Русская линия | Людмила Ильюнина | 13.08.2005 |
На смену покаянию пришел психоанализ. Не раз приходилось сталкиваться с тем, что и верующие, православные люди с большим интересом штудируют новые психотерапевтические книжки, и в них, а не в творениях наших подвижников, ищут решения своих душевных и духовных проблем. Целую серию таких книжек удосужилась прочитать и автор этих строк, потому что они были порекомендованы страдающей нервным расстройством подругой, которая в то время как будто бы нашла в них облегчение своему состоянию. Она — верующий, церковный человек «не удовлетворялась привычной исповедью», а книги, о которых идет речь, по ее признанию помогли ей «понять себя и начать перестройку». Мне стало интересно, что за панацея вновь открыта людям, и я стала читать книги доктора Андрея Курпатова.
Об авторе серии книг «карманный психотерапевт» в аннотации говорится следующее: «Создатель современной модели психологии, руководитель одного из лучших мировых психотерапевтических центров в Петербурге»; в большом книжном магазине я узнала, что книги Курпатова (вышло их уже более десятка) являются абсолютными бестселлерами, — переиздаются не по одному разу, читатели с нетерпением ждут каждую новую книжицу.
Так люди вступают на путь подмен. Признаюсь, что и я с интересом прочитала три книги из психотерапевтической серии, но не потому, что нашла в них решение своих житейских проблем, а потому что захотела понять механизм воздействия на читателя, причину такой увлеченности книжками Курпатова (моя церковная подруга оказалась не единственным верующим человеком, завлеченным писательским талантом современного психотерапевта).
Даже православному человеку не так-то просто разглядеть явную атеистическую и даже богоборческую сущность популярных книг, помогающих «избавиться от тревоги, депрессии и раздражительности, понять «тайны мужской и женской психологии», получить набор психотерапевтических «средств от страха, от усталости, от бессонницы, от вегетососудистой дистонии, от головной боли, от остеохандроза».
В чем привлекательность книг Курпатова? Чтобы ответить на этот вопрос, возьмем для примера одну из них — «Самые дорогие иллюзии (иллюзии опасности, страдания, счастья, взаимопонимания и любви)».
Как уже упоминалось выше, писатель Курпатов талантливый, — книга написана в свободном разговорном стиле; кроме того, психотерапевтическая практика автора по-видимому обширна, поэтому книга изобилует конкретными примерами личных судеб пациентов. И это, надо сказать в вышеназванной, как и в других книгах Курпатова, и является одной из главных причин успеха. О душевных проблемах говорится не отвлеченно, а при помощи ярких жизненных примеров.
При чем все примеры актуальны: юные девушки, желающие похудеть и доводящие себя до психической болезни, несчастные в семейной жизни преуспевающие бизнесмены, затравленные одинокими матерями, несчастные дети, непонятые родители, брошенные старики — и все это с именами, с массой конкретных деталей рассказано очень увлекательно.
Из жизненной конкретики делаются выводы, которые на первый взгляд кажутся справедливыми. Если прочитаете, наверняка скажете: да, так все и есть.
«Чтобы мы ни делали, наши страхи тут как тут. Ложась спать, мы боимся опоздать на работу. Закрывая квартиру, мы боимся, что не выключили газ или свет, не закрыли форточку или оставили работающими электроприборы. Покидая дом, мы боимся как бы воры не проникли в него в момент нашего отсутствия. Выходя на улицу, мы боимся попасть под машину или упасть, переломав себе все конечности. Оказываясь в толпе, мы боимся, что нас обворует карманник или раздавят в давке. Покупая что-нибудь в магазине, мы боимся, что нас обвесят, обманут… На работе мы боимся взысканий или не получить премии. Мы боимся кляуз, сплетен, наветов и оскорблений. Мы боимся заболеть и того, что врач просмотрит нашу болезнь…» и т. д. и т. п.
Пожалуй, действительно такова клиническая картина жизни современного горожанина. Но вот о причинах болезни и о методах борьбы популярный автор рассуждает, как явный антихристианин. Да он в общем-то и не скрывает этого, об этом свидетельствуют разбросанные по всей книге фразы. Например, говоря о смерти, автор цитирует «блистательного» античного философа Эпикура: «Моя смерть — это то, что я никогда не узнаю. Ведь пока я есть — ее нет, когда она придет — меня уже не будет»; о молитве святым говорится с издевкой и насмешкой «нам кажется забавным, что от страха за невыполненное задание мы сходили с ума и готовы были молиться всем святым…»; по отношению к Творцу допускаются невероятно легкомысленные выражения: «Я не знаю этого, никто не знает, даже Господь Бог, наверное, не знает этого, но в любом случае бояться — это просто глупо!»
Последняя фраза, кстати — один из образцов советов известного психотерапевта. Все остальные рекомендации к излечению и анализ причин той или иной болезненной ситуации сводятся к бездуховной антропологии. Главное — рационально понять, увидеть с какого момента начались твои внутренние проблемы, назвать их, увидеть, что все «и яйца выеденного не стоит». В первую очередь увидеть, что во всем виновато неправильное воспитание и родители, которые наградили нас «иллюзорными представлениями о счастье, о самих себе, об окружающем мире, школа с плохими учителями, неудачная первая любовь и т. д. и т. п.». Отбросить все это, как ненужную ветошь, посмеяться над своими заблуждениями — и радоваться жизни! Все эти советы раскрашены еще и примерами-толкованиями известных сказок и множеством цитат из мировой классики на полях.
В целом человек и его внутренний мир представляется как замкнутая система, которую нужно только правильно настроить, освободить от комплексов, и тогда она не будет давать сбоев.
Можно сказать, что это позиция антипокаянная. Человек призывается к тому, чтобы причины своих душевных проблем (а в большинстве случаев в книге речь идет не о серьезных душевных заболеваниях, которые могут иметь и соматический, наследственный характер) искать не в самом себе, не в своих неправильных, а вернее греховных, поступках, мыслях и волеизъявлении, а во внешних обстоятельствах, в других людях. «Отбросьте этот мусор» — говорится в конце книги, — «и будете дышать свободно, жить полноценной жизнью».
Тиражи книг 10, 20 тысяч экземпляров, более десятка их наименований, как я уже писала, пользуются большим спросом. А ведь доктор Курпатов не один трудится в литературном психотерапевтечисеком жанре, потом я узнала, что есть и другие популярные (но менее раскрученные) авторы, при этом сотни не столь именитых, как авторы популярных книг, психоаналитиков открывают у нас, как на Западе повсюду свои «службы спасения». И это тоже весьма востребовано обществом.
Если вдуматься в ситуацию, то получается, что таким образом ведется серьезное наступление на традиционные ценности православной аскетической культуры, прежде всего на дисциплину покаяния в Церкви. Психоанализ, используемый такими принципиально безбожными врачами, как доктор Курпатов и иже с ним, становится лукавой и душевредной подменой покаяния.
Ведь по форме беседы с врачом-психоаналитиком (об этом свидетельствуют и примеры из книг) вполне напоминают исповедь. А результаты, — как сказала моя подруга, упоминавшаяся в начале статьи, могут быть и гораздо серьезнее: «Я исповедуюсь, и ничего не меняется, повторяется все тоже самое. А тут мне все стало понятно, я чувствую облегчение». Справедливости ради заметим, что вскоре она обнаружила, что «облегчение» она чувствовала только тогда, когда читала книжки, а потом ее депрессия возвращалась к ней с еще большей силой.
Вот с этого и начнем размышление о том, чем же покаяние отличается от психоанализа. Действительно, разговоры с психоаналитиком (или чтение такого рода книг) подобны наркотическому действию — существует зависимость от человеческого слова. Пока врач с тобой вместе раскручивает причины твоего невроза или депрессии, то ты успокаиваешься, — все становится понятно, и кажется, что болезненное состояние отступило, душевное равновесие восстановлено. Но вот проходит какое-то время со дня встречи с врачом (или чтения книги) и тревожное состояние возвращается. Врачи психотерапевты, которые используют метод психоанализа в своей практике, так и говорят: «Этого человека нужно постоянно вести, с ним нужно постоянно заниматься, его нельзя оставлять одного».
Во время церковного покаяния действую совсем другие законы, недаром, названный нами в начале статьи святитель Игнатий Брянчанинов не советовал заниматься рефлексией при подготовке к исповеди, предостерегал от того, чтобы слишком подробно разбирать грех и причины подавленного состояния. Во время исповеди у аналоя самое главное «сердце сокрушенное и смиренное», — не родителей обвинить в дурном воспитании, ни на детей нажаловаться, ни сетовать на трудные обстоятельства жизни, а взмолиться о том, чтобы стать другим, не человека попросить, не от его слова ожидать исцеления души, а умолять о том, чтобы «благодать, немощная врачующая и недостающее восполняющая», попали терния прегрешений.
Лучше всего отличие покаяния от психоанализа передают слова «покаянный плач», — мы не уходим от исповеди у священника с чувством, что вот «теперь все ясно, теперь я понял, почему мне было плохо, и больше этого не повторится», мы отходим с плачем о глубокой поврежденности своей души, с осознанием того, что нам нужна Божья поддержка, необъяснимая рационально утешающая, умиротворяющая нашу душу сила, которая придет только если мы и впредь будем искренне каяться.
Недаром поется «Покаяния двери отверзи мне, Светодавче», — и само покаяние тоже является Божиим даром. Потому главное, что хочу сказать и себе и читателем о покаянии накануне поста, это то, что нам нужно просить покаяния.
http://rusk.ru/st.php?idar=103501
|