Русская линия | Владимир Можегов | 07.09.2005 |
Начало собранию фонда положил Александр Исаевич Солженицын, в 1974 году обратившийся к русским эмигрантам с призывом — присылать собранные и сохраненные ими архивы, рукописи, воспоминания близких и друзей. Призыв тот вдохновил эмиграцию, особенно ту, первую ее волну, уже уходившую, память и архивы которой сохраняли подлинную, старую, небольшевистскую Россию. Вскоре дом Солженицыных перестал вмещать присылаемые рукописи. «Обращая свой призыв, я не думал дожить до этого дня» говорит Солженицын. Но вот — возвращение происходит.
Открываемый ныне центр по изучению наследия русской эмиграции — первый в России.
Это также самый крупный в Москве библиотечный комплекс, созданный по самым современным технологиям и оснащенный новейшим оборудованием. Общая площадь его около 7 тыс. кв. м. В хранилищах фонда можно разместить до полумиллиона печатных изданий.
— Основой фонда библиотеки, — рассказывает директор «Русского зарубежья» и издательства «Русский путь» Виктор Москвин, — стали переданные Александром Исаевичем 1500 воспоминаний русских эмигрантов, архивы Главнокомандующего русской армии в Первой мировой войне, великого князя Николая Николаевича и религиозного философа Семена Франка. Никита Струве подарил коллекции рукописей и писем Бердяева, Цветаевой, Мережковского, Бориса Зайцева, Сикорского… На Родину вернулись рисунки Бенуа и Шаляпина… Мы получили иконописные работы художницы Рейтлингер. Свои фрески она сделала для храма св. Иоанна Воина в Медоне. Храм не сохранился. Жена Никиты Алексеевича Мария Александровна, в девичестве Ельчанинова, преподнесла фонду икону Божией Матери «Умиление». Недавно благодаря стараниям Никиты Алексеевича к нам поступил огромный архив Общества по сохранению русских культурных ценностей, более 50 лет хранившийся в Национальном архиве Франции.
На открытии комплекса наследники одного из выдающихся мыслителей Русского зарубежья, философа Владимира Николаевича Ильина (1891−1974), перу которого принадлежат уникальные работы по богословию, философии, русской литературе, преподнесли в дар библиотеке его архив. Кстати, недавно в России была переиздана хорошо известная за рубежом книга Ильина «Преподобный Серафим Саровский» и ряд других работ.
«От парижского историка Николая Николаевича Рутыча-Рутченко к нам пришел огромный архив. В нем более 600 писем генерала Деникина» — рассказывает Виктор Москвин еще об одном последнем поступлении фонда.
Отдельно Виктор Москвин подчеркнул общедоступность открываемой библиотеки. Для работы в архиве понадобится лишь рекомендация учреждения, направившего специалиста.
Главный редактор «Вестника РХД» и издательства «Русский путь» профессор Никита Струве назвал открытие Библиотеки-фонда «огромным событием в духовной жизни России», «воздаянием должного русской эмиграции, которая имела огромные достижения в разных областях, но особенно — в области литературы, религиозно-философской и общественно-политической мысли». А Александр Солженицын в специально подготовленном к этому дню видео-выступлении сказал: «Три четверти века… диаспора была отрублена, многие и до смерти, непроходимо отгорожена от родины… И лучшие духовные плоды русской эмиграции не имели никакого доступа на родину, и достойнейшие имена оставались глухо неизвестны новым советским поколениям… Теперь… устроено то заветное место в России, о котором русская эмиграция мечтала 85 лет — это то место, куда каждый эмигрант мог бы… доверить на хранение историю своей жизни… и духовные плоды ее…».
Действительно, открытие новой библиотеки нельзя не воспринять как символ духовного воссоединения прошлой и будущей России. Русская эмиграция, давшая целую плеяду замечательных философов, писателей, священников, архиереев (помимо уже упомянутых, необходимо назвать имена Ивана Ильина, Ивана Шмелева, Николая и Владимира Лосских, арх. Иоанна Шаховского, прот. Александра Шмемана, митр. Антония Сурожского, арх. Софрония (Сахарова) и др.) стала настоящим форпостом русской духовности на Западе. В то время, когда не сдавшиеся большевизму русские внутри страны несли подвиг исповедничества, эмиграция понесла подвиг апостольского служения. Пережив горчайший опыт изгнания и переоценки многих ценностей, русские эмигранты первой волны сумели сохранить культурные традиции старой России, выкристаллизовать философскую и богословскую мысль и познакомить Запад с русской духовностью. Книги Антония Сурожского, Владимира Лосского, Софрония (Сахарова) сегодня пользуются большой популярностью на Западе. А наследие Ивана Ильина востребовано сегодня уже на вершинах самой российской власти. Упоминание имени великого русского философа в последнем ежегодном Послании президента — знаковый факт. Тем более радостно сознавать, что происходит это на фоне происходящего сегодня воссоединения Русской Церкви.
И, конечно, как воздух, необходим сегодня враждующим между собой русским патриотическим силам опыт русской эмиграции, сумевшей в тяжелейших условиях преодолеть свои многочисленные противоречия, сплотиться и явить этот подлинно духовный подвиг сохранения во враждебной среде своей идентичности, русскости, культуры. И сегодня наследие русской эмиграции становится доступно нам, быть может в тот самый момент, когда мы острее всего в нем нуждаемся.
http://rusk.ru/st.php?idar=103589
|