Русская линия
Русская линия Илья Агафонов01.08.2005 

За нашу Победу!
Вместе с государством, на благо общества

«Особенность православной общественно-политической деятельности в том и состоит, что это борьба не за власть, а за общество».
В.В.Лебедев, председатель Союза православных граждан

«Подальше от власти» — так озаглавлен материал ответственного редактора «Церковного Вестника» Сергея Чапнина, посвященный нынешним реалиям «православной политики», и опубликованный не так давно «Политическим Журналом». В нем автор пытается утвердить свой взгляд на связанные с феноменом православной политической активности вопросы, и заявляет: Церковь «отказывается от образа политического православия».

Подобные утверждения представляются достаточно спорными. Сергей Чапнин пишет о том, что «православные политические проекты» доказали свою неэффективность, что политические организации мирян «не вызывают такого доверия как люди в рясах», что попытки Церкви наладить диалог с политическим партиями малоперспективны. Ситуация взаимоотношений с государством на сегодняшний день описывается достаточно точно; но это описание само по себе никак не дает основания для подобных выводов, а к тому же и неполно: та же инициатива по созданию православного телеканала федерального значения — есть, безусловно, решение политическое: власть, осознавая угрозу дестабилизации, понимает стабилизирующую роль традиционных конфессий, и в первую очередь — Церкви. Для этого и создается телеканал; безусловно, для православных в осуществлении любой, и политической, и информационной деятельности, первичны не политические, но религиозные аспекты. Телеканал нужен нам для проповеди, для утверждения веры, традиции, традиционных духовно-нравственных ценностей. Но сама по себе православная проповедь несет стране благо, и государство начинает это осознавать. «Границы государства не есть границы Церкви. Но постольку, поскольку государство отражает и защищает общественные интересы, государство и Церковь — союзники (В.В.Лебедев). Достаточно правильно говорится и о важнейшей роли Основ социальной концепции. Действительно, «разработка этих документов не означает, что сама церковь хочет сформулировать заказ на православную идеологию». Но при этом совершенно упускается из виду, что сами «Основы» и формулируют идеологию православного действия, возможного, осуществимого и осуществляющегося в рамках самых разных, в том числе — и политических проектов.

При всей своей внешней благообразности рассуждения Чапнина приводят к достаточно опасным результатам: чего стоит одна идея о том, что, оказывается, даже в праздновании юбилея Победы Церковь принципиально дистанцировалась от государства! «С одной стороны, церковь предложила обширную программу празднования во многих городах России. И это не случайно. Именно в годы войны церковь получила возможность чуть более открытого и свободного служения. Пасха в победном 1945-м пришлась на 6 мая и символично совпала с днем памяти великомученика Георгия Победоносца. Так и церковные торжества в 2005 г. были приурочены к этой дате, государственные — к 9 мая. Ни патриарх, ни другие церковные иерархи не участвовали в программе государственных торжеств, дистанцировавшись тем самым от государственного официоза».

Удивительно, что редактор «Церковного Вестника», официального, напомним, издания нашей Церкви, не знает позицию Патриарха, в своей речи, посвященной юбилею Победы, обратившего особое внимание на вопросы церковно-государственных отношений в годы испытаний для народа нашей Родины! Общеизвестно, что Святейший Патриарх, а на региональном уровне — епископы, принимали активное участие в праздновании Дня Победы 9 мая. По словам же Чапнина, редактора официального церковного издания, выходит, что: Патриарх и Церковь в целом официально не признают государственных торжеств по случаю юбилея Победы; принципиально игнорируют официальные мероприятия; вообще — не считают Великую Отечественную Войну действительно Отечественной! «С одной стороны, история Великой Отечественной войны неразрывно связана со сталинским режимом и государство не может об этом не помнить, но с другой — именно Сталин приложил все усилия для уничтожения православной церкви. И, с этой точки зрения, становится понятным, почему в храмах служились панихиды о погибших воинах, но без благодарственных молебнов, на которых возносятся молитвы о победившей власти. Здесь церковь четко разделяет Отечественную войну 1812 г. и Великую Отечественную. В дни памяти воинов 1812 г. благодарственные молебны служатся во всех храмах».

