Русская линия | Сергей Лебедев | 14.09.2005 |
Закарпатье действительно невеликий край. Площадь области — 12, 8 тыс. кв. км (в 6 раз меньше Ленинградской области), население — чуть более одного миллиона человек. Но край это — действительно русский. Более того, наверное, нигде не приходилось так упорно почти тысячу лет бороться за свою русскость. «Маленькой веточкой русского великого дуба» всегда называли себя жители Карпатской Руси. Русины (как на протяжении всей своей истории называли себя закарпатцы) жили на этих землях еще с начала нашей эры. С момента возникновения Киевской Руси обитатели склонов Карпат чувствовали себя частью Руси. Но уже в XI веке Карпатская Русь попала под чужеземное господство. В 896 году кочевые племена венгров (или угров, как называли их на Руси) проникли на среднедунайскую равнину, где основали свое государство. Карпатские земли, открытые со стороны венгерской пушты (степи) и связанные с остальной Русью лишь несколькими горными перевалами, стали жертвой венгерских вторжений. После распада Руси на удельные княжества местные русины, не получая поддержки от соплеменников из-за Карпат, постепенно были завоеваны венграми. Не случайно впоследствии закарпатских русин стали называть угро-руссами, что бы отличать их от основной части русского народа.
Впрочем, еще много веков край рассматривался самим венграми как нечто чуждое. Слово «орош» (русский) для венгров стало синонимом мятежника. Уже вскоре после завоевания венграми, как только католическая церковь начала насильно перекрещивать русин в католичество, вспыхнуло восстание под руководством Купы Стренчаника. Надо, впрочем, отдать должное венгерским королям, которые особенно не усердствовали в попытках обращения православных подданных в католичество, предпочитая получать с русинов дань и оставить в покое их души. В начале XIV века, в период феодальной раздробленности самой Венгрии, на Карпатской Руси сложилось свое русское православное княжество под властью Федора Кориатовича из православной ветви рода Гедеминовичей. В дальнейшем Закарпатье оставалось под властью венгров, а после захвата Венгрии турками краем стали править австрийские правители из рода Габсбургов. Ревностные католики, Габсбурги с подозрением относились к православным русинам. Но поскольку навязать католицизм упорным русинам оказалось невозможно, Габсбурги обратили внимание на опыт поляков, создавших в своих землях гибридную униатскую церковь. В 1649 году, с немалым трудом, уния была распространена в Закарпатье. Впрочем, если на западе современной Украины католикам удалось создать униатство, действительно отличающееся по ряду обрядов и догматов от православия, имевшее, к сожалению, определенное влияние на массы, то в Закарпатье уния носила формальный характер. Большинство русин считали себя православными, сохранив неизменными богослужение. Как только австрийские власти смягчали преследования православных, то немедленно русины целыми селами официально переходили в православие. Национальное сознание жителей края оставалось русским. То, что их называли угро-руссами (это должно было показать, что Карпатской Русью правят венгры), или более нейтральным понятием карпато-руссы, только подчеркивало, что закарпатцы все — равно чувствуют себя русскими.
Жестокий национальный и религиозный гнет, постоянные войны австрийцев с турками, не способствовали развитию края. Правящая верхушка Закарпатья еще в средневековье вся мадьяризировалась. Образованных русин насчитывались единицы. В основном только священники из числа русин были грамотны. Но даже в таких условиях русины не только смогли сохранить свой язык и культуру, но даже внести серьезный вклад в общерусскую культуру. Так, во второй половине XVIII века, после того, как в Австрии начались некоторые послабления в области религии, и в униатских духовных учебных заведениях было разрешено преподавать по-русски, в карпатских землях вдруг сразу появилась целая плеяда выдающихся мыслителей. Правда, учитывая, что австрийские власти вскоре развернули преследования деятелей русского движения в Закарпатье, почти всем им пришлось выехать с Руси Подъяремной в Русь Державную — Российскую империю. Среди таких закарпатцев, оказавшихся в Российской империи (говорить «в России» не корректно, поскольку для закарпатцев их родной край также есть Россия) можно назвать такого выдающегося деятеля науки, как первый ректор Санкт-Петербургского университета, один из первых отечественных экономистов Михаил Балугьянский (1769−1847). Вошли в пантеон национальной мысли такие уроженцы Карпатской Руси, переселившиеся в Российскую империю, как философ Петр Лодий (1764−1829), историк и этнограф Юрий Венелин (1802−1839). Интересно, что Венелин оказал большое влияние на развитие болгарского национального движения, поскольку его книга по истории болгар как бы открыла болгарам их собственную историю (неслучайно многие болгары даже носят имя Венелин, есть также женская форма — Венелина). Но поскольку Венелин был также воспитателем детей русского писателя С. Аксакова, то не удивительно, что его воспитанники Константин и Иван Аксаковы знамениты как виднейшие славянофилы. Из семей переселившихся в сердце России закарпатцев происходили поэт Нестор Кукольник (1809−1869), многие стихи которого положил на музыку М. Глинка, художник и искусствовед Игорь Грабарь (1871−1960). Из закарпатского села Рокосов происходили предки маршала К.К.Рокоссовского (1896−1968).
Но многие выдающиеся русины оставались дома, ведя упорную борьбу за права русин в Австрии. Можно вспомнить имена таких стойких борцов за русское дело в крае, как писатель, историк и просветитель Александр Духнович (1803−1865), великие защитники православия Иван Раковский (1815−1885) и Адольф Добрянский (1817−1901). Особенно следует отметить роль Добрянского, настоящего политического лидера русин. Постоянно переписываясь с императором Александром III и К.П.Победоносцевым, Добрянский постоянно подчеркивал, что карпаторуссы и русские в Российской империи есть один народ. Поразительно, сколько великих подвижников появилось на таком небольшом участке исторической России, как Закарпатье!
Отстаивать русское дело в Карпатской Руси было очень опасно. Католическая церковь, австро-венгерские власти и созданные ими украинские самостийники упорно пытались вытравить всякое русское самосознание у русин. Духнович всю свою жизнь был под полицейским надзором. Под судом был и Добрянский, а сам процесс вошел в истории как процесс Ольги Грабарь (так звали по мужу дочь Добрянского). И все же борьба карпаторусских деятелей не пропала даром — в конце XIX века развернулось движение за ликвидацию унии и переход в православие, охватившее несколько сотен тысяч человек. Зато украинские самостийники почти не имели никакого влияния на население Карпатской Руси.
В начале ХХ века Закарпатье было нищей окраиной Австро-Венгрии. Безземелье и нищета привели к массовой эмиграции, — в США, Аргентине и еще многих странах к 1914 году оказались свыше полумиллиона карпаторуссов, почти половина всего народа. И все же большинство русин оставались на родине, упрямо держась за родную землю.
После распада Австро-Венгрии Закарпатье оказалось в составе Чехословакии. О том, как жилось русинам в демократической Чехословакии, будет сказано далее самими православными деятелями края. Добавим лишь, что чехословацкие власти также как и во времена Австро-Венгрии, пытались проводить украинизацию русин, но также безрезультатно. Зато в «чехословацкие» годы в Закарпатье практически исчезла уния.
Интересно, что в 1937 году в Закарпатье прошел референдум по вопросу о языке школьного образования (до этого в Закарпатье не велось обучение на родном языке. В немногочисленных школах языком преподавания были чешский и украинский). 86% участников референдума высказались за русский язык!
После распада Чехословакии в 1938 году, когда страну поделили между собой Германия, Венгрия и Польша, а Словакия провозгласила независимость, Карпатская Русь неожиданно стала на кратчайший срок независимым государством. В мае 1938 года была провозглашена автономия, а в октябре 1938 года было создано правительство Карпатской Руси под председательством лидера русской крестьянской партии Земледельческий Союз Андрея Бродия. Впрочем, уже через три недели Гитлер, обеспокоенный возможностью возникновения хоть и маленького, но все же второго русского государства, немедленно потребовал ввести в состав правительства украинского самостийника Августина Волошина. Украинские националисты, как известно, всегда были готовы служить любому, кто собирается расчленить Россию. Понятно, что в лице Гитлера у самостийников нашелся покровитель. Волошин немедленно переименовал Карпатскую Русь в Закарпатскую Украину и попытался начать украинизацию. Впрочем, вскоре Гитлер решил не обращать внимание на таких мелких лакеев, как самостийники, зная, что те все равно будут служить ему. Закарпатье Гитлер подарил Венгрии, которая в начале 1939 года оккупировала край. Венгры немедленно закрыли русские школы (проработавшие один год), снесли памятник Пушкину.
С началом Великой Отечественной войны в Закарпатье началось партизанское движение. Осенью 1944 года советские войска освободили многострадальный край от немецких и венгерских оккупантов. Настал момент, когда Карпатская Русь смогла воссоединится с Русью Державной.
29 июня 1945 года был подписан договор между СССР и только что освобожденной нами Чехословакией, по которому к нашей стране переходила Карпатская Русь. Собственно, переход Карпатской Руси в состав исторической России, носившей тогда название СССР, начался еще осенью 1944 года, сразу после освобождения края советской армией. Самое замечательное заключается в том, что Карпатская Русь присоединилась к СССР действительно добровольно, в результате поистине всенародного выбора. И особенно восхищает тот факт, что главной движущей силой борьбы за воссоединение была Православная Церковь. 18 ноября в Мукачеве состоялся Православный съезд, принявший обращение к Сталину о желании православного карпато-русского народа навсегда связать свою судьбу с судьбой соотечественников в СССР.
Вот как звучал текст обращения к Сталину: «Мы, нижеподписавшиеся представители православных общин Карпатской Руси, выражая волю всего православного русского народа, просим включить Карпатскую Украину (Карпатскую Русь) в состав СССР в форме: Карпаторусская Советская Республика.
Желания и мечты наших предков были всегда, чтобы наша область за Карпатами, заселенная русинами, т. е. Руси сынами, возвратилась в лоно Великой Руси. Но наши поработители всегда тому препятствовали. Таким образом, мы целые столетия оставались в германо-венгерском рабстве вплоть до 1919 года.
В 1919 году на мирной конференции наша область, именуемая Карпатская Русь, согласно Сен-Жерменскому договору, на автономных правах, была присоединена к Чехословацкой республике. Уже тогда нашу область признали Карпатской Русью, ибо здесь живет искони русское племя. Сам народ именует себя „карпаторусс“, „русин“, т. е. Руси-сын, вера „русска“, жена „русска“, мама „русска“ и т. д. С названием „Украина“ наш народ был познакомлен только под чешским владычеством, после Первой мировой войны, и то интеллигенцией, пришедшей из Галичины. Этих галичан само чешское правительство призвало в Карпатскую Русь и их идеологию, за все время существования Чешской Республики, серьезно финансировало…
Очень интересно, что галицкие шовинисты избивали карпаторусское население и его интеллигенцию и говорили: „Кацапы, москали, вам мисто у Москвы, у вашего Сталина“. Мадъяры при избиении нас тоже говорили: „Муско, комуништо, иди в Москву к твоему Сталину“.
Карпато-русский народ с великим терпением и болью сердца переносил все это, ожидая своего спасения именно от Москвы…
Наш народ-русин — Руси-сын. Наша русскость не моложе Карпат…
Только тем и можно объяснить эту несказанную радость при встрече русской Красной армии…
Наученные горьким опытом, мы решительно заявляем, что политическая, экономическая, культурная и социальная жизнь нашего народа может успешно развиваться только в пределах великого, родного нам Советского Союза, и ни в коем случае не в каком-либо чужом государстве.
ВОЛЯ КАРПАТО-РУССКОГО НАШЕГО НАРОДА: ХОТИМ РАЗ И НАВСЕГДА СВЯЗАТЬ СВОЮ СУДЬБУ С СУДЬБОЮ НАШИХ СОПЛЕМЕННИКОВ В СССР и то определить нам Карпато-русскую Советскую Республику от Ясиня до Попрала и от Ужка до Доброчина (Дебрецена). Выражая великую радость и глубокую благодарность по поводу освобождения Великому вождю и освободителю всего славянства и Европы товарищу Маршалу Сталину и Красной Армии, мы просим принять Карпатскую Русь в состав Советского Союза.
В Мукачеве дня 18 ноября 1944 года». (Валерий Разгулов. «Подвиг архимандрита Алексия Кабалюка». «Карпатская панорама», 18 августа 1996 года)
Тот факт, что инициатива воссоединения принадлежала Православной Церкви, сильно озадачило коммунистическую администрацию Закарпатья. Пришлось в пожарном порядке, на другой день, проводить съезд местных коммунистов там же, в Мукачеве, который единогласно принял резолюцию о присоединении к Советскому Союзу. Впрочем, почти все местные коммунисты были недавними партизанами, не разбиравшимися в тонкостях партийных программ и вступивших в партию лишь потому, что ее лидером был Сталин, с которым связывалась надежда на воссоединение.
Итак, летом 1945 году правительство Чехословакии вынуждено было уступить нам Карпатскую Русь. К сентябрю были ликвидированы чехословацкие органы власти. 22 января 1946 года была образована Закарпатская область в составе Украинской ССР.
Увы, не все получилось так, как мечтали многие поколения борцов за единство Руси. Дело было, разумеется, не в том, что Закарпатье составило не союзную республику, а стала лишь обычной областью. Самым трагичным было то, что Закарпатье было отдано Украине. Все русины были переименованы в украинцев, во всех школах «мова» стала обязательным предметом. Тысячелетняя героическая борьба за сохранение русской идентичности закончилась поражением и украинизацией именно с воссоединением. Таков парадокс политики Сталина — воссоединилась историческая Россия, но попутно было сделано то, что за многие века не смогли сделать венгерские феодалы, австро-венгерские власти и униатская церковь.
Впрочем, Закарпатье и поныне остается особым краем. Большинство закарпатцев считают себя русинами, несмотря на то, что официальный Киев не признает такого народа. Многие закарпатцы обижаются, когда их называют украинцами, а за «хохла» вообще там можно получить в морду. 1 декабря 1991 года, когда на Украине проходил республиканский референдум, в Закарпатье прошел свой областной референдум, на котором 78% жителей высказались за региональную автономию. Вновь возродилось движение против украинской мовы. Попытки создать в области униатскую церковь скандально провалились. Большинство верующих остаются православными, сохраняя верность Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Наконец, на президентских выборах 2004 года, сопровождавшихся «оранжевой революцией», кандидат самостийников Ющенко отнюдь не имел такого успеха, которого следовало бы ждать от самой западной из всех областей Украины. Кандидат пророссийских сил, представитель индустриального востока, почти не известный в Закарпатье, Виктор Янукович лишь немного уступил «оранжевым».
Думается, что Карпатская Русь навсегда останется именно Карпатской Русью, а не какой-то там «Закарпатской Украиной». Потому что этот край — тоже Русь.
Сергей Викторович Лебедев, доктор философских наук, профессор политологии (Санкт-Петербург)
http://rusk.ru/st.php?idar=103625
Страницы: | 1 | |