Портал-Credo.Ru | Архиепископ Монреальский и Канадский (РПЦЗ) Гавриил (Чемодаков) | 11.07.2005 |
Епископ Гавриил: Пока еще рано говорить, что с принятием этих документов мы прямо идем к объединению. Все-таки эти документы сами по себе можно рассматривать скорее как какой-то проект будущих событий. Я должен подчеркнуть, это не только моя точка зрения, я полагаю, но и других архиереев нашей Церкви, что мы должны сперва придти к какому-то обоюдному согласию в решении всех проблем.
В этих документах, может быть, и касаются этих проблем, в отношении Декларации. В этих документах, я думаю, немало вещей, даже слов, которые могут кого-то соблазнить и навести на мысль, что мы сдали свои позиции и уже полностью приняли мнение МП. Это не так. Эти комиссии предприняли немалые труды. В их документах, конечно, есть слова, которые и меня очень смутили, и многих смущают. Это слова о «подвиге служения» митр. Сергия. Я, конечно, не могу назвать его служение «подвигом» и думаю, что это многих соблазняет. Однако комиссии МП пришлось во многом уступить нам и согласиться, по крайней мере, в том, что Декларация митрополита Сергия по сути неправильная. Церковь не может так поступать, как поступил митрополит Сергий, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства.
Надо не забывать, что у нас в будущем году будет Всезарубежный Собор, где будут представлены все епархии делегатами — и духовенством, и мирянами. Но какие бы ни принял решения Собор, они должны быть утверждены Архиерейским Собором, который должен состояться сразу после Всезарубежного Собора.
Замечу, что мы даже не касались серьезно вопроса об экуменизме, а большее время уделили Декларации и личности митрополита Сергия, а также отношениям Церкви и государства. И слишком мало времени было уделено экуменизму.
Вы сами, наверное, видели, что в день появления этих документов на сайте МП там на первом месте стояла новость о встрече Патриарха Алексия II с делегацией Всемирного Совета Церквей. А наши документы оказались на третьем или четвертом месте. Это сразу смущает читателя, особенно нас, зарубежных читателей. Это говорит о том, что с решением вопроса об экуменизме будут большие проблемы. Поэтому говорить о каком-то объединении, пока проблемы экуменизма, не будут разрешены — преждевременно.
— Каково соотношение иерархов РПЦЗ (Л), занимающих лояльную позицию по отношению к РПЦ МП, и тех, кто придерживается более жесткой, принципиальной позиции, соответствующей той, которой всегда придерживалась Зарубежная Церковь?
— Я не буду отвечать за своих собратьев. Мне хочется думать и надеяться, что все архиереи РПЦЗ согласны с тем, что мы не можем говорить ни о каком объединении, пока все спорные вопросы не будут решены. Если сейчас мы в какой-то мере пришли к какому-то согласию (хотя это тоже очень спорно — относительно Декларации, самого Сергия и его служения, и его т.н. «подвига»), то я уверен, что и это согласие вызовет у нас много трений и споров. Я уверен, что все наши архиереи не смогут смотреть на некоторые вещи сквозь пальцы только ради того, чтобы ускорить какое-то объединение. Не обращать внимания или сказать, что для нас эти вещи уже не являются таким важными, как они были все эти годы, невозможно, потому что за нами паства, которая очень волнуется обо всех этих процессах.
— У меня как раз вертится на языке именно этот вопрос: как воспринимают эти процессы паства, рядовые клирики, а не иерархи?
— Есть архиереи, которые больше склонны к более быстрому объединению, чем другие. Такая же ситуация существует и среди паствы. Но мне представляется, зная ситуацию и настроения в епархии, то большая часть нашей паствы, я боюсь употребить выражение «подавляющее большинство», но просто большая часть паствы — относится к объединению с большим опасением, с тревогой и волнением, потому что у людей нет доверия к существующей структуре МП. Даже если мы согласимся с МП во всех вопросах, то это недоверие все равно останется.
Наши церковные люди понимают, что нас разделяло и разделяет. Люди считают, что время объединения еще не пришло, не приспело. Мы еще не можем действительно спокойно и с чистой совестью сказать, что теперь можно объединяться, потому что все вопросы и проблемы разрешены. Я знаю, что есть немало людей, которые хотят объединения, которые говорят об этом открыто и пишут, но я думаю, что не ошибаюсь, говоря, что большая часть если и не против, то относится к этому процессу с опасением.
— Я задам очень провокационный и резкий вопрос, на который Вы можете не ответить, но я его задам. Довольно большое число православных верующих, как за рубежом, так и в России, считают, что МП — вообще образование неканоническое и нелегитимное с церковной точки зрения, потому что практически вся ее нынешняя высшая иерархия была поставлена в советские времена и была поставлена с благословения не просто властей и безбожного руководства, но под полным контролем КГБ. Таким образом, они все неканоничны. И с этой структурой, пока не сменится полностью все ее руководство, поставленное безбожной властью, просто невозможно иметь дело. Это как Господь водил евреев 40 лет по пустыне, чтобы они не внесли в Землю Обетованную бацилл рабства…
— Я думаю, что многие в нашей пастве считают так же. Именно так, как Вы говорите. У нас раньше было полностью такое представление. Такое понятие о МП. Мы говорили, что всегда являлись и являемся частью Русской Церкви, но никогда не говорили, что МП является ее главной частью. Или «Матерью-Церковью», как она любит себя называть. Было под вопросом, вообще может ли она себя называть «частью Русской Церкви». Поэтому большей части нашей паствы непонятно, что изменилось, почему вдруг сейчас такое отношение к МП, будто другого взгляда на нее никогда не было. Но он был. Паству и меня настораживает, что сотрудничество с МП идет, и хотя государство уже некоммунистическое, но многое из советского наследия еще осталось. Когда совсем недавно Патриарх отправляет поздравление коммунистическому президенту Вьетнама с победой коммунизма. Это, знаете ли, шокирует и более чем настораживает. И таких примеров немало. Это в очередной раз показывает, что Церковь не отъединилась от государства. Она до сих пор с ним сотрудничает, и, может быть, государство по-прежнему командует: как Церкви жить, как развиваться. Многие волнуются именно о том, что через объединение мы потеряем свою свободу, свою автономию и право на позицию, на которой мы стояли все эти годы.
Беседовал Владимир Ойвин