Русская линия
Русская линия Андрей Рогозянский08.08.2005 

Маленький схимник
6 августа — день памяти удивительного святого, прп. отрока Боголепа, схимонаха Черноярского

Прп. Боголеп ЧерноярскийМножеством святых прославилась Русская земля. За тысячу лет наша Церковь представила угодными Богу людей самого разного звания: благоверных царей и князей, святых воинов, преподобных монахов, пастырей и святителей, исповедников и мучеников за православную веру, странников и блаженных, милосердных благотворителей и служителей бедным. Есть в этом ряду и совсем удивительные примеры чистоты жизни и духовного подвига, явленные детьми. Так, Русский Север любит и почитает святого отрока Артемия Веркольского. Как праведнику, молятся невинно убиенному в Угличе царевичу Димитрию. Широкой народной любовью окружена семья Святых Царственных Страстотерпцев, в числе которых приняли смерть за веру и Родину наследник престола Романовых Царевич Алексий и Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

На Волге, в нижнем ее течении — там, где великая русская река уже набрала свою полную силу и величаво несет волны навстречу седому Каспию — в Астрахани, Царицыне и окрестных с ними землях, с давнего времени, с XVII в., православные верующие поминают в молитвах имя загадочного отрока Боголепа из города Черного Яра, который, согласно преданию, в возрасте 7 лет принял монашеский постриг и схиму, а после почил и прославился многочисленными чудесами и случаями помощи людям.

История эта многим казалась невероятной, а сведения о самом отроке слишком отрывочными. Но церковный люд сохранял веру в чудесную помощь преподобного черноярского отрока. В благочестивых домах перед многочисленными образами его не переставали гореть лампады, а на высокий волжский берег, к месту, где, как полагали, когда-то был похоронен святой Боголеп, стекались паломники, служа панихиды.

После 1917 года почитание отрока Боголепа отнесли к пережиткам народной темноты. Из святцев исчезло упоминание о дне памяти преподобного отрока (24 июля/6 августа, в один день с памятью святых страстотерпцев Бориса и Глеба). И только старые богослужебные книги сохраняли его краткое жизнеописание и песнопения в его честь.

В последние годы стали известны некоторые новые подробности, касающиеся преподобного Боголепа. Найдены исторические свидетельства того, что в указываемые преданием сроки отрок Боголеп действительно жил в городе Черный Яр; подтвердились и основные события его жизни. Явлено немало новых чудес, описанных нашими современниками. В декабре 2002 г. решением Синода Русской Православной Церкви церковное почитание Боголепа Черноярского было восстановлено, с причислением преподобного отрока к лику местночтимых святых Астраханской епархии. Пришло время православным узнать об удивительном русском святом.

Родился будущий святой 2 (15) мая 1647 года, в тот самый день, когда Церковью празднуется перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба. Ввиду этого младенца решили назвать Борисом.

Родители его жили в Москве и происходили из знатного дворянского рода Ушаковых. Отца звали Яковом Лукичом, а мать — Екатериной. Сведений о раннем детстве Бориса почти не имеется. То, что известно, укладывается в общий житийный канон: семья боярина Якова была очень набожна, а сам мальчик — весьма тих и далек от ребячьих забав; с младенчества он проявлял различные свойства избранника Божия. В среду и пятницу не касался материнской груди, а когда слышал колокольный благовест, призывающий на богослужение, плакал и беспокоился.

Борис долгое время оставался единственным ребенком в семье Ушаковых, наследником и утешением для родителей. Нянька, бывало, проснувшись, находила его в красном углу, молящимся перед иконами. Иногда же Борис уходил из дому, и взрослые беспокоились и искали его, в конце находя в храме.

В 1651 г., когда Борису было всего четыре года, отца его, Якова Лукича Ушакова, царским указом назначили воеводой в далекие от Москвы земли, на самые южные рубежи Русского государства — в крепость Черный Яр, что стояла на берегу Волги между Астраханью и Царицыным. К новому месту воевода с семьею отправился из Казани по Волге с речным караваном. Было это весною 1651 г.

Чем дальше на юг плыл корабль, тем безлюднее становились берега, меньше виднелось жилья. Спустя два месяца плавания путешественники приблизились к Черному Яру. Городок стоял на высоком правом берегу Волги, окруженный восьмью башнями и высоким дощатым забором. Против каждого угла крепости на четырех столбах высились караульни, с которых стрельцы далеко видели реку и степь.

Окрестности города казались унылыми. Из-за отсутствия влаги и постоянной угрозы от степи черноярские жители не решались приступать к земледелию. Внутри города располагалось некоторое число домов, большинство из которых были весьма неказисты на вид. Из всех зданий выделялся лишь деревянный храм Воскресения Христова с воеводскими палатами напротив.

Нелегко Ушаковым было привыкать к новому месту. В памяти оставалась многолюдная Москва с многочисленными большими и красивыми храмами и домами.

Вскоре жителей Черного Яра постигло несчастье: 25 июля 1652 г. в городе начался пожар. С дома местного священника Пафнутия он перекинулся на дом воеводы и приказную избу. За ними вслед запылал целый город. Всего несколько часов бушевало пламя, но за эти часы весь Черный Яр выгорел без остатка. Местные жители, прихватив самый необходимый скарб и спешно покинув городские пределы, в смятении смотрели со стороны на пожарище. Слышались плач, стоны, горестные восклицания.

Борису было лишь пять лет от роду, но вид человеческого страдания оставил самый глубокий след в душе мальчика.

В том же 1652 г. из Астрахани пришло повеление воеводы боярина князя Михаила Петровича Пронского строить Черный Яр заново, на полверсты выше по берегу. Вместе с городом была заложена и новая церковь. Усердием воеводы Ушакова она строилась больше прежней, о трех приделах: центральный — Воскресения Христова, а боковые — Казанской Божией Матери и святителя Николая. Воеводские палаты стояли, как прежде, напротив. Стройка шла споро, настроение жителей, как и всегда во времена общего поновления, было самое бодрое. Казалось, жизнь черноярцев налаживается, и все бедствия остались далеко позади.

Однако, всего через два года астраханскую землю постигла опасная эпидемия. Появилась болезнь, имевшая название «вредительная язва» (чума). От этой болезни слег и Борис Ушаков, которому в то время исполнилось семь лет. Язва коснулась его правой ноги, и мальчик стал сильно хромать. Несмотря на это, Борис по-прежнему стремился бывать в церкви.

Постепенно родители и окружающие люди приметили, что во время службы мальчик как будто получает облегчение от недуга. Борис самостоятельно передвигался по храму, а временами, молясь, совсем забывал о болезни, и на лице его появлялось выражение неземной радости.

В одно из таких мгновений Борису было видение: Ангел в виде прекрасного юноши. Посланец держал нечто в руках и говорил: «Здесь дар Божий за твое терпение, прими его». Это было длинное одеяние, похожее на одеяние самого Ангела, на котором виднелось Распятие.

После этого болезнь отрока стала ослабевать, и, к великому утешению матери и отца, совершенно прошла. Но Борис сильно переменился. Он стал будто разом взрослей и серьезней. Отроку казалось, что он явил в болезни мало терпения, и поэтому Господь, вероятно, теперь медлит и ждет, не призывая его к Себе. Страдания, причиняемые болезнью, Борис вспоминал с благодарностью. Он искал, чтобы к нему снова пришло какое-нибудь испытание.

Спустя краткое время на губах его выросла язва, которую в народе называли «чечуй». Из-за опухоли по всему телу мальчика пошел сильный жар. В то же самое время неподалеку от воеводских палат увидели странника. Это был незнакомый монах. Подойдя, он просил передать воеводе, что принес благословение воеводскому дому и имеет нечто, что укрепит его сына. Воевода с радостью принял его и привел к постели Бориса.

Мальчик давно уже пребывал в беспамятстве, но при приближении инока тотчас пришел в себя. Незнакомец напомнил ему Ангела из видения. На груди странника сиял крест: инок был схимником.

С мольбой и надеждой смотрели на пришельца родители мальчика — Борис был единственным наследником их, продолжателем рода, и родители от всего сердца надеялись, что пришлый человек Божий принесет мальчику скорое исцеление. Но странник уже с первых минут видел обратное: мать и отец напрасно обманывают себя надеждами, ибо болезнь была, без сомнений, смертельна.

Появление инока на некоторое время прибавило мальчику сил. Борис казался повеселевшим и бодрым, и только, по мнению старших, был сам не свой. Точно в бреду, он по множеству раз повторял, что давно уже ждет посланца от Бога и что дивный Ангел (так он именовал странника) наконец облечет и его в сияющие ангельские одежды.

Услышав об этом, воевода не на шутку встревожился. Он понял, что появление незнакомца может сулить не выздоровление, но расставание с любимым сыном. А потому монаха было приказано гнать со двора.

После этого болезнь Бориса обострилась до крайности. Все лекари, которых нанимал воевода Яков Лукич, отказались от мальчика. Видя, как с каждым днем угасает жизнь в сыне, родители совсем потеряли покой и рассудок. А отрок все молил родителей, чтобы те благословили его принять монашеский постриг. Несмотря на мучительную болезнь, он показывал необычайное терпение. Как повествуется в летописи: «…той же отрок, аще в велицей бяше болезни в таковом возрасте, но обаче великодушно терпяще согревающу бо его сердце Духу Святому велиим вожделением, како бы отрещися мира сего и облещися во иночество».

В один из дней отрок известил родителей, что его посетило видение: он исцелится, как только будет пострижен в монашество. Узнав это, отец и мать наконец согласились, чтобы их сын стал монахом. Но оставалось неясным, кто пострижет его? Монастырей поблизости, до самой Астрахани, не было, а странник-монах исчез без следа. Горько жалели Ушаковы о том, что неучтиво обошлись с пришлым старцем.

В это время раздался отчетливый стук. У ворот воеводского дома стоял тот же монах и просился войти. Мать и отец приняли это чудесное появление как знак особого промысла Божия о сыне и целиком вручили себя воле Всевышнего.

Борис встретил старца так, как будто в точности знал время его появления. Постриг должен был совершиться немедленно, и перед родителями встало новое затруднение: необходимо было где-то достать одеяние схимника. Посовещавшись между собою, Яков Лукич и Екатерина хотели уже было послать за портным, но тут старец развернул сверток, доселе бывший у него на руках. В нем оказалось необходимое облачение, как раз по размеру ребенка. Встретившись с еще одним чудом, родители Бориса окончательно покорились. Теперь они воочию видели, что все прежние события не были случайными. Бог через скорби готовил лучшую участь для сына.

Принять постриг Борис пожелал в храме. Несмотря на болезнь, сам сумел встать и направиться к церкви. Город к этому времени уже напоминал растревоженный муравейник: из дома в дом передавалось известие о том, что Ушаковым было знамение и теперь тяжко болящего воеводского сына готовятся постригать в монахи. К центру, к воеводскому дому и храму, невзирая на ранний час, устремились потоки народа.

Все дивились такому событию, и каждый по-своему. Одни недоумевали, как и кем может быть совершен постриг здесь. Другие негодовали и видели в происходящем странную причуду градоправителя и надругательство над святым православным обычаем. Третьи, наиболее близкие к Ушаковым, от всего сердца жалеющие родителей и ребенка, про себя полагали, что тяжкое горе совсем помутило рассудок у воеводы с женою, и те оказались готовы к любому посмешищу, только бы не смириться со скорой кончиной Бориса.

В этот момент ворота воеводского дома раскрылись. Перед изумленными обитателями Черного Яра предстала необычайная процессия. Впереди, опираясь на палку и превозмогая боль, шел Борис Ушаков, который, как было известно, уже долгое время не поднимался с постели. За ним двигался согбенный и запыленный старец в одеянии схимника. В нем признали загадочного старика, уже приходившего к воеводе и затем невесть куда подевавшегося. Старец держал на руках небольшой подрясник и схиму. Далее шли родители отрока с образами в руках, необыкновенно приподнятые, радостно поющие славословие Богу. Шествие замыкал машущий во все стороны кадилом и также громко поющий городской протопоп, которого по такому случаю ни свет ни заря разбудили и со срочностью вызвали в дом Ушаковых.

По толпе прокатился и замер шум удивления. Толпа выражала уже не сомнение, а ликование и поддержку. Народ скопом повалил в церковь, которая видела подобное столпотворение разве что по самым большим праздникам. Здесь совершился обряд пострижения, во время которого отрок был по-особенному красив и светел. Лицо его, доселе обезображенное тяжелыми язвами, совершенно очистилось и стало похожим на ангельское. Поэтому странник-монах, постригая Бориса в великую схиму, решил дать ему новое имя Боголеп или, по-гречески, Феолемпт, что означает «украшенный Богом».

Как заведено после пострига, первые три дня отрок-схимонах провел в алтаре храма. Не подымаясь с колен, стоя обращенным к престолу, он молился. Казалось, тяжкая болезнь его совсем отступила. Буквально на глазах мальчик менялся. Явным стало сияние святости.

Спустя трое суток Боголеп вышел из алтаря. Его поджидали родные, желавшие поскорее обнять сына и вместе порадоваться его выздоровлению. Однако Боголеп, глядя на них с теплотою, все же уклонился от родительских ласк. Любя земляков и родных, он уже не принадлежал земле, но Богу и вечности. «Я теперь не ваш, а Божий», — пояснил он, перекрестив мать и отца и говоря в утешение: «Господь укрепит вас, мои милые батюшка с матушкой. Вы не будете больше скорбеть обо мне, ибо у вас появятся еще дети, и вы ими утешитесь».

Выйдя из храма, преподобный оглянулся вокруг и осенил город крестом по четырем сторонам. Подойдя к черноярцам, с робостью взиравшим на него, он сказал: «Господь поставил меня вашим заступником. Все, с чем будете обращаться ко мне в молитвах, исполнится».

После сих слов лицо отрока схимонаха стало бледнеть, покрылось испариной, и он упал без сознания. Святого охватила сильная лихорадка, называемая в народе «огневицей». Проболев день и не приходя в сознание, схимонах Боголеп скончался 10 августа 1654 г., будучи 7 лет от роду.

В астраханских летописях под 1654 годом значится эпидемия чумы, от которой, скорее всего, отрок Боголеп и скончался. В древних рукописных святцах часто упоминается преподобный Боголеп. Например, в «Книге глаголемой описание о российских святых», составленной в начале XVIII в., читаем: «преподобный отец инок Боголеп Черноярский новый чудотворец, бысть от рода боярска, преставися в лета 7140 (1632 — ошибочно) и положен бысть в соборной церкви».

Почитание в XVII—XIX вв. черноярского отрока-схимонаха имело чрезвычайно широкий характер. Астраханские архиереи благословляли иконами преподобного Боголепа губернских должностных лиц, большую известность приобрели случаи помощи людям по молитвам святого.

Многие астраханцы в этот период имели обычай заносить имя преподобного Боголепа в свои синодики, наряду с почитаемыми астраханскими святыми: игуменом Кириллом-строителем и митрополитом Иосифом, пострадавшим от разинцев. К первой половине XIX в. относится и большинство находимых икон отрока Боголепа. С давних времен существовали тропарь и кондак преподобному, вошедшие в богослужебное употребление.

В 40-х годах XIX ст. из-за подмыва волжского берега место постройки оказалось под угрозой обрушения в Волгу. В начале 1849 г. при сильном восточном ветре, гнавшим волну на откос, могила схимонаха Боголепа вместе с обширным участком земли ушла в воды реки.

За несколько лет до этого происшествия Вознесенскую церковь, разобрав, перенесли на другое место. На прежнем месте оставался лишь дальний придел в честь мученика Иоанна Воина с могилой отрока Боголепа. В 1847 г. и это строение очутилось в опасности. Алтарь разобрали до уровня гробницы и обо всех обстоятельствах доложили духовным властям. Астраханский епископ Евгений направил в Синод специальный рапорт, в котором описывал жизнь и чудеса Боголепа и сетовал, что почитаемой в народе святыне грозит разрушение. Из Синода ответили, чтобы «о могиле отрока Боголепа приложить пастырское попечение», т. е. перенести мощи в другое, более безопасное место. Однако же местными силами вовремя предпринято ничего не было — и в этом есть также вполне очевидные признаки все возрастающего безразличия к памяти преподобного отрока. Могила обрушилась в Волгу.

Так жители Черного Яра остались без своей святыни. Случай этот как будто пророчествовал о наступлении времени, когда вера отцов станет все более охладевать. Преподобный отрок Боголеп мощами своими словно бы не желал оставаться в кругу людей дерзких и с алчным сердцем. Среди благочестивых горожан распространилось предание, согласно которому отрока Боголепа видели вместе с еще одним неизвестным святым, уходящим по облачному пути прочь из Черного Яра, на другой берег Волги. Другие, напротив, не желали поверить, что святыня утрачена навсегда. Они утверждали, что мощи отрока схимонаха Боголепа перенесены в тайное место и сокрыты до времени. В доказательство приводили случай, когда в 1847 г. один из священнослужителей черноярского храма самостоятельно взялся исследовать захоронение отрока Боголепа. С 3 на 4-е сентября сторож по его указанию разрыл могилу, где, якобы, обнаружил полуистлевший гробик с небольшим человеческим остовом. Спустя несколько дней могилу зарыли. Однако, по показаниям сторожа, в нее положили останки вовсе не в том количестве и мало похожие с теми, что были обретены прежде.

Дело дошло до епархиальных властей, и духовная консистория объявила священнику строгое замечание с епитимьей. Никакого дознания о мощах преподобного отрока, однако, провести не успели. Поэтому, как обстояло дело в действительности, остается загадкой. Одно не подлежит никакому сомнению — это то, что помощь преподобного Боголепа православным верующим продолжала и продолжает являться доныне.

Немало рассказов о чудесах Боголепа бытует на Астраханской земле. После долгих лет гонений на Церковь не угасает вера в молитвенную помощь схимонаха Боголепа. Чаще всего упоминается о случаях помощи детям, в том числе, в разных болезнях. В обычай многих астраханских мам и бабушек в случаях, когда у детей появляются признаки кожных заболеваний, вошли молитвы ко преподобному отроку Боголепу. Как помним, святой много страдал от нарывов и язв, и помощь его страждущим детям обычно не медлит сказаться. Об этом, как о постоянном факте своей приходской практики, свидетельствовал недавно почивший старейший клирик Астраханской епархии схиигумен Паисий (Рябых).

Протоирей Иаков Рябухин сам долго болел ногами. Памятуя, что преподобный Боголеп из-за болезни тоже был хром, он от всего сердца молился к отроку, прося облегчения. После этого святой Боголеп явился ему во сне, и священник стал чувствовать себя лучше.

С памятью о том, что захоронение схимонаха Боголепа обрушилось в Волгу, по-видимому, связан еще один местный обычай — молиться ко преподобному Боголепу об обретении тел утонувших людей. Известно, что утопленника не отпевают, пока не найдут тела. В окрестностях Черного Яра и Астрахани Волга весной разливается на многие километры. Сильные порывы ветра в этот период быстро переменяют характер течения. Из-за этого пропажа людей во время разлива на Волге — явление, увы, не из редких. Вопрос об обретении тела или хотя бы установлении достоверного факта гибели рыбака или судовой команды в воде, случается, стоит очень остро.

Тогда, не надеясь уже найти пропавших живыми, астраханцы с горячностью притекают к иконам преподобного Боголепа и просят святого помочь им по-христиански проститься с родным человеком. Во многих подобных случаях прошения оказались исполнены. Ныне покойный протоирей Василий Зенин, который на протяжении долгого времени служил в Черном Яре, вспоминал, как однажды в семье его прихожанки утонул сын, тела которого не могли найти много дней. Тогда отец Василий, зная о силе молитвенной помощи преподобного Боголепа, стал советовать матери молиться святому отроку. Вскоре пришло известие о том, что утопшего обнаружили ниже по течению. О сходных примерах свидетельствовал и недавно почивший известный пастырь протоиерей Сампсон Полетаев.

Совсем еще мальчик, в ревности и чистоте своей, преподобный Боголеп заслужил той же славы, что и множество преподобных отцов, подвизавшихся зрелыми мужами, став, как говорится о том в кондаке, «похвалой и утверждением всей Российской земли». Целомудренное и открытое детское сердце, любовь к чистой молитве привлекли к нему благодать Божию. Они дали отроку то, что с трудом сохраняется в поздние годы и что после с великим усердием ищут подвижники, упражняющие себя в заповеди Евангелия: «Будьте как дети». Терпение же, которое проявил отрок в болезни, сделало его зрелым духовно и приобщило к дарам иночества, которое есть бескровная жертва собою для мира и Царствия Божия.

Пример жизни и молитвы семилетнего схимника да просветят нас и помогут нам ныне, во времена, когда молодым поколениям все трудней устоять в вере и нравственной жизни.

Тропарь преподобному отроку Боголепу, глас 4:
От юности освящен бысть Господеви,/ преподобне отче Боголепе,/ мира сего красоту оставил еси, желая древнему отечеству наследовати,/ сохраняй град сей и люди,/ с верою притекающия к гробу твоему целебному,/ просяще помощи и заступления,/ да вси воспоим ти:/ радуйся, отче Боголепе.

Кондак, глас 3:
Изволи Господеви от юности работати, отче Боголепе,/ Крест Христов на рамо взем и понесе,/ молися Пресвятей Троице/ о верою просящих в скорбех исцелений/ и в напастех свобождений,/ всей Российстей земли похвало и утверждение.

http://rusk.ru/st.php?idar=103490

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика