Русская линия
Православие.Ru01.03.2005 

Суздаль от «создание»

Суздаль — город монастырей. C высоты птичьего полета видно, что третью часть старого города занимают церкви и монастыри. За всю историю в Суздале было пятнадцать монастырей, не считая приходских храмов. Не все из них сохранились. С начала XIII века Суздаль был резиденцией епископов. При каждом епископе основывались монастыри, а бывало, что и по два. Они сохранялись на протяжении веков, но некоторые были разорены татарами в XIII веке. Так, например, в 1238 году разрушен Введенский девичий монастырь. А некоторые были разрушены поляками, в смутное время с 1608 по 1610 год. Суздаль несколько раз разорялся польскими отрядами, литовцами и даже казацкой вольницей.

По Васильевской улице можно пройти в Кидекшу. Улица названа в честь монастыря. Монастырь, храм которого освящен в честь свт. Василия Великого, был основан в XIII веке. Определенной даты основания нет, но основание монастыря связывают с именем удельного князя Василия Ростовского. Возможно, князь и основал этот монастырь на окраине Суздаля. Но есть неподтвержденные версии, что в X веке Владимир Креститель, приходя сюда, основал монастырь. Более достоверные версии свидетельствуют о существовании монастыря с XIII века. Археологи говорят, что культурный слой сохранился там с XIII века. Сам монастырь был действующим до времен Екатерины II. Но после секуляризации церковных земель, а почти все богатейшие земли в округе принадлежали монастырям и архиерейскому дому, многие монастыри потеряли свои крупные владения. Поэтому некоторые монастыри упраздняли, превращали в приходские храмы. Васильевский монастырь был приписан к Спасо-Евфимиеву монастырю. Таким образом, были совмещены два мужских монастыря. Храм в Васильевском монастыре был построен в XVII веке. В конце XVII века уже не использовали старые технологии построек, позакомарные покрытия, древние конструкции. А возводили более простые сомкнутые своды, плоские крыши. Над Васильевским собором сохранился световой барабан. Храм этот особенный для Суздаля — он двухстолпный. Что немного изменяет старую традицию строить четырехстолпные или шестистолпные храмы. Колокольня была построена уже позже, в XVIII веке. Сейчас монастырь действует. Братия живет в небольших домиках. Сретенская трапезная церковь тоже передана монастырю, но не вся территория монастыря передана братии. Там есть и дом коммунального хозяйства, это наследие старых времен.

В Суздале все действующие монастыри — Васильевский, Покровский, Ризоположенский, — занимают лишь половину монастырской территории. В Покровском монастыре располагается гостиница. В Ризоположенском монастыре находится тоже гостиничный комплекс, спорткомплекс, и есть даже небольшой коммунальный городок. Но постепенно идет процесс возвращения церковной собственности в монастырские владения. Конечно, по сравнению с былым количеством, монастырей у нас сохранилось немного, всего лишь пять. Но зато два из них, Спасо-Евфимиев и Покровский — одни из самых знаменитых и богатейших монастырей в России. Вся округа, все поля, через которые проезжают в Кидекшу, принадлежали либо Спасо-Евфимиеву, либо Покровскому монастырю. Часть земель принадлежала и архиерейскому дому, он был третьим здесь по богатству и по состоятельности. Более пяти с половиной тысяч крепостных дворов по этой дороге принадлежало архиереям суздальским. Мимо их владений мы проедем сейчас в древнее село Кидекшу.

Кидекша — место удивительное. Оно сохранилось, как поселение со второго тысячелетия до нашей эры, там были обнаружены стоянки древних людей. Потом там появились финно-угорские поселения. Возможно, само название Кидекши, как и название Суздаль связано с финноуграми. На финском наречии, на наречии языка меря, Кидекша — это каменистый рукав, каменистый приток. То есть, это второе дославянское название Каменки. Каменка — главная река Суздаля, небольшая и неглубокая, но всегда полноводная благодаря особой хитрой системе ее наполнения. Она всегда использовалась как торговый путь. А более крупная река, Нерль, протекает чуть дальше, на берег ее мы, конечно, выйдем, она связывала Суздаль водным путем с Ростовскими землями, с Владимиром, Москвой. Эти реки являлись достаточно оживленными артериями, не только летом, но и зимой по ним ходили торговые караваны. Однако, кроме торговых караванов, по этим рекам перемещались и вражеские полчища.

На окрестности Суздаля еще с конца XI, в начале XII века несколько раз нападали волжские булгары. И вообще, крепость, резиденция князя Юрия Долгорукого в XII веке, служила как бы форпостом на подступах к Суздалю. Отсюда предупреждали горожан о приближении врага, так что было возможно предусмотреть оборону. Несколько раз волжские булгары, врывавшиеся сюда, терпели поражение от суздальских ратей. От крепости Кидекши ничего не осталось, и практически ничего — от самих валов. Они находились на территории современных огородов и были перепаханы. Но сохранилась белокаменная церковь св. Бориса и Глеба, и более того, если бы в XIX веке проводились более тщательные исследования этого места, то, может быть, открытий было бы больше. Ведь упоминается, что в XIX веке рядом с церковью св. Бориса и Глеба были обнаружены остатки мрамора. Мрамора не в современном понимании — были обнаружены белые камни. Эти остатки белокаменных строений относились к дворцу князя Юрия Долгорукого. Князь не просто так здесь основал свою резиденцию. Место было очень удобно для обороны. Здесь слияние рек — Каменка впадает в Нерль. А еще на этом месте, раньше, во времена Мономаха воздвигалась другая каменная постройка. Остатки плинфенных строений были обнаружены археологами. Возможно, и Мономах в начале XII века строил на этом месте храм. Существующий храм построен на месте легендарном, относится оно к личностям Бориса Ростовского и Глеба, брата его. В честь этих мучеников, первых русских святых, был освящен и престол храма. По легенде, они встречались здесь незадолго до своей гибели. Так что это место было освящено поистине историческими личностями. Белокаменный храм в Кидекше считается одним из самых древних белокаменных построек здесь, на северо-востоке. Эту храмовую постройку можно считать началом белокаменного зодчества на северо-востоке. И именно со времен Юрия Долгорукого начинается белокаменное строительство, но, пользуясь дружбой с Волынскими князьями, он первоначально приглашает мастеров с Волыни. С запада они приходили сюда и учили местных мастеров, как строить из белого камня. Прежде этого со времен Мономаха использовалось дерево, конечно, и кирпич.

Вот он, белокаменный храм, и мы сейчас его посетим, кроме него здесь еще большой комплекс. Здесь после времен Юрия Долгорукого с конца XII века, с начала XIII века возникает мужской Борисоглебский монастырь. Он существовал как действующий монастырь до XVIII века. Несколько раз он разорялся, а храм Бориса и Глеба пострадал во время нашествия Батыя. Его полчища шли с южной и юго-восточной стороны к Суздалю и переправлялись через Нерль, и, конечно, разорили все села на своем пути, в том числе и Кидекшу. Все деревянные строения сгорели, храм тоже горел. Его восточная сторона обрушилась после пожара, мощные белокаменные своды и мощная белокаменная глава раздавили часть стен. Их, конечно, восстановили, немного изменив форму храма.

Из почти правильного куба он превратился в такой немного усеченный, уменьшенный прямоугольник. Ну, а верх восстанавливался позже и перестраивался даже из кирпича в XVIII веке. Сохранились остатки позакомарных покрытий, полукружие как раз видно хорошо. И сохранились остатки окон, древних щелевидных окон сделанных, как бойни. И вот большое окно, растесанное в XVIII веке. В начале XVIII века суздальскими епископами жертвуются деньги в этот монастырь, на укрепление его и обустройство. Епископская кафедра существовала здесь до середины XVIII века, последние епископы в конце XVIII века жили и в Суздале, и во Владимире. А с 1799 года резиденция епископов переносится полностью во Владимир, и Суздаль сохраняет свои старые монастырские традиции, значение бывшего монастырского и религиозного центра. Но постепенно все приходит в упадок, и большей частью на средства купцов, местных жителей, восстанавливаются и поновляются храмы.

Храм в честь великомученика Стефана, дьякона иерусалимского, был построен в конце XVIII века. Храм действующий. Настоятель, отец Андрей, проживает здесь, дом его находится рядом. Колокольня построена ориентировочно в 70-е годы XVIII века. Через несколько лет после оседания почвы, она стала заваливаться. Конечно, уникальное для нас строение, падающая колокольня, с конца XVIII века сохраняется.

Реставраторы в XX веке, в год создания единого Владимиро-Суздальского музея-заповедника, укрепляли часть фундамента, чтобы колокольня окончательно не завалилась. Но крен ее потихоньку, миллиметр за миллиметром, все-таки увеличивается. Президент выделил средства, более миллиона рублей, на реставрацию храма и всего комплекса, как уникального памятника. В VIII веке монастырь был упразднен, храм стал сельским. До 1923 года все суздальские храмы, и монастыри, и храмы окрестных сел — были действующими. После подписания декрета о национализации церковного имущества, часть храмов передается в ведение городских властей. В Суздале, например, было разрушено двадцать две храмовые постройки XVIII и XIX веков, на кирпич старались разбирать храмы именно этого периода.

На северо-западной стороне были найдены остатки этой постройки. Одно окно в храме заложили, заложили выходы на переходы во дворец князя. Здесь сохранились галереи, хоры. На хорах были выходы на эти переходы, которые связывали храм с княжеским дворцом. Храм с тремя входами, или с тремя порталами, крестовокупольный храм, сохранялся до XVIII века. После того, как перестраивали кровлю, делая ее кирпичной, на западной стороне храма возвели трапезную, небольшой придел. Использовали старый материал, белый камень и кирпич. И затем расписали в новом стиле. Здесь изображены дни творения. Храм летний и зимой закрывался, служба проходила в соседнем зимнем храме. Отопления не было никогда и, предположительно, не будет. Роспись покрывается инеем, что, конечно, ее портит. У входа в сам храм, как полагается, нас встречают архангел Гавриил и архангел Михаил. Эти росписи тоже XVIII века. Внутри храма сохранились фрески XII века, причем сейчас происходит реставрация и поновление фресок. Открываются части старого письма, и все больше и больше узнаешь древний облик храма. Конечно, храм поновлялся и в XVIII веке, и стены эти выглядели совсем не так, но часть старого письма здесь сохранилась, а часть была счищена. Проводили пробные расчистки и обнаружилось, что не везде сохранилось письмо XII века. Изображения Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи в росписи XII века сохранились над могилой сына Юрия Долгорукого Бориса Георгиевича, который был похоронен здесь в XII веке. Но уже в XIX веке саркофаг, не тронутый ранее никем, стал исследоваться, изучаться.

Один из местных краеведов, сдвинув крышку гробовой доски, увидел сохранившиеся останки человека, одетого в дорогие одежды, вышитые золотом. На груди у был вышит золотой орел, что напоминало о древней византийской традиции. Орел — символ божественной воли. В подражание византийским басилевсам, князья украшали свои одежды орлами. Такие изображения можно встретить и на Золотых Воротах в сокровищнице, в Суздале. Встречались изображения не только одноглавого орла, но и двуглавого, как символа власти. Куда делось это одеяние, неизвестно. Самого Бориса перезахоронили, убрали под спуд, под плиты. Здесь можно увидеть только гробницу и надгробие.

Напротив, у северной стены, было захоронение его жены и матери, Марии и Евфросиньи, которые были похоронены под одной аркосолью. Над захоронением сохранилась роспись XII века, над ней изображается св. Мария, покровительница жены князя Бориса. И изображается еще некая женщина, в очень дорогих богатых, видимо, византийских одеждах. Есть такое предположение, что это изображение матери Бориса Георгиевича, жены князя Юрия Долгорукого, княжны Евфросиньи, умершей в 1161 году.

На южной стене сохранилось несколько евангельских изображений, а также изображение двух всадников. Есть предположение, что это святые Флор и Лавр. А поскольку они предстают русоволосыми, со светлыми глазами, подобно местным жителям, есть и гипотеза, по которой это символическое изображение святых Бориса и Глеба. Ведь само место отождествлялось с местом прибытия этих двух князей, и росписи видимо были посвящены им.

