Русская линия | Артем Маркелов | 09.08.2005 |
На Петряевских чтениях-98 кировская архивистка Е.Н.Чудиновских выступила с докладом «Ближайший друг Григория Распутина был расстрелян в Вятке».1 В докладе приводились архивные документы, которые убедительно свидетельствовали: епископ Исидор (Колоколов), служивший в декабре 1916 года панихиду по убитому Григорию Распутину, был расстрелян 20 сентября 1918 года в г. Вятке. Именно отпевание Распутина было поставлено ему в вину местными чекистами.
Публикацию этих данных можно смело назвать исторической сенсацией, потому что во многих авторитетных книгах до сих пор повторяется (многократно усиливаясь с помощью перепечаток в Интернете), что епископ Исидор был умучен в 1918 году в г. Самаре (посажен на кол).2 Хотя справедливости ради стоит отметить: еще в 1924 году русский эмигрантский историк и публицист А. Валентинов, перечисляя замученных во время «красного террора» архиереев, называл Владыку Исидора не иначе как «Вятским». 3
Вместе с тем следует сделать ряд уточнений, касающихся времени пребывания еп. Исидора (Колоколова) в нашем городе. Согласно воспоминаниям активных большевиков, которые цитирует в своем докладе Е.Н.Чудиновских, еп. Исидор появился в Вятке вскоре после событий февраля 1917 года и именно вокруг него группировались, по определению авторов мемуаров, «лабазники, извозчики и прочий черносотенный сброд».4 Собственно, и в приговоре еп. Исидору и иеромонаху Флавиану никаких реальных обвинений им предъявлено не было, кроме «как монархистов и контрреволюционеров расстрелять».5
Но на самом деле еп. Исидор (Колоколов) жил в Вятке на несколько лет раньше. В июне 1913 года еп. Исидору было назначено местопребывание в Филейском Александро-Невском монастыре, затем в декабре 1913 года он жил в Вятском Свято-Трифоновском монастыре.6 Аналогичные данные можно найти и в архивах.7
В докладе Е.Н.Чудиновских приводится прошение Вятского братства о слепых, в котором в защиту Владыки говорится, что «епископ Исидор с утра до вечера бескорыстно трудился для детей вятского пролетариата, устроил для них приют».8 Но, конечно, это вынужденное лукавство, потому что приют создавался за несколько лет до 1917 года и не только «для детей вятского пролетариата», но для всех нуждающихся детей. Его так и называли — «приют малолетних преосвященного Исидора на Морозовской улице».9
Еп.Исидор служил и в вятских храмах. Одна из местных газет, например, сообщала: «В воскресенье, 1 марта, в Воскресенском соборе после вечерни молебен и акафист Господу Иисусу при общенародном пении совершит преосвященный Исидор».10
Что касается расстрела еп. Исидора, то в этот же день, 20 сентября 1918 года, в г. Орлове также без суда и следствия был расстрелян прот. Михаил Тихоницкий11 (в 2003 году Русская Православная Церковь прославила о. Михаила в лике священномученика, его память чтится 7/20 сентября). Рискнем предположить: такое «совпадение» в датах не случайно, оно было заранее спланированной, четко согласованной акцией чекистов, которые таким массированным ударом стремились ошеломить тех, кого они считали пусть пассивными, но «монархистами и контрреволюционерами».
Одновременно с епископом Исидором и монахом Флавианом были расстреляны еще 15 вятчан, в том числе 67-летий известный фотомастер Петр Григорьевич Тихонов12 (его фотовиды г. Вятки до сих пор в качестве иллюстраций используют историки).
Это только несколько эпизодов, помогающих создать более полную картину 1910-х годов. Уверен, в дальнейшем удастся выявить новые факты о вятском периоде в жизни еп. Исидора (Колоколова).
ПРИМЕЧАНИЯ
1Чудиновских Е. Ближайший друг Григория Распутина был расстрелян в Вятке // Петряевские чтения-98 (Тезисы докладов к чтениям). Киров-на-Вятке, 1998. С.78−81.
2 См., напр., Цыпин В., прот. Русская Церковь (1917 — 1925). М., 1996. С.135; За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917−1956: Биографический справочник. М., 1997, кн.1. С. 529.
3Валентинов А. Черная книга («Штурм небес»). Лондон, 1924. С. 35.
4Чудиновских Е. Указ. соч. С. 80.
5Там же. С. 79.
6За Христа пострадавшие. С. 529.
7ГАКО (Государственный архив Кировской области), ф.1100, оп.1, д. 24. Л.237.
8Чудиновских Е. Указ. соч. С. 80.
9Вятские епархиальные ведомости. 1915, N11 (отд. дух.-лит.). С. 335.
10Вятская речь. 1915, N45, 28 февр. С. 3.
11Житие священномученика Михаила Тихоницкого. Киров, 2003. С.23−24. Два сына о. Михаила пошли по монашескому пути — более того, стали епископами, и один из них, Владыка Вениамин (Тихоницкий) возглавлял Вятскую епархию в 1942—1957 годах.
12Любимов В. Старая Вятка. Квартал за кварталом. Первая часть. Начало. Киров, 2004, С. 71.
А.В.Маркелов (г.Киров), avkimarkelov@mail.ru
http://rusk.ru/st.php?idar=103494
|