Это — неправда. В православных храмах 9 мая служились благодарственные молебны. Иначе и быть не могло, и для того, чтобы убедиться в этом, достаточно примитивного поиска информации в интернете. Вот только один из примеров:

«5» мая 2005 г.
Ц И Р К У Л Я Р

ОТЦАМ БЛАГОЧИННЫМ, НАСТОЯТЕЛЯМ ХРАМОВ,
НАСТОЯТЕЛЯМ И НАСТОЯТЕЛЬНИЦАМ МОНАСТЫРЕЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

Санкт-Петербургское Епархиальное Управление по благословению его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА, сообщает, что в связи с отмечаемой 9 мая 2005 года знаменательной датой — 60-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне — благословляется утром 9 мая 2005 года во всех храмах и монастырях Санкт-Петербургской епархии совершить благодарственный молебен с колокольным звоном.
9.00−9.05 — колокольный звон;9.05 — 9.25 — благодарственный молебен.

Секретарь Санкт-Петербургского
Епархиального Управления
протоиерей
Геннадий Бартов

Собственно говоря, подобные циркуляры — лишь формальность; православные русские люди не нуждаются в особых напоминаниях для того, чтобы благодарить Бога в священный для каждого день Победы. Стоит вспомнить также и о том, что в годовщину памяти воинов 1812 года также не служатся молебны «о победившей власти»: ни, к счастью, советской, ни, к сожалению, императорской власти в современной России нет, и служить о них молебны бессмысленно. Сама постановка вопроса об этом абсурдна. Очевидно, что противопоставление Церкви, и всех, для кого День Победы есть праздник — это противопоставление Церкви не только государству, но и обществу в целом. День Победы ценен для нас еще и потому, что именно в этот день нет никакого противоречия между обществом и властью. День победы — это праздник для всех. Если этот день — не праздник для Чапнина, если он лично не считает великую войну Отечественной — то никакая его должность не дает ему права говорить от имени Церкви.

«Позиция Русской Православной Церкви, вызывавшая симпатии и сочувствие в народе, заставила вчерашних гонителей изменить модель церковно-государственных отношений в сторону относительной нормализации и признать за Церковью право на существование в обществе, которое «творцами нового мира» изначально мыслилось как антирелигиозное» — так говорил Святейший Патриарх на посвященной Победе православной конференции. «Великая Отечественная война, победоносно завершившаяся 60 лет тому назад, явилась одним из самых тяжелых испытаний, выпавших на долю нашего народа в минувшем XX столетии» — вот слова Патриарха! Говорить о непризнании Церковью великой Победы, о непризнании войны Отечественной — не просто кощунство, но вовлечение Церкви в орбиту модного в последнее время антироссийского, ревизионистского проекта по пересмотру итогов Великой Отечественной Войны! Таким образом, Церковь противопоставляется не только государству, но, повторим, и обществу, оттесняется в «православное гетто».

Выше мы уже говорили о несостоятельности попыток похоронить «православную политику». Неэффективными могут быть попытки отдельных партий «оправославить», по выражению В.В.Лебедева, свою внеправославную идеологию. Но может быть и уже является эффективной деятельность православных общественных организаций и Церкви по внесению православных принципов в те политические проекты, которые Православию не противоречат. Собственно, без осуществления подобной деятельности современная российская политика неизбежно вступает в противоречие с коренными нуждами народа. Закрепление особой роли традиционных конфессий, и в первую очередь — Церкви; преподавание Основ православной культуры как составляющей федерального образовательного компонента; актуализация роли Церкви как нравственного арбитра современного общества (о необходимости этого пишет и Чапнин) есть важнейшие не только для Церкви, но и для общества задачи, внеполитическое решение которых невозможно. Россия неполноценна и невозможна без Православия, без Церкви. Российская политика без православной политики — неэффективна и не отвечает интересам общества. Помимо действующих православных организаций есть и Всемирный Русский Народный Собор. Это — актуальная, реально действующая форма диалога Церкви, общества, власти. Это — инструмент православной политики. В этом году он был посвящен Победе над фашизмом и тому, что нам необходимо для победы над терроризмом. В единстве Церкви и общества, в равноправном взаимодействии Церкви и государства на благо страны — залог нашей победы!

http://rusk.ru/st.php?idar=103467

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru