Русская линия | Владимир Сенкевич, Людмила Ильюнина | 10.08.2005 |
— Почему св. блаж. Ксения Петербургская отпевалась в церкви св. ап. Матфия, а похоронена на Смоленском кладбище Васильевского острова?
— Первое документальное (Правительственное) свидетельство о Смоленском кладбище таково: «23 октября 1738 года Синод постановил: „В С.-Петербурге погребению быть надлежит на Васильевском острове у Черной речки, между 18 и 23 линиями, к какому месту дорогу расчистить от вновь наростнаго кустарнику и поделать канальцы“».
Рассматривая карту кладбищ СПб в начале ХIХ века, видим, что ближайшими кладбищами к храму св. ап. Матфия были только два кладбища Серафимовское и Смоленское, причем Смоленское будет немного дальше (остальные расположены на значительном расстоянии от места отпевания в храме св. ап. Матфия). Промыслом Божиим св. блаж. Ксения Петербургская похоронена на Смоленском кладбище.
Возможно, это связано с помощью св. Ксении в строительстве Смоленской церкви. Но, одновременно, захоронение связано с исполнением Указа 1771 г. о запрете захоронений в черте города. Слава Богу, что попытки закрыть Смоленское кладбище в конце ХIХ века и при Советской власти были отведены промыслом Божьим.
Кроме почитаемой всем миром св. блаж. Ксении Петербургской (ее мощи лежат под спудом в часовне), на Смоленском кладбище есть захоронения и местночтимых святых, к которым также направляются паломники.
Отметим, что в царствование Екатерины II с 1762 по 1796 г было построено в Петербурге 27 храмов, а память народная донесла до нас только строительство церкви Смоленской иконы Божьей Матери на Смоленском кладбище в 1790 г.
И последнее основание: святые еще при жизни приуготовляли себя к смерти. И, по-видимому, неслучайно память народная донесла участие св. Ксении в строительстве храма на Смоленском кладбище. Ведь соучастие в строительстве храма — это путь обожения православного. Св. блаж. Ксения Петербургская приуготовляла себе место на кладбище рядом с церковью (Смоленской) Пресвятой Богородицы, чтобы быть с Господом Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей и при жизни, и после смерти. Что может быть лучше?!
И в заключении отмечу: высказывается мнение, что и Андрей Федорович — муж блаженной — похоронен на Смоленском кладбище, но документов, даже косвенных пока не найдено.
— Кто отпевал св. блаж. Ксению Петербургскую?
— В конце ХVIII века причт при церквях состоял из двух священников, дьякона и дьячка. Из истории храма св. ап. Матфия нам известно, что «священником в то время был Гавриил Матфиев, который служил при церкви с 1802 г. до 1807 г. При нем дослуживал свою более чем 50-ти летнюю службу в диаконском звании диакон Петр Поморский…».
Так как св. блаж. Ксения Петербургская преставилась по преданию до 1803 г. (по крайней мере, до 1806 г. до разборки старого деревянного Храма св. ап. Матфия), то в ее отпевании могли участвовать священник Гавриил Матфиев и диакон Петр Поморский.
Так как притч состоял из двух священников, то второй служил в приделе, каким была самостоятельная деревянная теплая Покровская церковь, а с 1800 г. каменная… По-видимому, зимой в холодное морозное время службы в деревянной холодной Матфиевской церкви не проводились, а только весной, летом и осенью (поэтому в зимнее время отпеваний в Матфиевской церкви не было, а только в Покровской).
Об обстоятельствах смерти св. блаж. Ксении Петербургской есть только одно свидетельство — Анны Анановой. Иеромонах Венедикт (Кантерс) в актовой речи, посвященной канонизации св. блаж. Ксении Петербуржской в 1988 г., приводит текст этого свидетельства. По словам Анны, Ксения, чувствуя свою близкую кончину, прощалась со всеми знакомыми, говоря: «Я уезжаю в далекое путешествие». Вскоре ее нашли сидящей под деревом на Смоленском кладбище.
Другое направление поиска свидетельств о св. блаж. Ксении Петербургской может идти в сторону поиска семейных, родовых архивов священнослужителей ХVIII — начала ХIХ века.
— Таким образом остается еще широкое поле деятельности для историков и архивистов по выявлению документальных свидетельств о блаженной Ксении?
— Да. К сожалению, этим никто не занимается. Все издания о блаженной представляют из себя пересказ одних и тех же чудес и коротко повествуют о ее жизни. Попыток вписать житие блаженной в контекст эпохи до сих пор предпринято не было. Или это были «художественные попытки», то есть о жизни блаженной писали в жанре повести или романа.
— А что вам удалось найти в архивах?
— Во-первых, мы установили точные питерские адреса, которые связаны с жизнью блаженной, установили имя духовника блаж. Ксении — им был прп. Федор Санаксарский. И самое главное — собрали материал по истории того храма, где была прихожанкой блаж. Ксения.
Прихожанами Матфеевской церкви в XVIII веке были офицеры и солдаты артиллерии и гарнизонных полков. Население прихода было по преимуществу военное. Андрей Федорович и его жена были прихожанами этой церкви.
— На Смоленском кладбище, где сугубо почитается блаженная Ксения, поток паломников к ее часовне во все дни, особенно в праздничные, такой, какого нет ни в одном петербургском храме. Нужно ли для увековечивания ее памяти восстанавливать еще и храм, в котором она была прихожанкой?
— Если есть возможность (если сохранилось место, на котором стоял храм) восстанавливать его нужно. Как известно благодать до конца времен не покидает того места, на котором стояли наши церкви или, как в народе говорят «ангел-хранитель не оставляет места святого престола». А место, на котором стоял Матфеевский храм, хранимо еще и благодатной силою молитв блаж. Ксении.
— Как я понимаю, для вашей общины, которая, насколько мне известно, официально зарегистрирована несколько лет назад, дело восстановления храма св. ап. Матфея является подражанием подвигу блаж. Ксении, помогавшей строить храм в честь иконы Смоленской Божией Матери?
— Как я уже говорил соучастие в строительстве храма — это путь обожения. Строя храм, мы строим свои души, спасаем их.
http://rusk.ru/st.php?idar=103495
Страницы: | 1 | 2 | Следующая >> |