Русская линия | Людмила Ильюнина | 29.08.2005 |
Однако, изначальное название храма — «Спаса Нерукотворенного при шталмейстерской части» или, в переводе на русский язык, — «придворно-конюшенном ведомстве» (отсюда — Конюшенная площадь). Эта церковь играла большую роль в придворной жизни столицы, потому что в домовых храмах Зимнего дворца совершались богослужения только для царской и великокняжеских семей, а этот храм был приходским для всех придворных (и для Пушкина в том числе, напомним, что был он камер-юнкером Высочайшего Двора).
Храм неслучайно располагается на втором этаже — вход в него находился напротив квартиры управляющего Двором. Спроектирован храм был еще в конце ХVIII века, а в1820 году перестроен по проекту архитектора В.Стасова.
Именно в этом храме до революции хранился древний образ «Спаса Неруковторного» из домика Петра I, чтимая икона Божией Матери «Знамение» и древняя шелковая плащаница, вышитая в Константинополе.
Интересный момент: в этом храме был создан своеобразный мемориал: на первом этаже в специальном помещении, в 1878 году превращенном в часовню, сохранялась траурная колесница, на которой перевезли тело Императора Александра I в столицу из Таганрога.
Храм был устроен с придворной роскошью — иконостас украшен обильной резьбой и вызолочен, в центре храма висело серебряное паникадило в виде античного светильника, пространство храма разделено рядами ионических колонн золотистого искусственного мрамора, иконы были написаны знаменитыми в то время художниками В. Шебуевым и Ф. Брюлловым, лепные барельефы выполнил В. Демут-Малиновский.
До нашего время от всего этого великолепия сохранились только колонны искусственного мрамора.
После Октябрьской революции храм Спаса Нерукотворенного образа перешел в ведение Авто-Конюшенной базы рабочего и крестьянского правительства. Казалось бы, судьба его была решена, но имя поэта, которого отпевали здесь, на первых порах сумело защитить храм от поругания. ВЦИК передал церковь со всем ее имуществом, в ведение Пушкинского Дома Российской Академии Наук.
Пушкинский Дом, приняв церковь, немедленно назначил для охраны ее и всего заключающегося в ней имущества «гражданина Ф.И.Знаменского» — так, на языке советских канцелярий звался теперь настоятель храма Спаса Нерукотворенного образа, протоиерей Федор Знаменский.
К 1923 году священнического стажа отца Федора было уже двадцать семь лет. Если приплюсовать к нему стаж отца и деда, получалось 133 года семейного священства…
Перелистываешь документы, связанные с отцом Федором, и все время мелькают имена святителя патриарха Тихона, священномученика митрополита Вениамина…
А вот интересная фотография… Судовой священник Федор Иванович Знаменский запечатлен на ней в строю морских офицеров… Он склонился в поклоне, и целует руку Императрицы.
Почему фотограф запечатлел именно этот момент встречи Ее Величества на борту императорской яхты «Штандарт»? Право же, склонившийся перед дамой морской офицер выглядел бы гораздо уместнее и красивее, а священник выглядит в этом положении несколько странно… Но, может быть, именно этой полуфельетонной «живинки» и добивался неведомый нам фотограф? Может быть…
Только мы, смотрящие на эту фотографию из другого тысячелетия, понимаем, что не просто перед дамой склонился в поклоне священник Федор Знаменский, не просто у Императрицы целует он руку, а у Святой, прославленной Русской Православной Церковью…
«Протоиерей Ф. Знаменский — достойный носитель пастырского долга, — писал в 1921 году, адресуясь к святителю, патриарху Московскому и всея России Тихону, непосредственный начальник о. Федора протопресвитер Александр Дернов. — Он сплотил прихожан вверенного ему храма в тесную приходскую семью; он охранил самый храм и прилегающие помещения, он сумел сберечь весь прежний истовый порядок и благолепие богослужений, он сумел спасти и сберечь церковное имущество закрытых соседних церквей… Но не в этой только стороне видит о. Знаменский главную свою задачу, а и в наставлении, укреплении прихожан в доброй христианской жизни, он учит и наставляет их в деле спасения своею проповедью и подвигом личного примера… От его личных трудов, по собственному признанию прихожан, они учились жить и работать не на показ, а для Бога».
Нужно ли сомневаться, что уничтожить Храм безбожники из Конного Отряда Петроградской рабоче-крестьянской милиции могли только, уничтожив и его настоятеля… Так и получилось.
Первый раз арестовали отца Федора в 1923 году, несколько месяцев он просидел в тюрьме, был осужден, кажется, только за то, что в его квартире было найдено слишком много икон и церковных облачений. И напрасно отец Федор говорил о 133 годах семейного священства, за которые и накопилось столько икон и облачений… Он был осужден на один год лишения свободы.
Не надо обольщаться мягкостью приговора…
Скоро отца Федора арестовали вновь, и в заседания Тройки ПП ОГПУ в ЛВО 10 февраля 1931 года было постановлено: «N 24. Знаменского Ф.И. — расстрелять. Имущество конфисковать».
В 1923 году, как раз на столетие своего освящения, храм был закрыт, и ключи от здания переданы отряду конной милиции.
Как рассказывает нынешний настоятель храма протоиерей Константин Смирнов, лихие кавалеристы шашками изрубили иконостас, сожгли архив церкви, а в самом храме устроили клуб для танцев.
В 1937 году, когда уже сто лет жила Россия без Пушкина, клуб в храме, в котором его отпевали, закрыли, и здесь, в связи с перегруженностью ленинградских тюрем, некоторое время работал «приемный пункт» ГУЛАГа.
Люди заходили в храм, сдавали в окошечко документы и через алтарь уходили во внутренний двор… Кто на пять, кто на десять лет, а многие, чтобы уже не вернуться оттуда никогда…
После войны в самом храме разместился институт «Гидропроект», а прицерковные помещения заняло проектное бюро тюрем Управления внутренних дел. В алтаре и ризнице были размещены тогда туалеты…
К 12 июля 1991 года, когда храм Спаса Нерукотворного Образа был возвращен Русской Православной Церкви, здесь уже почти ничего не напоминало о храме…
Но храм возрождался.
И это касалось не только реставрационных работ…
В 1995 году, когда по благословению покойного владыки Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского было создано Православное общество писателей Санкт-Петербурга, в Уставе которого сказано, что «Общество ставит своей целью возвращение русской интеллигенции в ее родной дом — Русскую Православную Церковь, воцерковление культуры, создание новых произведений художественной литературы, достойно продолжающих православные традиции мастеров русской классической литературы. Основой объединения — является исповедание православной веры и основанное на ней мировоззрение, профессионализм…», митрополит Иоанн назначил духовником Общества настоятеля храма Спасо-Нерукотворенного Образа, протоиерея Константина Смирнова.
И вот прошло десять лет, и сейчас, когда поднимаешься по лестнице мимо картин, на которых изображена последняя исповедь А.С.Пушкина и отпевание его, когда входишь в храм, видишь, что все здесь так, как было 1 февраля 1837 года, когда Пушкин предстал у «вечности в вратах"…
«Сорок шесть часов он мучился, чтобы исповедаться, причаститься и сказать, что хочет умереть христианином и прощает всех. Лермонтову не дано было, а Пушкину — дано. Я, как христианин, рад, что ему была дана эта возможность, которая является свидетельством особой любви Господа», — говорит в проповеди настоятель храма протоиерей Константин Смирнов.
И каждый год 6 июня и 10 февраля совершаются здесь торжественные панихиды по А.С.Пушкину. Имя приснопоминаемого раба Божия Александра звучит и в обычные дни на панихидах. А храм этот неслучайно с момента возобновления в нем богослужебной жизни, в числе прихожан числит «творческую интеллигенцию». В лице этих людей русская культура возвращается к своим православным корням.
http://rusk.ru/st.php?idar=103551
|