Сам храм частично ушел под землю, и культурный слой XII века находится достаточно низко. Но строение храма, форма его, почти не изменилась с того времени. Только алтарная часть, за столпами, была чуть- чуть опущена, поскольку верх был разрушен во время пожара, и его перестраивали. Сама алтарная часть небольшая, алтарная преграда находилась, видимо, где-то здесь, но потом при перестройке ее отнесли чуть в сторону. И соответственно, каменный амвон, подлинный, того времени, XII века, был вынесен вперед. Даже соединявшие стены стяжки частично сохранились, но их заменили при реставрации на кованые стяжки, чтобы стены совсем не разошлись. Во время реставрации также укрепили столпы, провели расчистку, переложили в некоторых местах пол. Над гробницей князя Бориса, на западной стене, мы можем увидеть тусклые фрески XII века, которые очень слабо просматриваются. Здесь изображен рай: фрагменты райского сада в образе орнаментальной растительности, райские птицы. Остальные росписи, весь богатый интерьер храма — все это кануло в лету. А сам храм стоит, регулярная служба, конечно, здесь не проходит, но часто бывают здесь группы паломников. Лишь только в день памяти св. Бориса и Глеба здесь проходит служба. Храм открыт сейчас как музей.

Строительный материал, из которого построен собор, не местного происхождения. Это белый камень. Его доставляли сюда, видимо, водным путем, по системе рек, и он был очень дорогим материалом. Из какого места его привозили, достоверно не известно. Есть предположения, что его доставляли из Подмосковья, с большого карьера Мячино. Есть еще находки белокаменных залежей под Гусем Хрустальным Владимирской области. Но считается, что там более поздние карьеры, а более древние находились все-таки в Подмосковье. Система рек позволяла перевозить камень, но это было очень дорого. По себестоимости это мероприятие могло разорить местных князей. Возможно, было найдено более близкое месторождение камня, недостаточно богатое, видимо, выработанное настолько, что до сих пор не могут его найти. Ведь храм в Кидекше, храмы в Суздале, во Владимире, постройки Спасо-Евфимиева монастыря, не только храмовые, но и гражданские, дворцовые, которые были возведены на этой земле — все требовало больших месторождений и огромного количества белого камня.

При оформлении фасадов храма использовалась европейская система. Церковь в то время не велела помещать на стенах храма украшения в виде изображений зверей, людей, птиц. Видно, что наружный декор храма очень скромен. Эта традиция сохранялась в основном до середины XII века. И уже во времена постройки храма Покрова на Нерли, Дмитриевского собора во Владимире, начинается новая эпоха строительства дворцовых и соборных храмов, где позволялось использовать декоративный рельеф. Во времена Юрия Долгорукого при постройке храмов в качестве украшения использовался лишь аркатурный поясок. Этот поясок соответствовал линии хоров, куда именно и выходил князь.

Поднявшись на смотровую площадку с видом на реку Нерль, мы можем увидеть, как хорошо просматривается вся окрестная территория. Низ крепости выводил прямо к реке. Можно видеть остатки естественных природных «насыпей», валы крепости находились с другой стороны, там, где теперь все распахано на огороды. Видимо, вал был еще выше, пролегал вдоль крутого берега. Нерль сливается с Каменкой в том месте, где стоит сейчас село Новоселка. Название села говорит само за себя — новое село. На этом месте археологи провели раскопки и установили, что здесь уже в VIII—IX вв.еках появились переселенцы. В основном, это были переселенцы с западных земель, в том числе, из Смоленска. Могущественное племя кривичей расселялось вниз по течению Волги и выходило сюда, на реки Волжского бассейна. В дальнейшем через Суздаль стал проходить один из важнейших торговых путей, который стал известен как «путь из Варяг в Греки». Вот почему Суздаль в XII веке, в месте с ним и Кидекши, стали одними из самых известных торговых центров не только на Руси, но и в Европе. Суздаль в то время считался мегаполисом в своем роде, население его насчитывало около десяти тысяч человек. Территория Кремля, посада, ближайшие окрестности — все было заселено. Плотность населения велика из-за плодородия земли. Черноземный слой почвы достигает в некоторых местах 70 сантиметров. Площадь этой богатейшей, плодородной земли — порядка 1000 квадратных километров. Прежние владения князей постепенно передавались в монастырские владения, на помин души. Вклады делали все княжеские потомки Юрия Долгорукого: князья Шуйские, Пожарские, Горбатовы, Бельские, Скопины. Все они считались суздальскими князьями, хотя уже и не проживали в самом Суздале. Здесь у них были лишь постоялые, так называемые, осадные дворы. А сами они жили в Москве, в Ярославле и в других городах. Сюда они приезжали, делали постоянные вклады. Таким образом, монастыри и стали владельцами почти всех земель и лесов в округе.

Леса здесь и начинаются собственно за полем, за Нерлью. Но есть и искусственные посадки, там, где были раньше поля. Здесь есть села с интересными названиями: Заполицы, Березницы, Ляховицы. Эти названия говорят о том, откуда люди переселялись сюда. В основном, с белорусских земель. Высокий лес был монастырским. Сохраняется лес, видимо, с XVII века, ничего там не вырубалось никогда, есть огромные сосны. Этот лес был владением Спасо-Евфимиева монастыря. И многие озера, небольшие ручьи, являлись рыбными угодьями суздальских монастырей. Вообще место здесь живописное, но многое у нас остается без внимания. Если посмотреть в сторону села Новоселки, то можно увидеть разрушающийся храм, который не восстанавливается. И ведь разрушается прямо на глазах. Колокольня этого храма еще в прошлом году стояла с крестом. Средства на восстановление храмов, конечно, выделяются, но они уходят на реставрацию городских церквей. Сельские же храмы в большинстве остаются в запустении.

Храм св. Бориса и Глеба — это начало начал каменного белокаменного зодчества здесь, на северо-востоке. Это основная форма четырехстолпного храма, с линией аркатурного пояска — она послужила затем основой при создании храмов во Владимире и здесь, в Суздале, собора Рождества Богородицы. Рождественский собор был построен предположительно при князе Юрии Долгоруком чуть раньше, чем церковь Бориса и Глеба, в 1147 году, — храм практически ровесник Москвы. Храм неоднократно перестраивали, в XIII веке украсили пышной каменной резьбой.

По последней переписи, население Суздаля составляет 12.000 человек. Население в основном пожилое. Есть и предприятия в городе, «гигантом» легкой промышленности в Суздале является Молокозавод. На нем работают около 120 человек. Имеются маленькие фабрики, деревообрабатывающие, строительные конторы. Главным «предприятием» Суздаля можно считать его огороды. Третью часть города как раз занимают приусадебные участки. Так, если над Суздалем пролететь, то кроме храмов и монастырей можно увидеть сады и огороды. Еще в XIX веке в народе сложилась поговорка: «А что за суздальский купец? Это — хрен, чеснок, да огурец». Огурец прославил наш город и теперь ежегодно на территории Музея Деревянного Зодчества проходит праздник — День Суздальского Огурца. Этот праздник был учрежден всего лишь несколько лет назад. Но огурец прославляется здесь даже в местных летописных сводах. В XVIII веке говорилось, что в Суздале произрастает преизобильно овощей: лука, чеснока, а наипаче огурцов по чистоте воздуха и по благодатности почвы.

Князь Юрий Долгорукий сделал Суздаль столицей Ростово-Суздальского княжества. Со всех окрестных земель он собрал сюда купцов и ремесленников. Суздаль в то время процветал, он был известен и в Персии, и в Византии. И на Торговой площади города, начиная с XII века, собирались купцы со всех этих земель. В Персии и Византии Суздаль называли по другому, «Суздулус», звучал он по-гречески. Это слово буквально означает: «Твой раб». Почему возник такой перевод — неизвестно. Есть версия названия скандинавская, варяжская: «Суждалар». Это и вовсе непереводимо. А «Суждали» — как говорили в старину, это название с славянского означает — создание, т. е. суждали, зиждели. Созданиями называли в ту пору только глиняные постройки, глинобитные валы, которые окружают Кремль и посад, сам кирпичный храм, кирпичи которого сделаны из обожженной глины, или кувшины. Буквально все, что сделано из глины — все называлось созданием. Но есть другая версия названия, финно-угорская, «Суждали» — песнь дев.

28.02.2005


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика