Русская линия | Артем Маркелов | 20.09.2005 |
Когда читаешь житие священномученика Михаила, обращаешь внимание на его вроде бы «обычность». Жил священник, честно служил, растил детей, радел о храме и прихожанах. И вроде бы не было в жизни о. Михаила ничего, что поражает, выделяя его из ряда других пастырей. Но все вопросы «обычности» снимает мученическая кончина, которая последовала накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 20 сентября 1918 года (по существующим данным, расстрел был произведен в 9 часов вечера — поэтому если быть совсем точным, по церковному календарю праздник уже наступил).
Жительница Орлова Надежда Васильевна Березина вспоминала: «Я видела с подругами-гимназистками, как отца Михаила вели на расстрел. Он шел, как всегда неспешно, слегка, слегка опустив голову, и все молился вслух: „Господи, прости их, они не знают, что делают“. < > Его привели на кладбище. Заставили копать могилу. Торопили. Видимо, боялись, что придут люди на выручку. < > Сказали: хватит. Отец Михаил попросил помолиться. После молитвы повернулся к конвоирам и стал ждать. Не разрешил связывать руки и завязывать глаза. Стоял прямо, как-то даже грозно. Прогремели выстрелы. Он упал в могилу, которую быстро стали засыпать…»
Твердость и непоколебимость, с которыми 72-летний православный батюшка принял смерть — убеждают: «негромкое» христианство выковало из о. Михаила человека, который не дал завязать глаза плачам в последние минуты своей земной жизни.
И тогда становятся понятны слова сына о. Михаила митрополита Владимира (Тихоницкого): «Мой батюшка был монахом не по званию, а по жизни. Отец Михаил служил ежедневно в 6 часов утреню и Божественную литургию, а до собора надо было еще версты две пройти пешком в любую погоду. После богослужения отец Михаил спешил в церковные училища, где он преподавал закон Божий и возвращался домой только к обеду…»
По-новому оцениваешь и то, что, потеряв в 35 лет жену, а затем и сына, о. Михаил смог воспитать остальных шестерых детей. Никто из них не предал Церковь, не пошел в революцию (как это, увы, бывало в духовном сословии). Напротив, два сына Тихоницкого стали архипастырями. И если Владыка Владимир принял епископский сан до революции, то архиепископ Вениамин (Тихоницкий) возглавлял Вятскую (тогда Кировскую) епархию в 1942—1957 годах. Он поднимал из руин разоренную епархию, открывал храмы, радел о священстве и прихожанах. И, конечно, верую, на все эти труды Владыку Вениамина незримо вдохновлял один из первых вятских новомучеников о. Михаил Тихоницкий.
Воистину, «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые» (Матф. 7:17). Священномученик Михаил запечатлел это своей жизнью и смертью во имя Христа.
Тропарь, глас 4
Кондак, глас 1
http://rusk.ru/st.php?idar=103646
|