Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина26.07.2005 

Жертва за Царя
К дню памяти Государя Михаила Федоровича Романова

Всем известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, отдавшего свою жизнь за Царя, — спасшего будущего помазанника Божия Михаила Федоровича Романова от искавших его умерщвления поляков, — направившего их по ложному следу, а самого малолетнего Михаила поручившего своему родственнику, который скрыл его в Ипатьевском монастыре. Сейчас ставится вопрос о канонизации мученика Иоанна.

Но, почему-то почти выветрилась даже в монархических кругах память о еще одном человеке, жизнь которого была принесена в жертву за род Романовых, канонизации которого «иже во святых» помешала только революция 1917 года. Мы имеем в виду Михаила Никитича Романова — «ныробского мученика», как называли его в народе.

О его судьбе и о почитании его Михаилом Федоровичем Романовым мы и хотим вспомнить в день памяти первого Царя из Династии Романовых.

Брат Анастасии Романовой, первой жены Иоанна IV, Ивана Васильевича Грозного — Никита Романович был особенно близок к Царскому Дому, к Рюриковичам. Особое место в государственном служении и почитание в народе имели и его сыновья. После того, как к власти обманным путем пришел Борис Годунов, он постарался «извести романовский род», как наиболее законных претендентов на Царский Престол.

Старший сын Никиты Романовича Романова — Федор был насильно пострижен в монашество с именем Филарет (но, заметим, Промысел Божий проявился и в этом деянии, — став Патриархом, Филарет Никитич будет первым советчиком и помощником своему сыну — юному Царю Михаилу), дочери Никиты Романовича были отправлены в дальние ссылки, а три сына были убиты. Наиболее тяжелой была участь Михаила Никитича Романова. В лице любимого народом Михаила Никитича, известного своей праведной жизнью, Годунов видел особенно опасного соперника и потому проявил по отношению к нему особенную жестокость.

Зимой 1601 года под сильным конвоем Михаила Никитича Романова доставили в Чердынский уезд в погост Ныроб. Зима была лютая. Вырыли яму, накрыли бревнами, вкопали глубоко на дно ямы бревно, верхний конец которого прикрепили к бревнам перекрытия. Для воздуха и подачи пищи оставили отверстие в 20 сантиметров. К столбу приковали боярина за пояс, за ноги, и за руки. Цепи были из толстых железных колец: страдалец мог сесть и лечь, но не ходить. Весили эти кандалы 50 килограммов.

Кормили страдальца только хлебом и водой. А потом и вообще перестали давать ему пищу. Стражники надеялись на быструю смерть — и свободу для себя. Об этом узнали местные ныробские жители и потихоньку стали подкармливать мученика. Были наказаны, жестоко биты. Тогда крестьяне стали тайком посылать детей детей, якобы играть близ ямы с «ныробским мучеником», а те «через дудки (растения) бросали в яму хлеб. Доброе дело это кончилось печально. Кто-то донес главе охранников. Пять человек ныробцев и их дети по указу Бориса Годунова были отправлены в Казань «пытаны разными пытками», — как говорится в писцовой книге по Чердынскому уезду за 1601 год. Около года в душной, темной, смрадной яме провел Михаил Никитич Романов, а потом, как полагают, был задушен или заморен голодом своими стражниками.

Похоронили Михаила Никитича на взгорке в 300 метрах от ямы, в которой он скончался.

О том, что мучения и смерть дяди Михаила Федоровича Романова были особой «жертвой за Царя» свидетельствует тот факт, что именно в день коронации — 11 июля 1613 года в Ныробе на пне неподалеку от места мученичества Михаила Никитича пастух увидел икону святителя Николая, а из-под пня забил ключ, незамерзающий никогда. От ключа начались исцеления. Жители Ныроба, окрестных деревень и даже Вятской земли и Зауралья стали почитать страдальца-боярина как святого.

Тело «ныробского мученика» было поднято из земли в полном нетлении (через несколько лет после кончины) и перенесено в Москву в усыпальницу Романовых в Ново-Спасском монастыре.

Иждивением Царя Михаила Федоровича в Ныробе на месте мученической кончины его дяди была построена деревянная церковь в честь святителя Николая.

С тех пор село Ныроб стало со стороны членов Царствующего Дома Романовых предметом особых забот и попечения. Государь Михаил Федорович отблагодарил и жителей Ныроба за сочувствие невинному страдальцу — пожаловал их Грамотой, в силу которой они избавлялись от всех повинностей.

Существуют Жалованные грамоты и других Царей ныробцам.

Грандиозным, по местным масштабам, прошло в Ныробе празднование 300-летия Романовых в 1913 году. Ко дню торжеств в феврале 1913 года в Ныроб собралось до десяти тысяч паломников, принесших 80 венков на гробик с цепями-веригами (от которых на протяжении веков проистекали бесчисленные исцеления).

Над местом страданий «ныробского мученика» была совершена панихида с провозглашением вечной памяти всем Царям, Императорам, Императрицам и Великим Князьям из Дома Романовых, а так же Патриарху Филарету, инокине Марфе (матери Царя Михаила Федоровича Романова).

После торжества была послана Всеподданнейшая телеграмма: «Представители Ныробской губернии и паломники коленопреклоненно молят о канонизации, причислению к лику святых мученика Михаила Никитича, боярина Романова». Революция помешала совершить прославление народно почитаемого праведника.

Но, есть надежда, что память о мученике будет восстановлена и опять встанет вопрос о канонизации. В 1995 году была вновь открыта Свято-Никольская церковь в Ныробе, воздвигнутая на месте кончины Михаила Никитича, в ней совершаются богослужению, служат панихиды по одному из мучеников Романовых. Сюда, мы надеемся, скоро устремятся подлинные почитатели жертвенной царской власти.

http://rusk.ru/st.php?idar=103448

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru