Русская линия
Русская линия Сергей Чесноков16.08.2005 

Американцы занимают место в русском фольклоре
Комментарий к одной публикации

Недавно в американской газете «Ньюз джорнал» появилась любопытная заметка, посвященная нижегородской земле.
«Гибсонбург, Огайо. — Пару недель назад, маленькая рыбацкая деревушка осталась без озера и средств к существованию. Вечером, когда местные жители отправлялись спать, озеро мирно плескалось в границах своих берегов, когда они проснулись, его не было.
„…рыбаки из Болотниково выглядели унылыми и безутешными“ — писала я по горячим следам события мая 2005 года. А одна старушка, сидящая на крыльце своего дома сказала: — Думаю, Америка в конце концов, до нас добралась.
Читатель из России, Юрий Клиценко, студент-историк, изучающий легенды местности Болотниково помогал мне в расследовании загадочной истории исчезновения озера.
МЧС России направила группу экспертов-геологов и гидрологов, оснащенную всем необходимым оборудованием, на поиски озера.
18 июня было объявлено, что вся масса воды ушла на 100 метров под землю. Как объяснил геолог Павел Иванов: „озеро находилось на геологической структуре подобной швейцарскому сыру. В результате водная масса утекла через самое большое отверстие“.
Гидролог Михаил Леоненко сказал: „Вода ушла в карстовое образование под землей, которому примерно 200 миллионов лет, через отверстие в дне озера. Она может вернуться“, — добавил он.
По словам Юрия, который занимался изучением легенд „Окландии“ задолго до исчезновения озера, это не первый случай его исчезновения. В период с 1691 по 1764 год озеро поглотило целый монастырь вместе с монахами. Спаслась только тройка лошадей.
Местная легенда гласит, что русские крестьяне видели причину исчезновения озера в распутном поведении монахов монастыря Русаки, которые развлекались с русалками. Теперь же по слухам ночью и ранним утром можно услышать звон колоколов над озером и увидеть приведений из затонувшего монастыря. А в полную луну, на дне озера виден золотой крест.
Я слышал много историй о затонувшем монастыре в Дедово — пишет Юрий в своем электронном письме. — Священник отец Виктор видел семисвечный канделябр над озером.
Местные рыбаки говорят, что однажды рыболов забросил сети в озеро и вытащил конец веревки. Он потянул за нее и на поверхности воды появился купол церкви. Рыбак был так поражен, что вывалился из лодки.
Юрий говорит, что не верит этому и, что не мог найти никаких документов, доказывающих существование затонувшего монастыря в Русаки.
То же самое относится и к оборотням, которые, согласно повериям, обитают вдоль 4 км дороги между Дедово и Коробково; местные дети каждый день ходят пешком по этой дороге, о школьных автобусах там никогда не слышали.
Поскольку транспорта между двумя населенными пунктами нет, Юрий прошел пешком эти 4 километра по лесной дорожке с оборотнями, но ничего неординарного с ним не случилось.
Я надеюсь, что не буду теперь выть на луну по ночам после этой прогулки — шутит Юрий.
Юрий уверен, что нашел точное место, где по легенде собираются оборотни — лужайка посреди леса рядом с мостом через речку Кутра. Он согласен с учеными, отрицающими существование оборотней, и полагает, что за оборотней принимали банду грабителей орудовавших на этой дороге.
Теперь с исчезновением озера в Болотниково американцы могут занять достойное место в русском фольклоре наравне с оборотнями и неправедными монахами, в качестве вредных существ ворующих озера по ночам.
Я не могу утверждать со стопроцентной уверенностью, что мы этого не делали, но хотела бы заверить жителей Болотниково, оставшихся без озера, что если американцы и имеют к этому отношение, то уж точно мы за это не голосовали, как и за многое другое, во что мы вляпались на данный момент».
Элизабет ШУЭТТ, «Ньюз джорнал», 20 июля 2005 г.
http://www.news-journal.com/news/content/shared/news/nation/stories/07/20SCHUETT_COLUMN.html
(Перевод Егора СКАРАБЕЕВА)


ИНТЕРЕС К ДЕДОВСКИМ ПРЕДАНИЯМ ОТРАДЕН
Комментарий по поводу реакции американцев на исчезновение нижегородского озера

…бо чудес немало
Есть на Руси. Град-Китеж не один
Аполлон Майков


Комментируя перевод данной статьи, опубликованной в американских СМИ в июле 2005 года, хотелось бы сказать о предыстории происхождении этого текста. На протяжении нескольких лет мне по благословению священника Спасской церкви села Дедово Кулебакского благочиния Нижегородской епархии довелось собирать местные предания и легенды по истории села и об озере Большое Свято.

Озеро Большое СвятоПо этой причине именно ко мне направляли в Дедове всех, интересующихся этими преданиями. Одним из них был и Юрий Клиценко, написавший мне письмо на электронный адрес, после чего у нас завязалась переписка, касающаяся некоторых вопросов дедовского предания.

Вообще озеро Большое Свято крайне любопытное, сказания о нем, осмелюсь заявить, мало в чем уступают знаменитым светлоярским. Необычайно развита на озере священная география. В частности, местные жители считают, что озеро напоминает лежащего человека — головой (Святская Глава) на запад, а ногами на восток. Учитывая, что такова же ориентация и православных захоронений — чтобы на Страшном Суде предстать Премирному Востоку — Вечному Судии, будет интересно и то, что Святскую Главу называют также на озере Петровой… Не менее интересна в этой связи и этимология названия того села, после провала которого образовалось озеро. По преданию село называлось Русаки.(*)

В одном из писем я рассказал Юрию о последней нижегородской новости. О том, что в мае этого года невдалеке от Дедово в деревне Болотниково Вачского района провалилось целое озеро. Я писал, что этот факт заставляет более серьезно задуматься о достоверности сказания о провале легендарного села Русаки. Тем более, что до революции и Вачский район с деревней Болотниково и Навашинский с селом Дедово формально относились к одному административному центру — Муромскому уезду Владимирской губернии.

Что касается чудес, то они на русской земле не редки. Как выразился поэт Андрей Белый, в пространствах России скрываются иные пространства. «Ведь она — тот свет на этом» (М.Цветаева). Видят верующие люди в святых местах и свечение, слышат и дивное пение, но стоит ли относить все это на счет их психического нездоровья? Неужели нам столь необходимо повторять печальный опыт советских безбожных лет, когда все выходящее за пределы обыденной действительности отрицалось на основании одного единственного аргумента — этого не может быть, потому что этого быть не может. «Научный» атеизм — это вряд ли та ценность, которую стоит заимствовать из действительно важного советского опыта, возвращаться к которому в той или иной степени неизбежно придется?

Среди ученых даже самых высоких степеней, званий и заслуг, во все времена было немало верующих. Как ученый, но при этом человек верующий и давно интересующийся русскими преданиями, я хочу заявить следующее. Да, конечно, исследователям русского фольклора не следует летать на помеле и верить, не подвергая критическому анализу, всякой чепухе. Но ни у кого нет оснований считать, что предки наши, создавшие гигантскую империю с территорией в одну шестую суши, дурее нас были, и во всех преданиях видеть лишь плод разгоряченной народной фантазии.

Как ученые мы не имеем права отвергать факты, в том числе факты народного фольклора, мы должны их — изучать. Это наш хлеб, а потому, надеюсь, что данный курьезный факт станет предметом более интенсивного интереса к малоизвестным дедовским легендам, которые по своей значимости, повторюсь, ничем не уступают более известному корпусу легенд светлоярских о знаменитом наверное уже на весь мир граде Китеже, столь же популярном, что и легендарная Атлантида.

Что касается затонувшего вместе с монастырем села Русаки, во что Юрий Клиценко не верит, мне со своей стороны хотелось бы заметить следующее. Во-первых, о возможности существования рядом с Дедово села Русаки свидетельствует тот факт, что в селе до сих пор сохранилась фамилия Русаковы. Происхождение же фамилий по месту жительства достаточно широко известно из ономастики. Во-вторых, рядом с Дедовым существовали и другие исчезнувшие деревни Дедково, Ильинское, Шишкино, о чем сохранились не только легенды, но и письменные сведения в источниках. Подробнее на эту тему имеет смысл говорить в научной публикации. В-третьих, монастырь рядом с селом Дедово еще не так давно был, и уж это-то абсолютно достоверно. Его название — Троице-Перемилова пустынь-погост. Находилась эта пустынь несколько поодаль от села Дедово, на берегу реки Оки, где по этой причине еще в советское время пристань носила название Монастырек. Это также не противоречит дедовскому преданию, гласящему, что из Троице-Перемиловы пустыни в село Русаки шли подземные ходы, а на месте озера находились часовни, возле которых в землянках жили некие старцы — «деды». Тем, кто знаком с монастырской жизнью, не стоит объяснять, что и по сей день такая практика не исчезла в православных монастырях, возле которых нередко имеются ближние и дальние скиты. То есть в целом предание имеет вероятие, даже если не верить в ту его часть, которая касается подземных ходов.

Более надуманным, нежели то, во что не верит Юрий, представляется его собственная версия о том, что озеро уже один раз «уходило» из Дедово (на самом деле тогда «ушло» не озеро, а село), а теперь «ушло» и из Болотникова. Но даже эта версия не может быть со счетов сброшена полностью по той причине, что вода и в мировом океане сообщается и принцип круговорота воды в природе известен каждому со школьной скамьи. В Дедове же существует достаточно свежее предание, слышанное нами из уст многих старожилов, о том, что специально окольцованную в озере Свято щуку ловили затем в Волге.

В случае заинтересованности редакции и читателей «Русской линии» я бы мог посвятить специальное внимание собственно дедовским легендам. Пока же хотелось бы попросить уважаемого автора указанной американской статьи опубликовать в своей стране перевод моего комментария по данному вопросу. Следует сказать, что и Элизабете Шуэтт и москвичу Юрию Клиценко нижегородцы могут быть только благодарны за популяризацию дедовских преданий об озере Свято. Я же со своей стороны постараюсь, чтобы жителям Болотниково и Дедово данная публикация об их озерах в американских СМИ стала известна и они также могли дать по поводу нее какие-то комментарии, о чем в свою очередь постараюсь известить и американцев.

Вообще, я думаю, автору статьи следовало бы сделать скидку на романтическую фантазию Юрия, несколько преувеличившего глухость и заброшенность деревни Дедово, в которую якобы даже автобусы не ходят. Ходят — и не один раз в день. Вообще до озера проложено шоссе, которое, правда, благодаря другой русской проблеме: длине дорог, не могут, как следует, починить. Здесь важна точность, иначе, опираясь на подобные сведения, американские читатели в очередной раз сделают вывод, что в России женщины летают на помеле, а мужчины ночью промышляют в виде оборотней. Что же касается цивилизованности, то она вовсе не мешает, например, современным продвинутым туристам посещать достаточно окультуренное озеро Лохнес ради его знаменитого чудовища.

Разговор о народном фольклоре — это очень хорошая нота для того, чтобы говорить о современном положении американцев в фольклоре не только России, но и всех народов мира, потому что под «тем, куда вляпалась Америка» имеется в виду, конечно же, Ирак, прежде всего, да и многое другое. Очень надеемся, что эта нота станет нотой примирения и осознания реальности проблемы восприятия американцев во всем мире.

Не на уровне ли фольклора на самом деле и должен идти подлинный диалог культур? Ведь чем глубже к корням, тем больше родства у народов всего мира, а русские наиболее архаические попевки оказываются до боли созвучными и родственными с попевками даже негритянскими…
Сергей ЧЕСНОКОВ, кандидат исторических наук, пресс-секретарь нижегородского Союза Православных Граждан

(*) На средневековых миниатюрах рукописей, содержащих упоминания «студенца клятвенного», «Лютый мраз» традиционно изображался в виде чермного (красного) озера. «Езеро огненное» и бесконечная река — непременные атрибуты исподняя земли. Причем круг — символ вечности и бесконечности, отчего символика озера получает неописыемо зловещий смысл на иконах Страшного Суда, где, по выражению современного этнографа Романа Багдасарова, такой религиозный конгломерат, скорее символического, чем конкретно-исторического порядка, как «русь», «вместе с другими отступниками от Христа („латинянами“, „фрягами“, „жидами“, „сарацинами“ и проч.) ожидает своей участи слева от Вседержителя» (Россия перед Вторым пришествием. Изд. 3-е, испр. и расшир. / Сост. С. и Т. Фомины. Т. 1. М., 1998. С. 4).
Из древнесербского апокрифа: «И приидоша и видеша езеро велико смолно и огнь исхождаше от него велик и народ множество беше в нем. И не можаху рещи: Господи помилуй».
Действительно, некоторые из дедовских жителей говорят, что вода их озера багрова или даже цвета запекшейся крови. Это как посмотреть, ибо в одной дореволюционной, старой книге находим: «вода Свята-Озера черна как смола, — для питья не годится, не употребляется она также и для стирки платья. Рыбы здесь водится мало и та, которая есть, имеет грязновато-черный цвет и неохотно употребляется в пищу местными жителями». (Памятная книжка Владимирской губернии. Владимир, 1900. С. 3.).
И то и другое справедливо: дно завалено как головешки черным потопшим лесом, а на берегах, напоминающих кратер потухшего вулкана, — чермнолесье: сухая земля, усыпанная ржавыми, словно обугленными сосновыми иголками.
В еще большей степени о мертвенности озера можно судить по фотографиям Святской Главы — наиболее почитаемого места озера, где ныне находится часовня от храма Спаса Нерукотворенного Его образа.

http://rusk.ru/st.php?idar=103505

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Рощин Юрий    11.01.2012 20:18
Здравствуйте. Интересная статья, познавательная, и если позволите, хотел бы поделиться своими наблюдениями. Года три как отдыхаем на Свято-озере, в Дедово приезжаем к другу. И хотел сказать, что не так страшен черт как его малюют. Вода в озере нормального цвета и довольно прозрачна. Неоднократно рыбалили там, рыба самая что ни наесть обыкновенная и по цвету, и по вкусу. Щука, линь, окунь, плотва, возможна есть и другая, но я перечислил то что ловили. Быть может в старину цвет озера был иным а со временем всё нормализовалось? Не знаю… Но на глубине трёх-пяти метров вода холодная, наверняка бьют ключи, я нырял в ластах с маской и трубкой, видимость в пределах нормы, песок, водоросли, ямы всякие, коряги. Нормальное озеро, ничего необычного не замечал. А вот с автобусом беда для местных жителей, год назад, летом не ходили автобусы. Бабульки пешочком топали, и радовались когда кто-то по пути подвезёт. В селе Коробково, (следуя указанию президента) поставили телефонную будку, но чисто для галочки, так как телефон не работал. А в остальном там всё отлично, свежий воздух, лес, живность всякая. Жаль, что недальновидные отдыхающие оставляют после себя кучи мусора, но это уже наша дурацкая привычка, со временем, я думаю, и это наладится.
Вот пожалуй и всё, о чем мне хотелось сказать, и, если позволите, в дальнейшем хотел бы использовать информацию из этой статьи в своём рассказе о этих местах.
Спасибо. С уважением,
Юрий
  Илья2    11.10.2009 16:28
Здравствуйте, интересно мнение вашей православной общины на строительство АЭС в этих местах. Судя по отчёту, в непосредственной близости от возможных карстовых провалов большого диаметра. Заранее. Благодарен.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика