Русская линия | Сергей Лебедев | 09.08.2005 |
Еще во времена гонений на христианство в Римской империи многие христиане бежали на земли древней Месопотамии, носившую тогда название Вавилония (хотя сам город Вавилон уже лежал в развалинах). Вавилонией владели в то время персидские цари из династии Сасанидов. Тогдашние персы были огнепоклонниками, последователями учения пророка Заратустры (Зороастра). Особенностью зороастризма было отсутствие всякого прозелитизма — зороастрийцем можно было родиться, но стать им было нельзя. Правда, благодаря этому зороастрийские владыки отличались полной веротерпимостью по отношению к своим иноверным подданным. Не случайно в Месопотамии при Сасанидах без всяких проблем проживали евреи, составившие именно в Вавилонии свой Талмуд. Многочисленные секты местного месопотамского разлива, самой знаменитой из которой было зловещее манихейство, также действовали свободно. Интересно, что в Ираке остались и последние иоанниты, последователи ложного гностического учения о том, что не Иисус, а Иоанн Креститель был мессией. В Ираке они называются мандеистами.
Христиан, укрывшихся в Месопотамии, первоначально персидские цари принимали дружелюбно. Благодаря активной проповеди учения Христа, число христиан на землях Тигра и Ефрата стало быстро расти. По дошедшим до нашего времени древним текстам, Месопотамия времен Сасанидов могла показаться христианской страной. Местные христиане были зажиточны и образованы, занимая видное место в армии и администрации Сасанидов. Не случайно именно воин-христианин персидской армии нанес смертельную рану римскому императору Юлиану Отступнику.
Правда, после того, как христианство восторжествовало в Риме, Сасаниды стали с подозрением относиться к своим христианам. Неслучайно некоторые вавилонские христиане обрели мученичество во время гонений со стороны огнепоклонников. Однако христианство в Месопотамии не исчезло, просто теперь персидские правители стали поддерживать еретические направления, враждебные Вселенской Церкви. Именно в этих краях возник центр несториан — последователей Нестория, отрицавшего божественное естество Христа, осужденного Эфесским Собором 431 года. Беглые несториане в 499 году провели в городе Селевкии на Тигре свой собор, на котором создали отдельную церковь со своей иерархией. Большинство месопотамских христиан были несторианами. Эту веру принял народ ассирийцев (потомков тех самых древних завоевателей). В центральной и южной Месопотамии несториане именовались халдеями по имени древних вавилонян. Кроме несториан, проживали в этой стране также монофизиты — иаковиты. Немало жило здесь и православных антиохийского патриархата (их до сих пор называют мелькитами, что означало «верные императору», поскольку они не боялись исповедовать веру враждебных Сасанидам православных византийских императоров.
Месопотамию в 7 веке завоевали арабы-мусульмане. Местные жители арабизировались, страна стала называться Ирак (по арабски — край обрыва), но еще долго оставалась христианской. После завоевания мусульманами христиане оказались на положении неравноправных «зиммиев», то есть неверных, выплачивающих особый налог за веру, но получивших некоторую религиозную свободу. В Багдаде вплоть до 13 века христиане составляли около половины всех жителей, некоторые святые места христианства почитали и мусульмане. Багдадские халифы неоднократно издавали указы, запрещающие под страхом смертной казни переходить из мусульманства в христианство. Это означало, что многие родившиеся мусульманами были готовы на смерть во имя веры Христовой. Целый ряд великих визирей, дипломатов и военачальников багдадских халифов были христианами. Интересно, что большинство врачей халифата были ассирийцами-несторианами.
Только с 15 века, когда Ирак завоевал Тимур, начались свирепые гонения на христиан. Сотни тысяч из них погибли, многие приняли ислам под страхом смерти. В дальнейшем Ираком правили турецкие султаны, которые, как известно, единственно, что умели делать хорошо — это истреблять неверных. В результате Ирак примерно через тысячу лет после завоевания мусульманами стал исламской страной.
Но христианство полностью не исчезло. Укрывавшиеся высоко в горах ассирийцы сохранили несторианство. На равнинах и в городах христиан стало меньше, но все же они продолжали жить в мусульманском окружении.
В 17 веке произошел раскол среди христиан. Под влиянием западных дипломатов и миссионеров, несториане — халдеи заключили унию с Ватиканом. С этого времени халдеями называются несториане — униаты. Также пошли на соглашение с Римом часть иаковитов и православных — мелькитов. Впрочем, уния не затронула обряды и догматы халдеев, иаковитов и мелькитов. Ассирийцы же сохраняли несторианство. Результатом деятельности западных миссионеров стала ослабление иракского христианства. Между униатами и оставшимися верными заветам древних церквей разгорелась жестокая вражда перед лицом мусульманского большинства.
В ХХ веке судьба иракских христиан не стала лучше. В 1915 году, в разгар первой мировой войны, турецкие правители устроили резню христиан, вырезав большинство армян и ассирийцев. Кстати, из 750 тысяч ассирийцев, проживавших в Османской империи, осталось около 25 тысяч! До сих пор еврейские организации поднимают всемирный плач по поводу Холокоста. Но вот о почти полной гибели ассирийского христианского народа никто ничего не знает.
Когда Ирак стал независимым, христианское меньшинство благодаря традиционной тяге к образованию, трудолюбию и групповой солидарности, достигли материального благосостояния. Большинство инженеров, техников, специалистов в высоких технологиях, крупных промышленников страны являются христианами различных церквей. Практически все христиане, включая женщин, грамотны. Уровень жизни христиан значительно выше, чем у мусульман. Однако в силу значительной эмиграции христиан на Запад, более высокой рождаемости у мусульман, продолжающегося обращения в ислам части христиан, доля христиан в составе населения страны стала уменьшаться. На рубеже 20−21 вв. христиан в Ираке было примерно 1 миллион человек, или примерно 5% населения.
Но, пожалуй, никогда за две тысячи лет истории христианства в этой стране положение ее последователей не было столь трагично и неопределенно, как сейчас. При Саддаме Хусейне христиане дышали свободно. Хотя Саддам был диктатором, но по своим взглядам он был сторонником светского государства. Партия Баас, вождем которой был Саддам, была основана сирийскими христианами Мишелем Афляком и другими. Баасисты считали необходимым объединить всех арабов, независимо от религиозных различий. Саддам справедливо считал, что в стране, где большинство населения составляют мусульмане-шииты, правят со времен Багдадского халифата мусульмане-сунниты, а экономическая и культурная элита страны состоит из христиан, разделенных на ряд церквей, только светское государство способно не допустить религиозных конфликтов. Понятно, что христиане в саддамовском Ираке занимали важное положение, соответствующее их интеллектуальному уровню. Человеком N 2 режима был халдей Тарик Азиз (кстати, это его псевдоним, обозначающий «великое прошлое»). Халдеями и ассирийцами были ряд министров, генералов, губернаторов провинций, начальников спецслужб Саддама Хусейна.
Но вот Ирак захватили американцы. В стране развернулось вооруженное сопротивление оккупантам и их местным пособникам. Идеологией иракского сопротивления стал воинствующий исламизм. Оккупанты, желая расколоть силы сопротивления, всячески провоцируют религиозную рознь, особенно между суннитами и шиитами. Одновременно янки пытаются привлечь на свою сторону влиятельных мусульманских религиозных деятелей. Американцы стремятся направить усилия исламистов на джихад против своих же христиан. Не случайно в Багдаде начались загадочные взрывы в церквях, издаваемые оккупантами газеты, вместе с прославлением принесенной американцами «свободы», переполнены призывами убивать неверных, но только из числа иракцев. В результате в самом худшем положении оказались иракские христиане. Многие мусульмане считают их единоверцами американцев. Противники саддамовского режима помнят, что христиане многим обязаны свергнутому диктатору. Наконец, американцы с удовольствием смотрят на то, как исламисты убивают соотечественников — христиан, а не самих янки. Таким образом, как все группировки сопротивления, так и оккупанты, истребляют христиан.
Между тем, под американскую диктовку 15 августа марионеточное правительство Ирака собирается принимать конституцию, в которой ислам будет основой законодательства. Это столкнет суннитов и шиитов, но хуже всего придется христианам, которые юридически станут в Ираке людьми второго сорта. Кстати, если победит иракское сопротивление (а похоже, именно этим и закончится война), то христианам придется особенно плохо, поскольку многие исламисты не скрывают желания истребить всех «неверных» в стране.
Оказавшиеся между двух огней христиане стали покидать Ирак. Примерно каждый 10-й христианин Ирака уже покинул свою страну, и исход только усиливается.
Но не все христиане видят выход в эмиграции. В багдадском отеле «Вавилон» открылась конференция иракских христиан. Пока они только обращаются с протестом против навязываемого американцами проекта конституции. Но можно надеяться, что это — первый шаг, и христиане Ирака в полный голос выскажут также и собственные требования. Ведь Ирак — это их страна.
Но поддержат ли их христиане мира в 2005 году, или судьба иракцев, верящих в Христа, останется такой же трагической и неизвестной, как и судьба ассирийцев 1915 года?
http://rusk.ru/st.php?idar=103493
|