Русская линия | Смбат Караханян | 02.09.2005 |
14 лет прошло с того дня, когда народ Карабаха сделал выбор в пользу воссоздания своей суверенной государственности. Это решение было принято после того как 30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджанской Республики принял Декларацию о восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики. За прошедшие полтора десятка лет противостояния не раз менялись векторы поиска решения этой проблемы. Много спекуляций по вопросу территориальной целостности. Примечателен тот факт, что по международным правовым нормам и критериям Азербайджан никогда не обладал бесспорным правом на территорию Карабаха. В этой связи единственный довод, решение партийного органа, Кавбюро ЦК РКП/б/ от 5 июля 1921 года не является правомочным актом в государственно-территориальных вопросах. Решение Кавбюро Центрального Комитета Российской Коммунистической партии /большевиков/ с самого начала не имело никаких правовых оснований, юридической силы, т.к. партийный орган третьего государства не был правомочен решать межгосударственный территориальный вопрос, перекраивать границы. Нагорный Карабах был искусственно присоединен к Азербайджану. Не было учтено историческое прошлое этой территории, ее национальный состав, а так же волеизъявление народа. Тем самым было нарушено национальное и территориальное единство армянского народа.
К тому же, в дальнейшем это решение было отвергнуто уже самой независимой Азербайджанской Республикой. 18 октября 1991 года был принят Конституционный Акт Азербайджанской Республики, согласно которому восстанавливалась правовая ситуация 1918−1920 гг. А в это время Нагорный Карабах, считался спорной территорией и самостоятельной политико-административной единицей. Положение упомянутого Конституционного Акта гласили:
1. «Вторжение 27−28 апреля 1920 г. вооруженных сил РСФСР на территорию Азербайджана, свержение законно избранных органов власти Азербайджанской Республики и последующая оккупация со стороны XI Красной Армии являются в соответствии с нормами международного права агрессией РСФСР против независимого Азербайджанского государства» (ст. 1).
2. «Азербайджанская Республика является преемницей существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года Азербайджанской Республики» (ст. 2).
Данные обстоятельства дают основание указать на несостоятельность и некорректность утверждения о нарушении территориальных прав, территориальной целостности Азербайджанской Республики с правовой точки зрения.
Анализ ситуации показывает, что разрешение конфликта зависит не столько от правовых вопросов, сколько от политической целесообразности. Очевидно, что кроме внутриполитических приоритетов сторон, большую роль играют интересы основных геополитических держав присутствующих в регионе. Заметное оживление переговорного процесса за последний год свидетельствует, что крупные игроки хотя бы в общих чертах пришли к какой-то схеме и в рамках общих компромиссов пытаются найти приемлемое решение. Нынешний ход переговоров показывает, что предпринимается попытка разрешения конфликта на совмещенных принципах международного права с политическими и экономическими приоритетами всех участников процесса. Встречи президентов Армении и Азербайджана — это уже большой прорыв в мирном процессе. Последняя встреча в Казани была особенно важна, так как первые лица государств, впервые по этой проблематике встречались в России. Нужно отметить, что, несмотря на активность западных стран и посредников, наиболее реальные шансы и рычаги для позитивного решения проблемы имеет Россия. Ее многовековое присутствие на территории Карабаха, не может не дать своих позитивных результатов.
Чрезмерное увлечение сторонами конфликта «европеизацией» или «американизацией» в поиске решений, на самом деле лишь осложняет и запутывает вопрос. История показывает, что искусственно внесённые внешние формулы, а также слишком преувеличенные субъективные факторы лидеров стран, существенно мешают урегулированию конфликта. За последние годы уже пробовалось решить проблему военным путём, перекройкой и обменом территории, подкупом западных держав и международных лоббистов, принципом обмена «нефть на территории». Однако подобные подходы ни к чему не привели.
На принятие спокойных и уравновешенных решений негативно могут повлиять и предстоящие парламентские выборы в Азербайджане, а также усиливающаяся борьба за власть в Армении. Окончательное формирование общего модуля разрешения конфликта предполагает последовательную и разумную работу. Вопрос статуса Нагорного Карабаха несомненно является одним из приоритетных и его уже начавшиеся обсуждение большое достижение для сторон. Наиболее благоразумным является его решение на основе самоопределения наций. Вопрос статуса НКР тесно связан с проблемами безопасности, которые должны соответствовать международным стандартам, так как сегодняшнее положение дел ни одну из сторон не удовлетворяет.
Существует ещё один основополагающий вопрос без чего невозможно решить эту проблему. Речь идёт о скорейшем присоединении представителей самой НКР к переговорному процессу, иначе всё происходящее пусть даже на самом высоком уровне останется разновидностью консультаций и совещаний. Не нужно забывать, о том, что данный конфликт возник между НКР и Азербайджаном. Естественно если Азербайджан соглашается, чтобы вопрос был урегулирован путем присоединения Карабаха к Армении, тогда, с согласия Карабахской стороны, участие представителей НКР действительно не обязательно. Напомним, что перемирие по прекращению огня было подписано при участии Карабахской стороны. В противном случае если Азербайджан не признает Карабах, то фактический переговорный процесс с самого начала обречен на провал. Это будет означать, что Азербайджан вообще отказывается от переговорного и мирного процесса. В подобном случае важно не вводить общество в заблуждение, делая вид, что есть якобы полноценный переговорный процесс, который может привести к мирному соглашению.
Исходя из этого можно утверждать, что процесс пока далёк от подписания полноценного мирного договора, и он может действительно продвинуться, когда за стол сядут все стороны переговоров. Переговоры в этом формате, конечно же, выгодны только тем силам, которые склонны подменять карабахское противостояние территориальным спором между Арменией и Азербайджаном. Однако во время переговоров в формате Армения и Азербайджан необходимо рассмотреть также вопросы относительно территорий Ханларского, Дашкесанского, Кедабекского, Шамхорского районов, выкроенных от Нагорного Карабаха азербайджанским руководством в 1923 году и не находящихся под юрисдикцией НКР. Отдельным пунктом нужно решить и вопрос оккупированного Арцвашенского (северного анклавного) района Армении. Только подобный подход и формат может соответствовать разрешению территориальных вопросов между Арменией и Азербайджаном. Однако он не может быть результативным в плане разрешения карабахского противостояния и юридического оформления ситуации, связанной с Нагорно-Карабахской Республикой, со всеми территориями, находящимися под ее юрисдикцией.
Смбат Караханян, председатель Московского Армянского Национального Клуба «МИАБАНУТЮН»
http://rusk.ru/st.php?idar=103570
|