Русская линия | Владимир Шульгин | 23.07.2005 |
Итак, цивилизация это прежде всего определённая духовность, а затем уже специфический порядок собственности, вещей, политических организаций, промышленности и сельского хозяйства. Об этом возвестил Сам Спаситель, сказав о главном в нашей жизни: «Ищите прежде всего Царствия Божия, а остальное приложится». То есть, боритесь со своим прирождённым уклонением от Правды и Истины в гордыню, зависть, злобу, измену родной культуре, семье. Спаситель учил жертвенности ближнему своему, как единственному победоносному способу жизни, поскольку ты побеждаешь тем самым самого опасного своего врага, самого себя греховного. Либеральный мир, начиная с Вольтера и других безбожников 18 в., пытается затушевать христианское учение о духовных основах цивилизации. Строители новой, якобы свободной прогрессивной цивилизации Запада убеждают нас, что духовные явления это «мифы», затушёвывающие истинные основы культуры — общественный строй, экономику и политику.
Вот тут-то мы и подходим к сердцевине того спора, который разгорается в наши дни. Либералы утверждают, что первичны внешние обстоятельства, окружающие нас (власть, собственность, промышленность, финансы, информационная сфера), которые и надо «оптимизировать». Поэтому они столь же бесконечно говорят о необходимости «поднять уровень жизни» (до уровня хотя бы Литвы), как и до них наша старая коммунистическая власть добивалась обилия «товаров, хороших и разных», доступных «всем трудящимся». Так и либералы-западники, спящие и видящие нас равноправными членами «общеевропейского дома», и старые коммунисты упускали главное — человека с его определённым внутренним миром. Ведь по сути что у тебя внутри, то ты образуешь и вовне себя. А как раз-то человек внутренний и его религиозно-культурный облик оказался для внешних цивилизаторов тайной за семью печатями.
И, наоборот, сторонники Христианской цивилизации, такие как француз Паскаль в 17 в. и русские православные мыслители 19−20 вв., Пушкин, Достоевский и их последователи всегда подчёркивали первичность именно внутреннего нравственного строя человека, его способность сказать «нет» греховным соблазнам, которые его окружают, и к которым он сам инстинктивно склоняется. И если мы любим Россию безусловно, как страну, которая только и могла породить нигде невиданный гений Пушкина, Достоевского, иноков Сергия Радонежского, Паисия Величковского и Серафима Саровского, то тогда у нас могут созреть предпосылки для уяснения внутренних, духовных основ родной Православной Цивилизации. Тогда мы сможем понять, как нам её восстановить. Тогда мы поймём, что Русский никогда не сможет жить полнокровной внешней жизнью по чужим советам. Что мы самобытны. Кстати, слово «самобытный» было любимейшим словом нашего гениального поэта.
Для пояснения мысли об определяющем характере любви к нашим внутренним православным и национальным устоям, как основе нашей цивилизации, хотелось бы привести несколько примеров. Первый из сказки. Безобразная старуха просит удалого царевича Ивана перенести её, немощную, через речку. Он, имеющий сердце милующее, взяв на руки, переносит её и уже ближе к другому берегу страшная старуха превращается в прекрасную царевну, с которой, естественно добрый молодец сочетается законным браком. Тут и сказке конец, а кто понял молодец! А какова же мораль сей сказки? Для этого ещё один пример, уже из классической русской мысли. Гениальный В.В.Розанов, предвидя страшную революцию 1917 года, как-то записал в дневнике: Русь будет «обглодана» врагами внешними и внутренними, но тот будет Русский, кто будет плакать над родным остовом, скелетом России и бороться за её возрождение. И, (продолжим мысль Розанова), взяв её на свои плечи, он сумеет перенести свою Родину-мать на безопасный брег, где она вновь обретёт свою правду и силу. Мыслитель делал этот призыв любить свою согрешившую и наказанную самим Богом Родину из чувства коренной любви к тысячелетней России, к русской иконе, к русской женщине-матери, великой страдалице и молитвеннице. Зная, чувствуя, что Святая Русь не зря была свята! И может возродиться. Главное, любить её, отделяя временный грех, в который она впала, от священной духоносной сердцевины её веры и совести. И пусть над Россией и Русскими издеваются всякие маркизы де Кюстины и Людвиги фон Мизесы вместе с чубайсами и познерами. Пусть над её немощами хохочут всякие теле-юмористы. Она обретёт свой родной прекрасный лик как та сказочная царь-девица, которая ждала Русского доброго молодца, любящего правду и жертвующего всем ради неё!
И ещё одна цитата. Выдающийся русский мыслитель Г. Федотов в своём знаменитом поэтическом очерке «Лицо России» писал, что именно образованческая ненависть повредила России: «Вместе с Владимиром Печериным (русским иезуитом) проклинали мы Россию, с Марксом ненавидели её. И она не вынесла этой ненависти». И Федотов призывает не верить в гибель России, а узреть её вечный прекрасный лик. Он обращал внимание то коренное «глубокое духовное содержание» России, которое нужно понять для её возрождения.
«Как же мы ответим на вопрос: где лицо России? — задаётся вопросом мыслитель, и отвечает:
— Оно в золотых колосьях её нив, в печальной глубине лесов.
— Оно в кроткой мудрости души народной.
— Оно в звуках Глинки и Римского Корсакова, в поэмах Пушкина, в эпопеях Толстого.
— В сияющей новгородской иконе, в синих главах угличских церквей.
— В „Слове о Полку Игореве“ и в „Житии протопопа Аввакума“.
— Оно в природной языческой мудрости славянской песни, сказки и обряда.
— В пышном блеске Киева, в буйных подвигах дружинных витязей, „боронивших Русь от поганых“.
— В труде и поте великоросса, поднимавшего лесную целину и вынесшего на своих плечах „тягло государево“.
— В воле Великого Новгорода и художественном подвиге его.
— В одиноком, трудовом послушании и „умной“ молитве отшельника-пахаря, пролагавшего в глухой чаще пути для христианской цивилизации.
— В дикой воле казачества, раскинувшего межи для крестьянской сохи до Тихого океана.
— В гении Петра и нечеловеческом труде его, со всей семьёй орлов 18 века, создавших из царства Московского державу Российскую.
— В молчаливом и смиренном героизме русского солдата-труженика, убелившего своими костями Европу и Азию ради прихоти своих владык, но и ради целости и силы родной земли <
>
— Оно везде вокруг нас, в настоящем и прошлом — скажем твёрдо: и в будущем.
— В годину величайших всенародных унижений мы созерцаем образ нетленной красоты и древней славы: лицо России.
Пусть для других звучат насмешкой слова о её славе. Пусть озлоблённые маловеры ругаются над Россией как страной без будущего, без чести и самосознания. Мы знаем, мы помним. Она была Великая Россия. И она будет!»
В следующей передаче необходимо уже конкретно определить суть Русской цивилизации, которую пытаются затемнить наши недруги, ведя против России и Русских ожесточённую «культурную войну».
В.Н.Шульгин, кандидат исторических наук, доцент КГУ, 19.07.2005
http://rusk.ru/st.php?idar=103441
Страницы: | 1 | |