Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина05.09.2005 

Нам нужно только веровать в Бога и любить сильно
К дню памяти сщмч. Павла Гайдая

Иерей Павел Гайдай был прославлен в чине новомучеников на Архиерейском Соборе 2000 года. Сщмч. Павла почитают в Одессе, где прошла большая часть его жизни и священнического служения, в Караганде, где в Карлаге он принял мученическую кончину, а в городе Акмолинске до недавнего времени еще жили его духовные чада и в Санкт-Петербурге, где он недолгое время служил в Георгиевском храме на Охтинском кладбище, уничтоженном в 1935 году.

С 1933 года отец Павел служил в тайной домовой церкви, расположенной в квартире неподалеку от Московского вокзала. Здесь же он был арестован, посажен в «Кресты», сюда писал письма. Сохранились драгоценные для нас документы — письма 1936−1937гг., которые тайно передавал отец Павел своим чадам из Карлага. Мы приведем из них отрывки, опуская бытовые подробности.

К этим большим письмам приложены еще краткие благословения духовным чадам, всем им узник Христов желает: «Нужно иметь терпение и ожидать время. Будь здорова и весела». И подписывается иногда необычно: «Ваш отец и сын с[вященник] Павел». Может быть, тем самым подчеркивая, что многим из своих чад он годился по возрасту в сыновья, хотя они и называли его «папочкой».

Все сохранившиеся письма отца Павла из лагеря написаны в таком тоне, что и не подумаешь, что писал человек, который ежедневно подвергался страшным издевательствам. Вообще не подумаешь, что они написаны страдальцем, в узах находившимся. Батюшка заботился прежде всего не о себе, а о своих чадах, и беспокоили его, в первую очередь, не проблемы материальной жизни (а их в то время было неизмеримо много), а духовное состояние тех, кто так доверчиво называл его «папочкой». Как он говорил не раз, предупреждая чад от совершения греховных поступков: «Я над вами, как орел летаю, и все вижу».

В готовящейся к печати в нашем городе книге «Житие священномученика Павла» можно будет прочитать о даре прозорливости, которым обладал отец Павел, о чудотворениях (прежде всего исцелении бесноватых), о благотворительности — строительстве странноприимных домов, подробности о его исповедническом подвиге в Туруханске, а потом в Карагандинских лагерях… В книге приводятся воспоминания духовных чад отца Павла и их детей, материалы из следственных дел.
День мученической кончины иерея Павла Гайдая — 5 сентября 1937 года.



* * *

Родная моя дочь Паша. Хорошо ты сделала, что на праздник будешь дома, я рад очень за то, что ты меня никогда не оставляешь. Помни меня, а я тебя не оставлю и всегда буду помнить. Берегись, не поддавайся никакому соблазну. Стой же твердо, как отец твой стоит.
За маму ты переживаешь, что мама все время больная. Бог благословил ей подвиг, ее болезнью жизнь ее увенчивается мученическим венцом.
Простите меня. С Праздником вас. Сияйте, дети мои. О.Павел. 1936 г.

* * *

Господь Бог наш благословен во веки веков!
О себе напишу, что очень слабый стал. Весь организм стал плохой. Глаза плохие, плохо видят. Ленивый, нерадивый, часто больной. Вчера был в бане и вышел из бани, и мне стало очень плохо, и я сел на снег отдохнуть. Сильно разболелось мое сердце, и я никак не мог идти в барак, где я живу-то. Меня подняли и повели в барак, и там я лег на постель. Всю ночь лежал и думал о себе: долго ли до смерти — недолго ли осталось? Вот и прошла моя жизнь. Стало жутко, страшно как-то мне. Это случилось шестого марта старого стиля.
Погода сегодня очень-очень теплая, тает снег. Сижу у окна и пишу письмо вам. Сегодня пятница, Феодора Тирона день. Коливо сегодня церковное раздают. Уже пятый день поста. Как это вспомнишь, что я лишенный служения, горько плачу. Куда-нибудь скроюсь и там плачу. А завтра у нас поминальная Суббота — 7 марта старого стиля.

…N, как ты думаешь, с чем мы родились? С ножом в руках? Нет! Нет! А мы родились — в руках наших Крест, на котором распят Господь наш Иисус Христос. А поэтому не должны обижать никого, никаким словом, ни делом. Не сердиться ни на кого. Правда, это трудно: удержаться, чтобы не рассердиться и не поругать кого-нибудь, но вот, N, подумай сама себе: угодно, тебе так жить, как я тебе пишу: если тебя бьют в правую щеку, то нужно подставить и другую, а если кто зло сделает мне и тебе, то надо отплатить за то добром. Таков наш христианский закон, N. Ты, будь добра, хорошенько каждое слово раскуси, разжуй, пойми его вкус, что оно означает. На себе испытай хорошо все. А ты что думаешь, наша жизнь — игрушка? О нет: ежедневно надо все приготовить. И знать, как мы проводили каждый день всей своей жизни, чтобы ответить, когда нас спросят: «Ты чья? Какому Богу служила и покланялась?» Подумай себе хорошенько и ответь мне, только не торопись написать. Хорошо проверь себя в этом.
Дивные дела Твои, Господи! Бог наш Великий и Сильный, и Всемогущественный. Всякий предмет говорит: Бог, Бог, Бог мой, и все напоминает на каждом шагу, чтобы помнить Его одного!
Заканчиваю свое письмо. С постом вас. Спасайтесь о Господе. Трудитесь о Господе и чистоте своей жизни — это самое необходимое, без которого нельзя обойтись. Прощайте и до свиданья. Ваш смиренный Богомолец и слуга. С[вященник] Павел.

* * *

Чадо мое, N. Твоя просьба: «Не откажите моей просьбе, Папочка». Ответ: Я никогда никому ни в чем не отказывал, но всегда навстречу иду всем. Твоя просьба: «Папочка, Вы знаете, что я сирота, у меня нет наставника. Прошу Вас, не оставьте меня». Ответ: Да, я знаю, что ты сирота духовная, что ты не можешь без наставника проводить свою жизнь, не имея себе сторожа: тебя обокрадет и убьет караульщик. Тебе надо это безусловно, ты права и правильно поступила, что ищешь и просишь, но знай, N, что, имея у себя сторожа — охранника своей души, будешь страдать. Терпеть придется за сторожа. Твоя, N, просьба: «Все говорят, чтобы я говела, ибо все говеют. А я прошу Вас, потрудитесь написать мне, как мне обратиться, чтобы не оскорбить Господа». Ответ, N, Вам: Дочь моя, я никому не возбраняю и не имею права возбранять. Мы все имеем свободную жизнь. Как кто хочет, так пусть и живет по своему личному желанию. N! Пример: здесь, в камере, находятся разные заключенные: мусульмане, евреи, цыгане, безбожники, религиозники, но все живут и делают по свободной воле. Одни читают, другие танцуют, третьи играют, четвертые в карты играют, ругаются, хулят. А другие стоят у стены, молятся и кладут поклоны. И так мирно живут. Нет у них вражды в этом. Так скажу и тебе, N, люди говеют — пусть говеют — доброе дело. А ты или кто-то не говеет — его дело. Никому не возбраняй. Я так скажу: нам нужно только веровать в Бога и любить сильно.
А теперь, как ты живешь? Честно? Мужчин нет ли у тебя, не грешишь ли ты, никто тебя не соблазняет ли? Как к тебе относятся? Ты строга в этом или ты свободна по своим силам? Ну что, дочь моя, N, не произошел ли грех с тобой за это время, как ты приехала в Акмолинск? Скажи всю истину мне. Напиши все подробно. Я буду ждать ответ. Прошу, не медли. Преподаю тебе благословение и прощение на пост. Бог да простит тебе, N. И всем преподаю благословение. Ожидаю ответа. Отец твой. С[вященник] Павел. 2. III. 1936 г.

* * *

С нами Бог. Возлюбленной доченьке моей, сиротке N о Господе. С постом тебя, моя доченька, N. Возлюбленная моя доченька N, благословляю тебя пастырским благословением на пост. Дай Господи тебе достойно проводить св. дни поста и встретить Св. Пасху и проводить светло и радостно всю седмицу Пасхи. Ваше смиренное письмо я получил, одно и другое, и читал их.
…Я хорошо всегда помню и о мамочке твоей. Твою мамочку я предал воле Божией, а тебе советую зоркое наблюдение иметь за собою. Прости мне, моя доченька, за мои слова, что я спрошу тебя — а как твоя чистота жизни? Вот ты в прислугах находишься, там мужской пол живет. Ну, а как ты себя держишь между ними? Вот послушай-ка ты меня и прими мой совет сердечный: ты должна быть, как железо твердое, не поддавайся ни на что. А для того, чтобы быть железом, надо иметь духовное оружие и духовным оружием все это побеждать. А чтобы иметь духовное оружие, то надо тебе, необходимо, жить по силе возможности, жить в посте и молитве. Это самое главное. Никого не осуждай, хотя и видишь что-нибудь плохое за кем-нибудь — обличи себя, скажи, что я хуже всех людей. Правда, разврат жизни разлился по земле, как вода, и бродят люди по ней, доченька. Но ты, помни, только о своей душе и о своей жизни. Все соблазны, которые будут встречаться тебе — ты их победишь и будешь великой… Это Господне испытание над нами; кто устоит, тот Господень человек будет, и дана награда будет за перенесение всего.
…Настоящее время есть покаяния время, время слез горьких: провинились перед Господом всеми нашими поступками греховными.
22. II. 1936 г.

* * *

Добрейшей рабе Христовой N.
Христос посреди нас. Ваше письмо смиренное получил и две тетради и карандаш. Очень доволен твоей добротою, когда я получил посылочку, то и повеселел, так сделалось легко и отрадно на душе моей. Сегодня после молитвы утренней читал письмо твое. Я задумался: как дальше быть нам. Чадо мое, ты пишешь: «Папочка, меня в мире ничего не интересует, ни одежда, ни молодая жизнь, ни прелести мира. Я бы хотела водвориться в Небеса. Папочка, хочу умереть крестною смертию». Ответ: Прежде нужно проверить себя, можешь ли вынести трудности жизни. Все те, которые будут на твоем пути. Враг будет всеми силами препятствовать тебе, соблазнять тебя, соблазнять разными видами, мысли будут худые, люди будут, как звери, нападать на тебя. Нападение со всех сторон, будет великое страдание тебе, ты должна пройти все страдания и болезни, все время должна быть больная и умирать крестною смертию. Это невыразимая награда человеку, наслаждение безконечное, не будет конца этой награде.
…N, испытай себя — не кушай неделю горячей пищи, сухой хлеб и чаша воды. Сможешь вынести это?
…N, можно ждать всегда, что с тобой может случиться так: арестовали тебя и будут мучить, угрожать: «Скажи на попа то-то, а мы тебя отпустим домой». Как это делал на допросе Васильев: держал 10 суток в холодной комнате, терзал душу.
…Вот это может быть и с тобой, Подумай хорошо. Будешь на все готова, готова страдать, ни на кого никогда не говорить, не осуждать?
С[вященник] Павел. С ответом не медли. 7. III. 1936 г.

* * *

Красное солнышко, N! Читай по буквам, хорошо задумайся над написанным, не раз, а десять раз читай. Пойми все, что написано.
…Как душа твоя, жива или умирает?
Твоя просьба: кланяешься низко и просишь прощение и благословение. Ответ: Бог да простит тебя, чадо. Преподаю тебе благословение пастырское на пост. Твоя просьба: «Мой папочка, не могу Вам описать своих грехов. Сильно ленивая. Сильно обуреваема грехами: осуждением, гордостью, леностью, унынием, отчаянием, непослушанием. Прошу прощения и разрешения моих грехов». Ответ на просьбу: Осуждение худо отражается на душе. Господь не велит никого осуждать, власти на это мы не имеем, изгоняем благодать из сердца своего и делаемся противниками Бога, хулим Имя Его Святое. Уныние отнимает молитву и веру в Бога, помрачает ум. Эти грехи — самые сильные орудия дьявола. Нужно стоять у образа с поникшей головой и обдумывать все грехи и взывать: «О, Иисусе мой!» часами. Пост: хлеб, вода вечером на 2−3 дня по возможности. Почаще становиться на молитву днем и ночью. День прожили — слава Богу. Ваши мысли должны быть заняты славословием Богу. Вы проживете на земле незаметно и спасетесь. Вы должны всегда иметь занятием молитву Богу, возложить все на Господа, без Него ничего не можете…" 7. II. 1937 г.
Подготовила Людмила Ильюнина

http://rusk.ru/st.php?idar=103581

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru