Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина25.07.2005 

Бога любите, Царей чтите
24 июля в день памяти Св. равноап. княгини Российския Ольги в Петербурге закрылась выставка работ Великой княгини Ольги Александровны Романовой

Наконец наступили времена, когда русские люди имеют возможность исполнить заповеданное нам: «Царей чтите». По России идут царские крестные ходы, о Государях снимают фильмы и передачи, пишут книги и статьи, проводят научные конференции. Одной из форм почитания давно уже стало проведение всевозможных художественных и мемориальных выставок, посвященных Царственным Особам.

В этом году в поминальные Царские дни (с 16 по 24 июля) в Петербурге, в музее Академии художеств проходила выставка работ родной сестры Царя Мученика — Ольги Александровны Романовой (1882−1960). Настоящую радость ценителям искусства и почитателям Царской Семьи принесла эта выставка, — и потому, что Ольга Александровна была профессиональной художницей, уже при жизни признанной в дореволюционной России и в русском Зарубежье, и потому что во всех работах великой княгини отразился светлый мир ее детства и юности, той эпохи, которую мы теперь называем «царское время».

Радостные, светлые пейзажи, сделанные Ольгой Александровной в Гатчине, на берегу Финского залива, в Крыму, в Дании и в Канаде, природа которой больше всего напоминала ей русскую, объединяет общее настроение любви к жизни, к Божьему творению. Любви и любования. Особенно это относится к многочисленным цветочным акварелям.

Особая любовь к цветам, стремление отобразить их красоту на бумаге и холсте по воспоминаниям у Великой княжны Ольги Александровны начала проявляться очень рано (в возрасте 4−5 лет). Любопытно, что увлечение художников цветочными орнаментами, акварелями, пейзажными зарисовками с цветами было вообще характерно для искусства начала XX века. Но в большинстве случаев увлекались этим художники-модернисты, которые вносили в свои работы дух упадничества и эротизма, а часто и извращенчества. Их изображения как будто служат бесконечно повторяющей иллюстрацией к бодлеровским «Цветам зла», которые были необычайно популярны в «декадентской России». Увы, этими цветами в то время (как знаками наступающей апостасии) стали украшать и бытовые предметы. Так же, как сейчас мы видим на упаковочных материалах штрих-коды, так в начале XX века на конфетных, чайных, парфюмерных коробках, на рекламных листках, на билетах в синема и в театр, на обложках журналов, в орнаментах на обоях, на фарфоре и стекле мы видим повторяющиеся «бесстыдные орхидеи».

Но рядом с «декадентской Россией», казалось бы, на той же земле, в той же северной столице существовала еще и Царская Россия. И она, глазами, рукой Ольгой Александровны видела и изображала, что на полях, в садах и парках нашей Родины растут не «цветы зла», а цветы добра — Божии создания, которые несут людям напоминание о райском саде.

Вслед за Ахматовой Ольга Александровна могла бы воскликнуть:
«Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой…»

Все цветочные акварели Великой Княгини Ольги Александровны сливаются в образ «единственного сада», «сада нашей Родины», «Сада Пресвятой Богородицы».

А для нас, посетителей выставки в Академии художеств, они стали «вестью из миров иных», веянием хлада тонка — откровения о душе, которая так умела видеть и воспринимать мир, что от созданных полвека и более назад вещей, не перестает исходить тепло, свет, утешение.

До революции Великая Княгиня Ольга Александровна основала «Общество помощи нуждающимся художникам». Многим талантливым людям помогала царственная художница в годы существования Общества — с 1912 по 1917. В своем особняке на Большой Сергиевской улице (ныне ул. Чайковского д.46−48) Ольга Александровна устраивала благотворительные выставки художников, где экспонировалось одновременно до 400 работ. Среди представленных на выставках картин преобладал пейзаж. Все вырученные средства поступали в помощь семьям бедных художников.

Доставившая работы Великой Княгини Ольги Александровны в Петербург вдова ее сына Тихона Николаевича Куликовского-Романова и Председатель Фонда имени Ея Императорского Высочества Ольги Александровны — О.Н.Куликовская-Романова надеется, что власти Петербурга сочтут в ближайшее время возможным предоставить сохранившийся на ул. Чайковского особняк для нужд художественного музея. В этом случае Ольга Николаевна Куликовская-Романова готова передать все работы своей царственной тещи в дар этому музею. «Убеждена, что в скором времени искусство Великой Княгини Ольги Александровны по праву займет свое скромное, но законное место в истории Русского Искусства в целом», — сказала О.Н.Куликовская-Романова на встрече с посетителями выставки в Академии художеств. Дай Бог, можем пожелать и мы.
Людмила Ильюнина, специально для Русской линии

http://rusk.ru/st.php?idar=103443

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru