Православие.Ru | 02.03.2005 |
На месте нынешнего Музея Деревянного Зодчества в Суздале в конце XI века возник первый монастырь. Музей Деревянного Зодчества был образован в 1968 году, сюда свозили постройки с разных сел Владимирской области. В музее два храма. Зимний — Воскресения Христова, поновленный. И Спасо-Преображенский храм, который сохранился почти полностью, кроме крыши и нижнего подклета. Храм сохранился с XVIII века, с 1756 года. Это храмы-музеи, и служба здесь не проводится. А за храмами и часовенками музея находятся дома крестьян Владимирской губернии: зажиточных крестьян, середняков. Там же находятся мельницы, амбары, колодец — все, как полагается. Здесь восстановлено русское село прошлых веков. Своеобразный этнографический музей. Но со стороны, издалека, музей напоминает своим силуэтом о существовании здесь монастыря.
Первый монастырь в городе появился по велению князя Владимира Мономаха, при большой помощи епископа Переяславского Ефрема. Монах Киево-Печерской Лавры прибыл сюда и основал этот первый монастырь в честь св. Димитрия Солунского, святого покровителя Владимира Мономаха.
До революции в Суздале проживало до 5.500 человек, было бы больше, но после того, как железная дорога была проложена мимо Суздаля, около 2.500 человек выехало из города во Владимир, в Москву, Нижний Новгород.
Всего памятников культуры и истории в Суздале числом 256. Почему город и называют городом-музеем. Сохранилась суздальская старина, многие дома, некоторые отличаются друг от друга свой живописностью. Один дом сохранился с оконными наличниками, сделанными из лепнины — это большая редкость. Много домов строятся и сейчас, но не все они принадлежат суздальцам. Московские жители постепенно переселяются в окрестности Суздаля, и есть даже село за Суздалем, Кидекшей, туда дальше по реке Нерли практически одни московские дачи. Красивые места, чистый воздух — все это привлекает новых переселенцев. Но некоторые новые дома совсем не вяжутся с местной архитектурой, и построены более в европейском стиле, и это, конечно, портит Суздаль постепенно. Но город сохраняет еще свой статус города-музея. В прошлом году возникал вопрос об отмене городского статуса Суздаля, и присвоение ему статуса городских поселений. Если такое произойдет, это может погубить Суздаль. Если он потеряет статус города-музея, станет городским поселением, то будет разрешено строить, что угодно. Все это, конечно, может испортить Суздаль и его красоту. Ведь в Суздале запрещено строить дома выше четырех этажей. По традиции русских городов, дом человеческий всегда строится не выше Дома Божия. В Суздале эта древняя традиция сохранилась.
Сейчас суздальцы, кроме огородов, заняты в сфере туризма. Многие, занимаясь торговлей, складывают свой капитал и переезжают на жительство в другие города. В большинстве, уезжает молодежь. В основном сейчас уезжают в Москву, во Владимир, Нижний Новгород. В Суздале всего пять учебных заведений: две школы, два училища, одно сельскохозяйственное, а другое художественно-реставрационное, и сельскохозяйственный колледж.
Вот мы видим панораму города. Суздаль был окружен кольцом монастырей, и эти церкви на окраине города напоминают нам о несохранившихся монастырях. Еще в XIII веке родной брат св. князя Александра Невского, князь Андрей Суздальский, который считается родоначальником династии суздальских удельных князей, основал здесь Андреевский мужской монастырь. На месте монастыря сейчас стоит храм Тихвинской иконы Божией Матери, колокольня и зимний придел не сохранились, они были разобраны на строительный материал. И везде, где можно увидеть отдельно стоящие храмы, это значит одно — зимние приделы и колокольни не сохранились. Например, Ильинская церковь, в честь которой был назван недалеко находящийся заливной луг. Отсюда можно также увидеть заливные луга, старицы. Возможно, сюда закачивали воду, чтобы ловить рыбу, или для пополнения реки Каменки. Ведь река использовалась как судоходная, и летом с этих озер можно было в Каменку спускать воду, чтобы из Нерли в Суздаль заходили торговые караваны. Таким же путем, по высокой воде, караваны и уходили. Сохранились земляные валы Кремля, которые протянулись почти на полтора километра. Валы посада сохранились лишь отчасти. Сохранившееся монастыри находятся, в основном, на северной стороне города, вон там, где стоит высокая колокольня, высотой в 72 метра, и с двухметровым крестом. Построена колокольня в память победы над Наполеоном. Начали строить ее сразу же после войны, на постройку ушло шесть лет, с 1813 по 1819 год.
В Суздале был устроен областной научно-исследовательский институт сельского хозяйства, при нем есть особый питомник, в котором сохраняется генофонд гусей всех пород, какие жили в России. Всего 21 порода гусей. Здесь есть и дикие гуси, и гуси холмогорской, андалусской, китайской породы. Они размножаются в питомнике естественным способом. Здесь продают гусят и яйца. На гусей можно посмотреть только летом. А 26 февраля можно посмотреть на гусиные бои, ведь здесь разводят и Тульскую гусиную бойцовую породу. Бои проходят на территории Музея Деревянного Зодчества, и начинаются примерно в полдень.
С улицы Покровской сворачиваем на древнюю улицу Стромынку, такая одноименная улица есть и в Москве. Эти две Стромынки являлись началом дороги, связывающей Суздаль и Москву, а между ними — село Стромын. По этому тракту проезжали в Суздаль на ярмарки московские купцы. Ярмарки посвящались св. Евфросинии Суздальской. День памяти ее приходится на 8 октября. На Торговой площади города собиралось до десяти тысяч купцов, в том числе и московские. Купцы перевешивали свой товар, и с веса бралась пошлина за право проезда по мосту в Суздаль. Деньги эти шли на поновление храмов. Достаточно оригинальный способ сбора денег был найден. Жители села Перевесы, где взвешивался товар, помогали перевешивать его, за счет этого и жили. Вот так село и прозвали — Перевесы.
Многие улицы Суздаля берут свои названия от храмов, от своеобразных жителей, или от каких-либо событий. Сейчас в Суздале можно увидеть несколько маленьких часовенок, они стоят на местах, где когда-то стояли храмы. Храм св. мч. Варвары и храм Похвалы Честному Кресту. От этих храмов начинались улицы Похвалынская и Варваринская. Улицы назывались не только по названиям храмов, но и в память о разнообразных событиях. Например, улица НетЈка. Она прозвана так потому, что, когда пустили воду из речки Гремячки, которая на восточной стороне, в речку Каменку мимо вала, то вода не потекла, остановилась и на этом месте. Его засыпали, и с XII века сохраняется название этой улицы. А напротив — Ризоположенский монастырь. Святые Ворота монастыря с часовенкой были построены местными архитекторами, и сейчас они находятся в монастырском ведении. Местные архитекторы — Мамин, Грязнов и Шмаков — построили также несколько храмов, в том числе и не сохранившийся, к сожалению, Троицкий собор на территории Ризоположенского монастыря. Монастырь состоял из двух отделений: девичьего монастыря Положения риз Пресвятой Богородицы, с главным храмом, и Троицкого вдовьего монастыря. Троицкий вдовий монастырь был основан в XIII веке святой Евфросинией Суздальской. Разные есть мнения о происхождении этой святой, полагают, что она уроженка черниговской земли, некоторые даже считают ее дочерью Черниговского князя, но это не точно.
Храм XVI века построен во времена Ивана Грозного, человеком, который замаливал свои грехи перед Саломонией Сабуровой, перед Софией Суздальской. Это боярин Шигин-Поджогин, ударивший плетью Саломонию во время ее пострижения в монахини. Он потом вносил вклад в Ризоположенский монастырь, замаливая свой грех. Как говорит предание, этот монастырь был чудесно спасен молитвами Евфросинии. В миру Феодулия, в монашестве Евфросиния, во время нашествия Батыя молилась с сестрами своими, и, как говорит предание, мгла и пелена закрыла монастырь от Батыевых полчищ, и огонь пал на монгольских воинов. И Батый, убоявшись огня небесного, убрался восвояси. Это событие описывается в житии Евфросинии Суздальской. Ее происхождение и впрямь скорее было из Черниговских земель. Когда ее приемный отец князь Михаил Черниговский, что более достоверно, был замучен в орде, средств на ее содержание не поступало. И она в скудости своей ходила в рубище, с босыми ногами, и, как гласит житие, ей встречались разные люди, которые предлагали ей одежду. И один из богатых бояр суздальских давал ей платье и хлеб, но она отказывалась, говорила ему, чтобы он принес масло для лампад в храм, а сам больше заботился о своих близких и родных, чем о ней. Так она назидала многих.
Колокольня Спасо-Евфимиева монастыря построена в XVIII веке. Вот такие колокольни, в стиле классицизма, в Суздале строили в XVIII веке. Храм Смоленской Божией Матери был построен в 1696 году, зодчие, строившие его, возвели и стены Спасо-Евфимиева монастыря длиной 1200 метров, с двенадцатью башнями. Стены монастыря олицетворяли стены Горнего Иерусалима. Сам монастырь был основан в XIV столетии, духовный брат прп. Сергия Радонежского Евфимий Суздальский прибыл сюда из Нижнего Новгорода. Когда преподобному Евфимию было 36 лет, он основал эту обитель по велению двух князей — Бориса и Андрея Константиновичей, которые были в свое время соперниками князя Дмитрия Донского за право владеть ярлыком великого княжения. Эти князья и основали монастырь, который в то время назывался Спасо-Преображенским, а также Спасо-Покровский монастырь. Спасо-Преображенский монастырь стал называться Спасо-Евфимиевым только с XVI века, во времена Ивана Грозного, когда Евфимий Суздальский был канонизирован.
Монастырь расширил свои владения, выкупив их у города. Изначально монастырь заканчивался за Святыми Воротами, за Благовещенской надвратной церковью, этот храм был построен в XVII веке в барочном стиле. А нижняя часть врат, въездные ворота, были построены еще при Иване Грозном. В основном, все храмы в этом монастыре были построены при Иване Васильевиче. И Спасо-Преображенский собор, на месте древнего храма, еще деревянного. И церковь под колокола св. Иоанна Предтечи, построенная в честь рождения Ивана Грозного. И трапезный храм Успения Богородицы, связанный с домом настоятеля монастыря. В старом братском корпусе открыты сейчас кельи-музеи, где установлены экспозиции уголка иконописца, есть небольшая монастырская библиотека. Есть также уголок белошвейки, это экспозиция из Покровского монастыря. Часть экспозиций были перенесены из Покровского монастыря, когда он был восстановлен. Спасская башня — самая высокая башня в монастыре, ее высота составляет 24 метра.
Монастырь сильно пострадал в годы советской власти, после 1923 года здесь был устроен Политизолятор. И Суздаль сильно пострадал, не в архитектурном плане, а в плане материальном. Церковная утварь была передана в ведение государства. Семь с половиной тонн металла, не считая колокольной бронзы, было вывезено из Суздаля в течение десяти лет. Иконостасы, церковная утварь, которая содержала ценные металлы, колокольная бронза, — видимо, несколько десятков тонн. И колокола, которые сейчас на монастырской звоннице, хранились все это время в других храмах, некоторых домах, музейных фондах. И они были собраны двадцать лет назад Обществом Колокольного Звона. И звонарь, который двадцать лет назад участвовал в восстановлении монастырского звона, исполняет звоны на основе церковных: благовеста, трезвона, перезвона. Они уже не связаны с церковной службой, ведь служба в Спасо-Преображенском соборе проходит лишь только 19 августа, и в день памяти преподобного Евфимия, основателя монастыря. На месте его захоронения была построена маленькая церковь, которая возводилась с 1507 по 1511 года, но она полностью не сохранилась. Потому что Иван Грозный почти все церкви своего отца перестраивал, и уже ориентировочно в 1564 году был создан большой Спасо-Преображенский собор, и малый храм был, видимо, разобран и превращен в придел собора, который находится с южной его стороны. А в XIX веке архитекторы решили восстановить память о двух предстателях Земли Русской, преподобных Сергии и Евфимии, и возвели приделы в честь преподобного Сергия Радонежского и преподобного Евфимия.
Братии в монастыре сейчас нет, это полностью музейный комплекс. Конечно, на содержание его выделяются государственные средства. Здесь располагается десять экспозиций, дом настоятеля сейчас на реставрации, а братский корпус был недавно отреставрирован. Наверху корпуса есть даже музей реставрации, где наглядно показывается, как реставрировались старые образы XVII века.
В кельях жили по два, по три монаха, входы в кельи были отдельные. В кельях было печное отопление. Второй этаж братского корпуса был надстроен в XIX веке, а изначально палаты были одноэтажными.
В музее, который находится на месте монашеских келий, мы можем увидеть образ XVII века — основателей Киево-Печерского монастыря и русского монашества, преподобных Антония и Феодосия Печерских у иконы Божия Матерь Печерская. Здесь есть и копии страниц Киево-Печерского патерика, книги, которая рассказывает о святых отцах, в том числе и о преподобном Ефреме, основателе Дмитровского монастыря в Суздале. Этот человек знаменит тем, что ездил в Грецию и переписал Студийский устав, благодаря чему в русских монастырях жизнь пошла по уставу. Он же потом распространяет жизнь монастырскую сюда на северо-восток: в Переславль, в Суздаль. После его приезда возникают монастыри, во времена Мономаха и Ефрема, епископа Переяславского. Здесь находятся часть вещей, найденных под Киевом в Печерском монастыре. Печерский монастырь был хозяйственный, в числе экспонатов крючки для рыбной ловли, своеобразные замки. Если потерять ключи от такого замка, его придется ломать. Здесь можно увидеть остатки керамики и строений белого камня, и даже фрески. Все традиции перетекали сюда из Киева, и даже образ покровительницы центральной земли русской Владимирской иконы Божией Матери перенесен был князем Андреем Боголюбским из-под Киева, с Вышгорода, сюда, на Владимирскую землю. Только во второй половине XII века этот образ обрел свое нынешнее название — Владимирская икона Божией Матери. И на том месте, где было явлено чудо князю Андрею Боголюбскому, был основан Боголюбов Град — княжеская резиденция. Князь Андрей получил свое прозвище — Боголюбский, благодаря своей праведной жизни и радению об устройстве храмов. Как правило, монастыри возникают в округе с XIV века, в том числе и Ризоположенский монастырь — считается, что он был основан при местном епископе Иоанне в 1207 году. Монастырю скоро исполнится 800 лет. Покров на гробницу, конечно, позднего шиться, он изображает св. Евфросинию Суздальскую. Представлены и сюжеты из ее жизни.
Традиция прославления князей, как мучеников, как подвижников, продолжается и в XIII веке, особенно, когда гибнет во время сражения с Батыем Владимирский князь Георгий Всеволодович. За Ярославлем, на реке Сити, он погибает. По преданию, ему в бою отсекли голову, и найденная через три дня голова была приложена к телу и приросла. Затем тело перенесли в Ростов, а потом и во Владимир. И князь, как погибший во время сражений, изображается на иконах в княжеских одеждах. А князь Александр Ярославович, знавший о своей смерти, отравленный в орде, возвращается на родину. Перед смертью в Городце он принимает схиму, и на иконах до времен Петра I он изображается в монашеской одежде. А со времен Петра I стали изображать Александра Ярославича в образе князя: с мечом, в княжеских одеждах, даже в царской мантии. Изображается и преподобный Евфимий в схиме, но достоверно не известно, принимал он схиму или нет. Известно, что 52 года он управлял этим монастырем. От самого Евфимия остались мощи и крест, который хранится в Историческом Музее Суздальского Кремля. Вещи преподобного Евфимия представленные здесь, они поздние, XVI века: митра, евангелие с заставками с русской вязью, вериги. Для монашествующих было важно создать что-то напоминающее о преподобном Евфимии.
Монастырь был страшно разорен в 1445 году, казанский царевич Мумутек практически стер его с лица земли. И единственное, что уцелело -монастырская ризница. Но она до сих пор не найдена. Зная, что приближаются казанцы, а молодой Московский князь Василий II «лег в мыслях своих и всю ночь меды пьет», т. е. пьянствует, монахи спрятали ризницу монастырскую где-то на территории Суздаля, но до сих пор местонахождение ее не известно.
Вклады более поздние — это и образа, и тельники, и ковчеги, которые здесь хранятся. Они связаны со многими личностями, в основном, с мало известными в историческом плане. Но вклады делали и известные люди, такие, как Феодора Андреевна Пожарская, вторая супруга Дмитрия Михайловича Пожарского. Она была искусной вышивальщицей, и у нее была своя мастерская, как и при всех княжеских дворах в то время. Ее руками в том числе вышит образ на плащанице — «Христос во Гробе». Малыми буквами, русской вязью, на плащанице написано, что этот вклад сделан на помин души ее покойного мужа. Большими буквами написано обращение Христа к Богородице, чтобы Она не скорбела, и что Она с Ним прославится. Этот покров XVII века редкая вещь, таких вещей здесь не так много.
Большинство вкладов делалось деньгами, землей, различной церковной утварью: чаши, кадила, кресты…. Некоторые из них с дарственными надписями.
Были вещи, привезенные из Святой Земли. С берега реки Иордан привозили камень «Иорданиус». В нишах XVII века лежит этот «Иорданиус», с изображением Богоявления, Крещения Господня. В каждом монастыре считалось за честь хранить такой камень, как «Иорданиус».
В Ризоположенском и Покровском монастырях жили лучшие вышивальщицы: золотошвейки, белошвейки.
Со времен Екатерины II монастыри стали оскудевать достатком, и опираться на средства купеческие. Вклады делали и простые люди. Благодаря этим вкладам, поддерживались монастырские строения. Вот вы видите фотографии пяти сохранившихся суздальских монастырей. Многие вещи, хранящиеся здесь, из этих монастырей. Надгробия из Александровского монастыря. Это «элитная» обитель, ее называли Великой Лаврой. В монастырь делали богатые вклады и местные князья, и князья Московские: Иван Калита, св. князь Дмитрий Донской. Там хоронили Суздальских княгинь. Вот эти надгробия как раз и сохранились с XIV и XV века. Во многих монастырях приходилось что-то перестраивать, переделывать. В Спасо-Евфимиевом монастыре пострадала усыпальница князей Пожарских, первый раз она была разобрана в XVIII веке на строительный материал. А второй раз установленная в XIX веке мраморная часовня была полностью разобрана в советское время. Остались небольшие обломки этой часовни, небольшие кусочки. В монастыре хранится и мозаика «Спас на троне».
В «уголке иконописца» показывается, как создаются образы — это иллюстрация монастырской жизни того времени.
В Покровский монастырь не только делались вклады, но совершались и вывозы ценных вещей. В 1913 году император Николай II побывал в Покровском монастыре, и отсюда было вывезено сорок икон на реставрацию в Петербург. А образ святителя Николая был сделан специально по велению императора и привезен обратно в монастырь. Здесь же находятся сени, сохранившиеся с XVII века, от усыпальницы Соломонии Сабуровой. Можно увидеть и церковное облачение того времени: епитрахили, поручи, покровцы. Чеканку местных мастеров: Шерстнева, Жилина, — лучших мастеров того времени, XVIII—XIX вв.еков. Можно увидеть резьбу по дереву работы местных мастеров. В Суздале и сейчас занимаются резьбой по дереву, в городе есть реставрационное училище. Многие ребята из этого училища украсили своей резной работой фасады домов, которые мы видели, когда ехали по центру города.
Библиотека в XVII веке, до петровских времен, насчитывала около 300 книг, почти столько же, как и в других крупных монастырях того времени. К началу XVIII века здесь была крохотная библиотека, в которой было всего лишь 89 книг. Куда вывезли остальные, неизвестно. Библиотека митрополита Иллариона Суздальского была намного больше, она насчитывала около полутора тысяч книг.
Здесь можно увидеть часть интерьера мужского монастыря: кресло архимандрита, скромные шкафы, монастырские лавки.
Недавно в этом музее был создан «уголок белошвейки». Здесь можно увидеть кровати, ларцы, зеркала, покровы и кружева белого шитья, которые были сделаны монахинями. Все эти вещи из Покровского монастыря. Рядом можно увидеть фотографию монахинь Покровского монастыря, сделанную в начале XX века. Небольшой подлинный иконостас, аналойник — все это вышито руками монахинь, как и образ святителя Николая на хоругви, на обратной стороне которой святитель Николай и святые покровительницы дочерей императора Николая II. Эта хоругвь памятная, она была создана на юбилей Дома Романовых, в честь приезда императора в Суздаль.
Как было сказано, после Екатерины II, монастыри существовали больше за счет вкладов купечества, и одной из самых известных украсительниц и устроительниц Суздальских храмов была Анна Шишкина. В музее есть фотография этой женщины.
Настоятельницы монастырей иногда состояли в родственных связях с членами правительствующего Синода, которые тоже делали вклады в монастырь. Одна из настоятельниц Покровского монастыря была родственницей председателя Синода. Часто между монастырями происходил культурный обмен. Тут есть палица, вышитая монахинями Ризоположенского монастыря в честь юбилея Досифея, настоятеля Спасо-Евфимиева монастыря, и преподнесенная ему в подарок. И медаль за участие в Парижской выставке. Спасо-Евфимиев монастырь позволил московским художникам писать в монастыре пейзажи, картины. Так монастырь участвовал в представлении России на международной выставке.
После закрытия монастыри сильно пострадали от разрушений. Особенно пострадали колокола. Колокол XVI века, бывший княжеским вкладом — на нем даже сохранилась надпись, свидетельствующая об этом, был сброшен с монастырской звонницы Спасо-Евфимиева монастыря.
Настоятели монастырей также пострадали очень сильно. Одним из известных настоятелей этого монастыря был св. Серафим Чичагов. Прежде герой русско-турецкой войны, Георгиевский кавалер, в конце XIX века принимает монашество и становится настоятелем Спасо-Евфимиева монастыря. В 1905 году даже закрывает здесь тюрьму, существовавшую со времен Екатерины II. Потом он несколько раз был арестован. Умер от водянки и был похоронен на Бутовском полигоне. Он участвовал в канонизации преподобного Серафима Саровского, сам написал житие преподобного.
Последний настоятель Спасо-Евфимиева монастыря, Леонтий Стасевич, пережил Великую Отечественную Войну, в 70-е годы скончался под Ивановым, в селе. Был похоронен в храме, частичка его мощей хранится в церкви Смоленской иконы Божией Матери, напротив Спасо-Евфимиева монастыря. Он считается местночтимым святым.
Монастырь многое пережил, здесь был и политизолятор, и колония для интернированных чехов, сначала советский концентрационный лагерь, потом колония для немецких военнопленных, колония для несовершеннолетних. Только в 1968 году монастырь был передан в ведение музея, и здесь постепенно начинаются реставрационные работы. Устанавливается, насколько это возможно, первоначальный облик храмов монастыря, проводится реставрация и надвратной церкви, и братского корпуса. Этот колокол отлит по особому случаю, на десятилетие восстановления колокольного звона. Юрий Юрьев и Валерий Гаранин вдвоем устанавливали колокольные звоны.
Памятник на могиле князя Дмитрия Пожарского. Здесь находится родовой склеп. Пожарские делали огромные вклады в Спасо-Евфимиев монастырь, и даже последние ярусы звонницы были сделаны под вкладные колокола князей Пожарских, в том числе, на их средства. Это было через два года после смерти Дмитрия Михайловича. В 1644 году заканчивается строительство звонницы. Жена князя, Феодора Андреевна, и два сына его, впоследствии тоже делают вклады в монастырь. Строительство усыпальницы рода Пожарских началось еще с XVI века, в усыпальнице, под землей, находятся двадцать белокаменных саркофагов, которые располагаются в три ряда. Они находятся под всеми алтарными частями храма и под пределами. Усыпальница имеет большие размеры. Над усыпальницей раньше стояла часовня, как выглядела древняя часовня, неизвестно, фотографий ее и рисунков не сохранилось. На фотографии мы видим часовню, установленную в XIX веке на средства, собиравшиеся по подписным листам по всей России. А в приделе преподобного Евфимия хранится сейчас мозаика «Спас на троне», как раз из часовни.
Войдя в Преображенский собор, можно увидеть его богатый интерьер, исполненный живописными фресками. Самое старое письмо находится над входом собор, изображение Христа «Великий Архиерей, прошедший небеса», находится с западной стороны — это две росписи, сохранившиеся со времен Ивана Грозного. Фрески поновлялись в следующие века, закрывались, заслаивались. Реставраторы открыли их в XX веке и закрепили, покрыв специальным составом так, чтобы они не разрушались. А внутри росписи пострадали сильнее. В монастырской описи в XVII веке говорилось, что старое стенное письмо ветхо и осыпается. И в 1689 году приглашаются сюда костромские мастера во главе с Гурием Никитиным. Он уже прославился росписями в Троицком соборе Ипатьевского монастыря. Поновлял росписи Архангельского, Благовещенского соборов в Московском Кремле. Работал он в Ярославле в церкви Ильи Пророка, в Костроме, в Ростове Великом. И в Суздаль приехал на закате своей жизни, ему было более шестидесяти лет. Вот так часто и бывало, что известно о мастерах лишь то, когда скончался, в лучшем случае, и годы творчества, а когда родился, часто не известно. Говорится, что Гурий Никитин родился приблизительно в 1620—1625 годах, а умер в 1691 году. За два года до своей смерти он расписал этот храм.
Хранящаяся здесь мозаика «Спас на троне» помещалась как раз над входом в усыпальницу Пожарских. В углу мозаики есть подпись мастера — Хмелевский. В основном, с XVII века мастера стали подписывать свои работы. Сама мозаика сделана в итальянском стиле, так называемая Флорентийская смальта, но русским мастером. Образ Христа создан живоподобно и создается ощущение присутствия иконы в пространстве. Мастера добивались в изображении такой высоты и искусности, что ощущается эффект трехмерного изображения образа. Кажется, Христос смотрит всем в глаза одновременно, и раскрытое Евангелие обращено ко всем: «Аз есмь Свет мира». Но если вы стоите под другим углом немного в стороне, вслед за вами как бы «поворачивается» не только взгляд Христа, но и все тело. В Крестовой палате, в Кремле, есть подобные иконы: «Спас на троне», и Спасская икона Божией Матери.
Иконы из собора Покровского монастыря. Иконостас в том соборе сейчас новый, только на правой стороне храма остался старый образ Николая Угодника и икона св. Евфросинии XVII века. Иконостас этого храма хранится частью в фондах, а две иконы в Крестовой палате.
Фрески Преображенского собора пестрят цветами разных времен. Фрески XVII века — игра золотистой охры. Эти фрески более темны, их писали костромские мастера. Есть и наслоения. Новыми красками по старым контурам работали мастера из Палеха. Эти мастера сюжеты не меняли, только прописывали их новыми красками. А поновлять приходилось по одной причине. Ведь наши мастера превосходили западных по качеству изготовления грунтов, левкасов. И фрески сохранялись веками благодаря этой тщательной, выдержанной извести. В воде она выстаивалась и по пять, и по десять лет. Емчуга, стекловидное тело, которое разрушает краски, вытравлялось с годами постепенно, и создавалась чистейшая известь. И когда вода над известью стояла уже абсолютно прозрачной, такую известь и накладывали на кирпичную стену. Монастырские документы сообщают, что когда уже были краски растворены и известь готова, Гурия Никитина вызывают из Москвы. Спасо-Евфимиев монастырь конкурировал с Московским Новоспасским монастырем за право пригласить Гурия Никитина на создание росписей. И Гурий прибыл сюда со своими учениками, их было всего десять человек. И они с мая по сентябрь расписали оба храма — малый и большой. Мастера наносили отдельные фрагменты извести и вбивали гвозди, чтобы она не осыпалась. Но впоследствии гвозди ржавели, кусочки извести откалывались. Вот почему и пригласили в XIX веке мастеров из Палеха поновить фрески. Сюжеты фресок посвящены преподобному Евфимию, основателю монастыря. Изображено рождение, крещение, монашеский постриг, подвижническая жизнь преподобного Евфимия в Нижнем Новгороде. А потом и приглашение его на основание Спасского монастыря, и вот он выходит с князьями Борисом и Андреем, «начавшими ровы капати лопатами», с епископом Иоанном. И, изыскав место, обтесал три камня на гробнице своей в знак того, что он останется в монастыре. Он и повелел хоронить себя в гробнице, его руками созданной на северной стороне храма, у алтаря. Там сейчас и находится его гробница, а мощи преподобного Евфимия — в одном из действующих храмов в центре города. Там же находятся мощи и Евфросинии Суздальской.
Резные порталы Преображенского собора сделаны в стиле древнего владимиро-суздальского зодчества. Фрески храма практически не содержат ветхозаветных сюжетов, преобладают новозаветные сюжеты. Все посвящено Триединству Божества. Акустика в храме потрясающая. Для усиления акустики в паруса вмонтированы глиняные горшки. Акустика хорошая и потому, что иконостас был вывезен в Москву, стало больше объема. Этот иконостас находится сейчас в Спасо-Андрониковом монастыре в музее имени Андрея Рублева. В этом музее весь пятиярусный иконостас и большинство икон со столпов, кроме чудотворных Владимирской и Корсунской икон Божией Матери, которые находятся в сокровищнице Суздаля. Фрески и иконы поновлялись благодаря вкладам купцов и ремесленников и самого императора. Сам храм уникальный, реставрация здесь проводилась в 70-е и 80-е годы. Большая часть письма Гурия Никитина открыта. Он считался одним из лучших мастеров того времени, как знаменщик, намечавший контуры изображения. Представьте, этому мастеру, которому больше 60-ти лет, приходилось подниматься наверх под центральный купол храма писать Святую Троицу, Господа Саваофа, ангельские лики. Ему только, по церковным канонам, и доверялось письмо ликов божественных и ликов Богородицы, Апостолов, святых. Остальные помощники писали одежды и все остальное, но контуры все равно намечал Гурий Никитин. Он использовал в этом западные традиции, взял библию Борте XVI века, попавшую в Россию еще во времена царя Феодора Иоанновича, и переработал ее, дополнив ее русским смыслом, русскими сюжетами. Персонажи евангельских притч изображались в русских одеждах, то есть все было отождествлено с русской землей. Здесь многие персонажи, на страстном поясе и на поясе Деяний Апостолов, например, в сюжете, где убивают архидьякона Стефана, изображаются в шароварах, косоворотках, — в традиционной русской одежде. Понтий Пилат стоит перед Христом в боярской шубе, в шапке боярской. Священники иудейские, к ногам которых Иуда бросает деньги, изображаются в княжеских кафтанах. Тут же Иуда изображается в саду повесившимся. Здесь же изображается проступок Анании и Сапфиры, которые поскупились перед Богом и апостолами, утаив часть денег от продажи земли. За это они пали замертво, и вот здесь можно увидеть, как Гурий Никитин изображает их в одном гробу.
Начало репортажа: СУЗДАЛЬ ОТ «СОЗДАНИЕ»
Братия Сретенского монастыря
Страницы: | 1 | |