Русская линия
Русская линия Евгений Попов09.09.2005 

Православные и политика или «Осторожно: власть?»

От редакции: Эту статью мы получили от нашего читателя вместе с письмом следующего содержания: «Уважаемые друзья, соратники! Являясь давним Вашим читателем, хотел бы предложить Вам разместить на сайте «Русская линия», свою статью «Православные и политика или «Осторожно: власть?». Эта статья опубликована 8 сентября на сайте «Русское небо». Мне бы очень хотелось, чтобы ее прочитало как можно большее количество наших Граждан, в особенности православных Граждан. Думаю, она Вас заинтересует, ибо тема, которой она посвящена, становится актуальней с каждым днем, к тому же она полностью совпадает с круглым столом, который Вы проводили в июне сего года: «Православие и будущее России. Русская идея XXI века». На мой взгляд, по этой теме остро необходима дискуссия, и не только среди православной паствы, но, может быть, даже в первую очередь среди духовенства! Возможно, это и есть тот самый действенный путь, которого ищут многие сегодня!»
Правда, после знакомства с текстом статьи у нас сложилось мнение, что позиция критикуемых автором священноначалия и батюшек выглядит куда более убедительной, нежели позиция автора. Однако в одном можно согласиться с автором статьи, — нужна обстоятельная доброжелательная дискуссия по вопросу об участии православных в политической деятельности. Поэтому, мы решили опубликовать эту статью, хотя и не согласны с мыслями автора.

Все мы видим, и с каждым днем все более отчетливо, что в сегодняшней общественно-политической жизни страны создалась следующая ситуация: власть, самым серьезным образом готовясь к предстоящим выборам, всеми средствами пытается удержаться на своем месте. Она создает, с одной стороны лояльные власти партии, а с другой — ставит всевозможные избирательные и политические препоны для возможной реальной, а не мнимой оппозиции, принимает законы, создающие максимально благоприятные условия для «своих» и жесткие для «чужих» и т. д. и т. д.

Для многих избирателей, которые являются гражданами страны в самом высоком смысле этого слова отнюдь не безразлично за кого отдать свой голос на тех самых выборах. Эта ответственность особенно возрастает для православных граждан, ибо, голосуя за того, или иного кандидата мы как бы становимся соучастниками его будущих деяний. И здесь, мы как верные чада Церкви, естественно обращаемся за советом или благословением к своему священнику, духовному отцу. Церковь же, в лице священноначалия призывает своих чад не вступать в политические партии, разумно (как им кажется) опасаясь, что если партии между собой враждуют, — значит и православные, разбежавшись по разным политическим углам, так же будут между собой враждовать, что пагубно скажется на состоянии всей Церкви.

Что же получается в результате всех этих призывов и опасений? Так как по-настоящему воцерковленные люди, слушаясь, как и подобает, своих духовных наставников, сторонятся всяческих политических партий, движений, организаций, то туда в эти организации идут другие люди, соответственно не воцерковленные и по большей части даже не православные. Но политическая жизнь страны не может замереть, — государство должно жить и развиваться, должна существовать власть, различные государственные институты и она, эта власть прямо влияет на нашу с вами жизнь, на ее материальное и духовное качество. Православные же люди, многие из которых справедливо считают себя гражданами России, как и подобает гражданам, продолжают участвовать в выборах. И выбирают себе власть из людей, которые с удовольствием участвуют в политической жизни, но которые весьма далеки от Веры, и к «этой» стране и к «этому» народу они относятся по-своему, в основном лишь как к объектам, приносящим материальные блага. Получается, что мы сами создаем себе врага в лице власти, а значит и государства. И это все с благословения «батюшек»! Давайте посмотрим на все политические процессы под другим углом. Священники, не благословляя своих духовных чад участвовать в политической жизни страны, лишают их, таким образом, права выбора, или же невольно ставят их перед выбором голосовать «за» неправославных или «за» антиправославных!

В первом случае они нарушают сам смысл существования человека на Земле. Ведь Бог Отец, сотворив человека, сам дал ему право выбора, даже между добром и злом и никогда не нарушал этого права. Во втором случае происходит прямое превращение власти в антицерковную, антиправославную! Мы что, уже забыли уроки 1917 года? Ведь те, кто придет к власти, они придут из политических партий и больше ниоткуда (согласно новым законам), в которых «по благословению батюшек» не будет православных граждан! Будут атеисты, язычники, иудеи, мусульмане, будут даже как будто бы православные, у которых у каждого свой бог, но не будет представителей подавляющего большинства в России — русских православных граждан. И вот тогда мы получим и 17-й и 32-й и 61-й годы прошлого века, все вместе! Ибо опыта набираемся не только мы, но и «они». И они понимают, что таких подарков, который они получат в 2008 году, им вряд ли еще придется получить, и они выжмут из своей власти все возможное: и голод и репрессии и гонения на церковь. Мало не покажется никому.

Так что же делать?
Ответ прост как все в этом мире. Мы, как создания Божии во всем должны подражать своему Творцу: дать свободную волю человеку, дать ему право выбора. Дать возможность православным, воцерковленным гражданам участвовать в управлении своей страной. Дать им возможность вступать в политические партии, создавать свои организации, объединения, в том числе и политической направленности. А как же политическая вражда? Ведь партия по определению — это часть общества. Разорвут Церковь изнутри — говорят нам, дом, разделившийся в себе самом, не устоит! Но позвольте, кто же рушит Церковь?

Давайте, отделим зерна от плевел. Демократичное общество предполагает разделение по политическим взглядам, понятиям, направлениям и т. д. Церковь же напротив максимально сохраняет догматы и Символ Веры. Призывать «не вступать» в политические организации и одновременно призывать участвовать в политической жизни страны, целиком оправдано только в том случае, если власть принадлежит православному Монарху — самодержцу, который является главой и самой Русской Православной Церкви. Но когда за окном бушует демократия — такие призывы, по меньшей мере, неумны, а порою являются откровенной провокацией, о чем будет сказано ниже.

Если человек — православный и у него есть мудрый духовный наставник, то для него на первом месте всегда стоит Вера, семья, Церковь, и лишь потом — политика. Не раздирать будут политические партии Церковь земную, а наоборот: воцерковленный народ будет цементировать собою все эти партии. Если угодно своею верой исправлять и направлять вектор их движения, влиять на принимаемые решения. И чем больше будет православных людей во всех политических партиях, тем скорее мы получим государство, которое не только декларирует, но и по-настоящему заботится о свих гражданах.

Правда существует другая точка зрения того же священноначалия, которая состоит в том, что надо влиять на власть, призывать власть предержащих к Богу, заниматься миссионерством внутри нее… А как быть с теми же убежденными либералами, атеистами, язычниками? Вы их тоже будете призывать к Православию? Скорее получится наоборот: власть будет разлагать Церковь изнутри, — мы это уже проходили с большевиками. Впрочем, миссионерствовать гораздо благоприятней в среде лояльной к православию, нежели во враждебной. Одно другому не мешает, а даже наоборот…

Да, всякая партия — это часть общества, но цементирующей духовной основой каждой партии должны стать православные ее члены. Давайте учиться на уроках истории: вспомним РСДРП и ее костяк — партию БУНД. Известно к чему это привело. Почему сегодня мы не можем повторить этот опыт, но только с русской православной основой? Нам опять мешает позиция священноначалия, идущего на поводу у действующей власти и заигрывающей с нею?! Как тогда в 1917 году всего через три дня после отречения Царя Святейший Правительствующий Синод издал Указ, в котором говорилось: «… во всех случаях за богослужениями, вместо поминовения Царствовавшего дома, возносить моление «о Богохранимей Державе Российстей и благоверном временном Правительстве ея» (Особая папка Святейшего Синода». Российский Государственный Исторический Архив. Ф.796, оп. 204, ед.хр. 256.). А ведь до революции всякий священник, прежде принятия священного сана, давал присягу на верность не действующей власти, какой бы она ни была, а Государю!

И даже Поместный Собор, начавший свою работу в Москве осенью 1917 года, не счел нужным возвысить церковный голос в защиту Помазанника, арестованного вместе с семьей властителями «новой России»! И вот этот вирус «неблагословления участия в политической жизни страны», как и следовало ожидать, распространяется дальше и заражает более широкие слои. Недавно некоторые казачьи атаманы издали указы, запрещающие казакам вступать в политические партии! По-видимому, эта болезнь скоро распространится и на Армию и на МВД, и на пожарных и еще много на кого… Одни лишь приверженцы князя мира сего по понятным причинам никогда не сделают этого. Все это сильно напоминает историю, произошедшую в одной из прибалтийских республик сразу после развала СССР. Одна или несколько политических организаций, защищавшие, якобы, интересы русского населения, призвали бойкотировать выборы во властные структуры республики. В результате на выборы пришли, в основном прибалты и естественно выбрали во власть «своих». С этого начались все проблемы нынешних «не граждан», которых в прибалтийских республиках местами больше 30%. В 2008 году русские в России могут получить то же самое… И тут поневоле приходит «успокоительная», но такая страшная в своей парадоксальности мысль: хорошо, что у нас не все считающие себя православными настолько воцерковлены, что послушаются своих батюшек и не пойдут на выборы и во власть! Глядишь, кто-то из наших да прорвется на командные высоты!

История вновь повторяется и будущее России, как и тогда, зависит сегодня от позиции Русской Православной церкви, от позиции каждого приходского батюшки. Церковь не может быть вне политики, церковь — сама есть политика, ибо политика это то, что непосредственным образом влияет на всю нашу жизнь! Церковь Христова по самому смыслу своего существования не может поддерживать какую-либо партию, или даже несколько партий, но чада ее обязаны, заботится о своем земном Отечестве и о власти в нем, которая дается от Бога, но приходит через политику! (таковы, увы, законы демократического общества). Времени у нас осталось как всегда немного: если в 2008 году мы не выберем Госдуму, максимально лояльную Русской Православной Церкви и русскому народу, то в лучшем случае продолжится тихое вымирание русских и угасание России, а в худшем, — нас опять ждут страшные времена.

http://rusk.ru/st.php?idar=103602

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru