Русская линия | Сергей Чесноков | 16.08.2005 |
…бо чудес немало
Есть на Руси. Град-Китеж не один
Аполлон Майков
По этой причине именно ко мне направляли в Дедове всех, интересующихся этими преданиями. Одним из них был и Юрий Клиценко, написавший мне письмо на электронный адрес, после чего у нас завязалась переписка, касающаяся некоторых вопросов дедовского предания.
Вообще озеро Большое Свято крайне любопытное, сказания о нем, осмелюсь заявить, мало в чем уступают знаменитым светлоярским. Необычайно развита на озере священная география. В частности, местные жители считают, что озеро напоминает лежащего человека — головой (Святская Глава) на запад, а ногами на восток. Учитывая, что такова же ориентация и православных захоронений — чтобы на Страшном Суде предстать Премирному Востоку — Вечному Судии, будет интересно и то, что Святскую Главу называют также на озере Петровой… Не менее интересна в этой связи и этимология названия того села, после провала которого образовалось озеро. По преданию село называлось Русаки.(*)
В одном из писем я рассказал Юрию о последней нижегородской новости. О том, что в мае этого года невдалеке от Дедово в деревне Болотниково Вачского района провалилось целое озеро. Я писал, что этот факт заставляет более серьезно задуматься о достоверности сказания о провале легендарного села Русаки. Тем более, что до революции и Вачский район с деревней Болотниково и Навашинский с селом Дедово формально относились к одному административному центру — Муромскому уезду Владимирской губернии.
Что касается чудес, то они на русской земле не редки. Как выразился поэт Андрей Белый, в пространствах России скрываются иные пространства. «Ведь она — тот свет на этом» (М.Цветаева). Видят верующие люди в святых местах и свечение, слышат и дивное пение, но стоит ли относить все это на счет их психического нездоровья? Неужели нам столь необходимо повторять печальный опыт советских безбожных лет, когда все выходящее за пределы обыденной действительности отрицалось на основании одного единственного аргумента — этого не может быть, потому что этого быть не может. «Научный» атеизм — это вряд ли та ценность, которую стоит заимствовать из действительно важного советского опыта, возвращаться к которому в той или иной степени неизбежно придется?
Среди ученых даже самых высоких степеней, званий и заслуг, во все времена было немало верующих. Как ученый, но при этом человек верующий и давно интересующийся русскими преданиями, я хочу заявить следующее. Да, конечно, исследователям русского фольклора не следует летать на помеле и верить, не подвергая критическому анализу, всякой чепухе. Но ни у кого нет оснований считать, что предки наши, создавшие гигантскую империю с территорией в одну шестую суши, дурее нас были, и во всех преданиях видеть лишь плод разгоряченной народной фантазии.
Как ученые мы не имеем права отвергать факты, в том числе факты народного фольклора, мы должны их — изучать. Это наш хлеб, а потому, надеюсь, что данный курьезный факт станет предметом более интенсивного интереса к малоизвестным дедовским легендам, которые по своей значимости, повторюсь, ничем не уступают более известному корпусу легенд светлоярских о знаменитом наверное уже на весь мир граде Китеже, столь же популярном, что и легендарная Атлантида.
Что касается затонувшего вместе с монастырем села Русаки, во что Юрий Клиценко не верит, мне со своей стороны хотелось бы заметить следующее. Во-первых, о возможности существования рядом с Дедово села Русаки свидетельствует тот факт, что в селе до сих пор сохранилась фамилия Русаковы. Происхождение же фамилий по месту жительства достаточно широко известно из ономастики. Во-вторых, рядом с Дедовым существовали и другие исчезнувшие деревни Дедково, Ильинское, Шишкино, о чем сохранились не только легенды, но и письменные сведения в источниках. Подробнее на эту тему имеет смысл говорить в научной публикации. В-третьих, монастырь рядом с селом Дедово еще не так давно был, и уж это-то абсолютно достоверно. Его название — Троице-Перемилова пустынь-погост. Находилась эта пустынь несколько поодаль от села Дедово, на берегу реки Оки, где по этой причине еще в советское время пристань носила название Монастырек. Это также не противоречит дедовскому преданию, гласящему, что из Троице-Перемиловы пустыни в село Русаки шли подземные ходы, а на месте озера находились часовни, возле которых в землянках жили некие старцы — «деды». Тем, кто знаком с монастырской жизнью, не стоит объяснять, что и по сей день такая практика не исчезла в православных монастырях, возле которых нередко имеются ближние и дальние скиты. То есть в целом предание имеет вероятие, даже если не верить в ту его часть, которая касается подземных ходов.
Более надуманным, нежели то, во что не верит Юрий, представляется его собственная версия о том, что озеро уже один раз «уходило» из Дедово (на самом деле тогда «ушло» не озеро, а село), а теперь «ушло» и из Болотникова. Но даже эта версия не может быть со счетов сброшена полностью по той причине, что вода и в мировом океане сообщается и принцип круговорота воды в природе известен каждому со школьной скамьи. В Дедове же существует достаточно свежее предание, слышанное нами из уст многих старожилов, о том, что специально окольцованную в озере Свято щуку ловили затем в Волге.
В случае заинтересованности редакции и читателей «Русской линии» я бы мог посвятить специальное внимание собственно дедовским легендам. Пока же хотелось бы попросить уважаемого автора указанной американской статьи опубликовать в своей стране перевод моего комментария по данному вопросу. Следует сказать, что и Элизабете Шуэтт и москвичу Юрию Клиценко нижегородцы могут быть только благодарны за популяризацию дедовских преданий об озере Свято. Я же со своей стороны постараюсь, чтобы жителям Болотниково и Дедово данная публикация об их озерах в американских СМИ стала известна и они также могли дать по поводу нее какие-то комментарии, о чем в свою очередь постараюсь известить и американцев.
Вообще, я думаю, автору статьи следовало бы сделать скидку на романтическую фантазию Юрия, несколько преувеличившего глухость и заброшенность деревни Дедово, в которую якобы даже автобусы не ходят. Ходят — и не один раз в день. Вообще до озера проложено шоссе, которое, правда, благодаря другой русской проблеме: длине дорог, не могут, как следует, починить. Здесь важна точность, иначе, опираясь на подобные сведения, американские читатели в очередной раз сделают вывод, что в России женщины летают на помеле, а мужчины ночью промышляют в виде оборотней. Что же касается цивилизованности, то она вовсе не мешает, например, современным продвинутым туристам посещать достаточно окультуренное озеро Лохнес ради его знаменитого чудовища.
Разговор о народном фольклоре — это очень хорошая нота для того, чтобы говорить о современном положении американцев в фольклоре не только России, но и всех народов мира, потому что под «тем, куда вляпалась Америка» имеется в виду, конечно же, Ирак, прежде всего, да и многое другое. Очень надеемся, что эта нота станет нотой примирения и осознания реальности проблемы восприятия американцев во всем мире.
Не на уровне ли фольклора на самом деле и должен идти подлинный диалог культур? Ведь чем глубже к корням, тем больше родства у народов всего мира, а русские наиболее архаические попевки оказываются до боли созвучными и родственными с попевками даже негритянскими…
Сергей ЧЕСНОКОВ, кандидат исторических наук, пресс-секретарь нижегородского Союза Православных Граждан
(*) На средневековых миниатюрах рукописей, содержащих упоминания «студенца клятвенного», «Лютый мраз» традиционно изображался в виде чермного (красного) озера. «Езеро огненное» и бесконечная река — непременные атрибуты исподняя земли. Причем круг — символ вечности и бесконечности, отчего символика озера получает неописыемо зловещий смысл на иконах Страшного Суда, где, по выражению современного этнографа Романа Багдасарова, такой религиозный конгломерат, скорее символического, чем конкретно-исторического порядка, как «русь», «вместе с другими отступниками от Христа („латинянами“, „фрягами“, „жидами“, „сарацинами“ и проч.) ожидает своей участи слева от Вседержителя» (Россия перед Вторым пришествием. Изд. 3-е, испр. и расшир. / Сост. С. и Т. Фомины. Т. 1. М., 1998. С. 4).
Из древнесербского апокрифа: «И приидоша и видеша езеро велико смолно и огнь исхождаше от него велик и народ множество беше в нем. И не можаху рещи: Господи помилуй».
Действительно, некоторые из дедовских жителей говорят, что вода их озера багрова или даже цвета запекшейся крови. Это как посмотреть, ибо в одной дореволюционной, старой книге находим: «вода Свята-Озера черна как смола, — для питья не годится, не употребляется она также и для стирки платья. Рыбы здесь водится мало и та, которая есть, имеет грязновато-черный цвет и неохотно употребляется в пищу местными жителями». (Памятная книжка Владимирской губернии. Владимир, 1900. С. 3.).
И то и другое справедливо: дно завалено как головешки черным потопшим лесом, а на берегах, напоминающих кратер потухшего вулкана, — чермнолесье: сухая земля, усыпанная ржавыми, словно обугленными сосновыми иголками.
В еще большей степени о мертвенности озера можно судить по фотографиям Святской Главы — наиболее почитаемого места озера, где ныне находится часовня от храма Спаса Нерукотворенного Его образа.
http://rusk.ru/st.php?idar=103505
Страницы: | 1 | |