей.
Вера в этот миф не имеет ничего общего с верой христианской.
Вера в этот миф — в охладевающих к Личности Христа христианах последнего времени. Ни Александру Невскому, ни Андрею Боголюбскому, ни Авраамию Палицину, ни Святому Царю Николаю Второму не могло прийти в голову, что история кем — то спланирована. Их мысли не были поглощены заговорами кагала, хотя они и догадывались о них. Они боялись Бога, а не строящих ковы, и поэтому видели себя действующей величиной перед Богом, а не перед «режиссерами». Их не интересовало, на каких стульях они сидят, для них было принципиально важным не сидеть на двух стульях.
Их чувство истории было в высшей степени независимым и творческим. «Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание….В эти решительные дни в жизни России, почли МЫ долгом совести облегчить народу НАШЕМУ тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственною Думою, признали МЫ за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с СЕБЯ Верховную власть». Неужели эти «простые и великие слова, которыми умел говорить один Государь», уверившие доктора Боткина в реальности отречения, были написаны с оглядкой на кого-то? Неужели среди верующих есть циники, допускающие, что за этими словами — тайный подтекст?
Увы, есть. Много.
Тщетны прения с любителями басен. Им уютно в их нишах, в их скафандрах.
Царский трон был для Государя Голгофой. Он не сошел с нее, так как, и лишившись мирской власти, и оставив престол, до смерти был верен своему долгу, оставаясь Царем. Каким же электрическим стулом пугают нас отступники? Христианин всю жизнь на нем, он выбрал его в день Крещения. На ком крест, тот и так под током ненависти дьявола и мира, лежащего во зле. «Сидеть на выключенном стуле» — значит, не начав жизни по Заповедям, бояться ее начинать, дабы не раздражать врага. Да не будет!
Ни в одну из предыдущих эпох эта болезнь не была определяющей для лица Церкви. Никогда еще не было среди христиан столь настойчивого, столь агрессивного отгораживания от объективной реальности. От Заповеди, от истории, от смысла жизни. Не пробьешься! И при этом он — верующий. Требует Причастия!
Причащаться Истины и быть равнодушным к истине.
Желать близости без любви к Личности Того, Кем обладаешь.
Что может быть оскорбительнее для Христа. Не потому ли такого откровенного отвращения к этим, соединенным с Ним, христианам исполнены слова Господа. Кажется, они забыли, что «ядый Мою Плоть и пияй мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем». Забыли, что не только они принимают в себя Его, да Он в них пребывает, но и Им принимаются в Себя они, да в Нем пребывают! «Изблюю тебя из уст Моих» — обещает Христос обнаглевшим причастникам.
Безразличие ко Христу — залог притяжения к Антихристу. Ему таких и надо. Ему будет нетрудно убедить лаодикийцев в том, что два с лишним тысячелетия христианской истории и культуры — не более чем «петля истории», что их предки обманывались, что Мессия — он, и что настоящая история только начинается.
И потому, что большинство христиан в это поверят, кардиограмма человечества выродится в изолинию, история — в финишную прямую.
Антихрист — учитель и старец, маг и обаятель, ликвидатор всех войн и конфликтов, обойдется без «температурных микрочипов». Ибо число 36,6, «число человеческое», понятое духовно, означает число 666, константу теплохладности. Никому не придется ставить термометр. Глобальное потепление — таяние ледников и затопление островов, выравнивание в единый на всю землю духовный климат — не позволит скрыть ни малейшего отклонения: ни холодного пота ужаса и бессознательного отвращения к Зверю, ни повышенной температуры сознательного ему противодействия.
«Благ и кроток всем явится, посту навыкнет, по Христу жительство пройдет», — говорит о «человеке греха» церковный Синаксарий. Ну, зачем ему воевать с «противниками ИНН» и прочими любителями басен? Разве они опасны для него? Пусть сидят себе на своих не включенных стульях, не рыпаясь, не интересуясь ничем, довольные своей «незапятнанностью». Да он и сам будет противником ИНН! Они за это не окажут ему никакого сопротивления, закроют глаза на его дела, проявят полную лояльность. Все эти люди сознательно примут печать Зверя на правую руку — внутренней солидарностью с его действиями, или на лоб — внутренней солидарностью с его мышлением.
Противостоящие Зверю христиане Лаодикийской эпохи, отворяющие двери души на голос Христов — не специалисты по конспирации и камуфляжу.
Это те, кто, приняв на свое чело печать рабов Божиих (Откр. 7:3), то есть, покорив ум Евангелию, перетерпели великую скорбь за нелояльность Антихристу: отказ от безрассудства и несерьезности.
|