Русская линия | Людмила Ильюнина | 08.08.2005 |
Протоиерей Алексей Осипович Западалов не принадлежал к потомственному священству, его отец был мастером парфюмерной фабрики на Забалканском проспекте. Выбор стези священнического служения для сына преуспевающего буржуа в конце XIX столетия был большой редкостью. Алексей Западалов блестяще закончил Вифанскую духовную семинарию (близ Троице-Сергиевой Лавры) и был направлен на обучение в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Академию он тоже закончил на отлично и защитил диссертацию по церковному праву. Его блестящие способности были оценены по достоинству, — после окончания учебы он получил редкое назначение, стал секретарем в канцелярии обер-прокурора Св. Синода. А потом стал настоятелем храма собственной Его Величества Канцелярии.
В столице отец Алексий участвовал в придворных богослужениях, присутствовал при крещении вымоленного Царевича Алексея, при закладке Федоровского Государева собора в Царском Селе.
Протоиерей Алексий Западалов был не только богословски глубоко образованным человеком, но и постоянно следил за новинками литературы, за общественной жизнью современности. Об этом свидетельствуют сохранившиеся книги и журналы из его библиотеки: «Слово», «Русь», «Золотое руно», литературные сборники «Шиповник», журнал «Мир Божий», а так же собрания сочинения русских классиков, философов, среди них отметим полное собрание сочинений кумира всех символистов и в том числе Александра Блока — Владимира Соловьева.
Сохранился в библиотеке о номер журнала «Золотое руно» (1907 г., N1) со статьей А. Блока «Религиозные искания и народ» с пометками на полях, оставленных батюшкой.
Протоиерею Алексию по-видимому были близки правдоискатели в церковной среде — знаменитый в то время Иона Брехничев, а также иеродьякон Амвросий, провозгласивший Льву Толстому в 1901 году вместо анафематствования «многая лета». Об этой истории отец Алексий Западалов рассказал, состоявшему с ним в дружеских отношениях А. И Куприну, который художественно передал ее в рассказе «Анафема», заменив имя дьякона на Олимпий.
В то время сам отец Алексий уже служил в гатчинском храме свв. ап. Петра и Павла. Кроме того, в Гатчине он был попечителем Сиротского института. Его педагогический талант был замечен, — в 1910 году он был назначен наблюдателем церковно-приходских школ всей Санкт-Петербургской епархии. За эту деятельность отец Алексей получил два ордена: св. Владимира 3 степени и св. Анны 1 степени. Причем, один из них был выдан уже при Временном правительстве. Кроме того, за служебные заслуги протоиерею Алексею Осиповичу Западалову было даровано дворянство.
В 1917 году отец Алексий был назначен настоятелем всего кладбищенского Смоленского комплекса: храма в честь иконы Смоленской Божией Матери, храма Воскресения Христова и часовни блаженной Ксении Петербургской. Прослужил отец Алексей на Смоленском кладбище 13 лет. Был активным борцом с обновленчеством. В 1930 году протоиерей Алексий Западалов был арестован. В 1932 году в Свирьлаг к нему еще пустили на свидание семью. А дальше следы его теряются, вероятно, он разделил судьбу многих мучеников российских.
К рассказанному о протоирее Алексее Западалове, добавим строки из воспоминаний о похоронах А. Блока, которые принадлежат жене его сына, они так же были предоставлены нам Игорем Западаловым.
«Блок умер 7 августа 1921 года в возрасте 40 лет. Его хоронили на четвертый день на Смоленском кладбище. Там, где уже были могилы старших Бекетовых, где в январе предыдущего года сам поэт хлопотал о погребении своего отчима Ф.Ф.Кублицкого-Пиоттух. Отпевание состоялось не в главном кладбищенском храме иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской, а в церкви Воскресения Христова, располагавшейся на берегу реки Смоленки, не доходя до кладбищенских ворот.
Чем это объясняется? 10 августа в день похорон Блока в главном храме при большом стечении народа проходило традиционное ежегодное празднование — прославление Смоленской иконы Божией Матери. Список ее с подлинника, находящегося в Смоленске и сопровождавшего русское воинство в 1812 году по ратному пути, был в свое время сделан адъюнкт-ректором и профессором Академии художеств И. Акимовым и установлен в храме Смоленской Божией Матери в Петербурге.
Прихожане заполнили храм и всю площадь пред ним, люди пришли с цветами, праздничные. Нищие получали особенно щедрое подаяние. Их строй протянулся вдоль всей набережной мимо торговцев цветами, раковинами, — до самых каменных врат. Но от отца Александра (моего будущего свекра) я узнала, что предстоит печальное событие. Умер наш любимый поэт. И вскоре траурная процессия должна появиться у кладбища. Так и случилось в средине дня по пыльной, с горячим от солнца булыжником мостовой появились люди, несшие на руках гроб с телом покойного. Мы узнавали многих участников процессии. Вот юркий, худощавый распорядительный секретарь Союза поэтов, бывший помощник Блока — Всеволод Рождественский, рядом лысоватый взъерошенный „милый брат“ Андрей Белый (Б.Бугаев), следом — поблескивавший очками суровый Иванов-Разумник, наконец Евгений Иванов, казалось, наиболее удрученный безвременной кончиной друга… Были артисты БДТ, родные поэта, много незнакомых горожан, видно присоединились к процессии.
Встретить в храме Воскресения Христова участников похорон пришел сам настоятель протоиерей магистр богословия отец Алексий. Будучи человеком высоко образованным он ценил талант Блока, скорбел о его смерти. Поэтому, несмотря на занятость по службе, он сам решил провести весь обряд отпевания и погребения усопшего.
Около тысячи провожавших и стоявших у выхода любопытных слушали слова молитвы „Во блаженном успении вечный покой“. Пел филармонический хор. Какая-то возвышенная скорбь сопутствовала обряду прощания. Казалось, время замедлило бег, когда под сводами церкви возглашалось: „Вечная память“. Цветы на гроб со слезами на глазах возлагали первыми женщины — мать поэта, тетка, О. Форш, М.Шагинян. Затем траурная церемония продолжалась с участием батюшки у могилы поэта.
…Еще недавно отец Алексий читал статью поэта о религиозных исканиях в народе. Певец Прекрасной Дамы, верующий в светлое будущее, с гневом обрушивается на доморощенных „представителей религиозно-философского сознания“. Отец Алексий подчеркнул особенно понравившиеся ему фразы: „все эти образованные и обозленные интеллигенты, поседевшие в спорах о Христе., многодумные философы и лоснящиеся от самодовольства попы, знают, за дверями стоят нищие духом, которым нужны дела. Вместо дел — уродливое мелькание слов. Тоненький священник в бедной ряске выкликает Иисуса, — и всем неловко, „неприлично“, переглядываются“.
Многое из того, о чем предостерегал Блок, сбылось. И потому не безразличен был отцу Алексею тот, на чье погребение пришли тысячи горожан».
http://rusk.ru/st.php?idar=103488
|