Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина12.07.2005 

Святые Первоверховные Апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и ПавелЕсть такой дивный византийский образ, — на нем изображены обнявшиеся святые апостолы Петр и Павел. Образ христианской любви и дружбы.

И недаром в православной церкви был учрежден единый праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля, к которому сугубо приготовлялись христиане, проводя две недели или месяц в посте и молитвах. Множество храмов в честь первоверховных апостолов было воздвигнуто на святой Руси. Наш город почти уже три столетия украшает Петропавловский собор в крепости на Заячьем острове. С этого храма можно сказать началась Имперская Россия. А другим храмом в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, построенном по высочайшему повелению Государя Николая II, в начале ХХ столетия в Петергофе, закончилась история Российской Империи.

За революционное лихолетье храм был превращен в развалины, и даже трудно было представить, что когда-нибудь вернется былая красота. Но вот уже двенадцать лет красавец-храм радует души всех, кто бывает в Петергофе.

Итак, почему в церковном сознании произошло объединение двух апостолов, которые при жизни не шли одними путями? Как это было с другими из 12 учеников, которых Господь нарочито посылал на проповедь по двое. А ведь нет такого праздника, когда праздновалась бы память двух апостолов, ходивших вместе на проповедь. А Петр и Павел почитают вкупе вот уже 16 веков.

Ответ мы находим в книге Деяний апостолов и в Посланиях ап. Павла и ап. Петра. Эти, входящие в Новый Завет книги, рассказывают о том, как нарождалась и созидалась на земле Церковь. И в них не утаивается об искушениях, которые пришлось пережить. Апостол Петр и апостол Павел с точки зрения человеческой были людьми «разного уровня жизни». Один был простым рыбаком, а другой — ученым книжником, принадлежавшим к элите еврейского народа. И опыт человеческий их был различен, — один прошел с Господом весь путь его благовествования народу, пережил страшное отречение во дворе Каиафы, ему Господь сказал: «Паси овцы Моя»; а другой — не видел при земной жизни Господа, был правоверным фарисеем, умнейшим человеком своего народа, был гонителем христиан, сам не пролил крови их, но сторожил одежду убийц первомученика Стефана и направлялся в Дамаск для того, чтобы расправиться с Сирийскими христианами, когда Господь остановил его, поразив слепотой и в ответ на его потрясенный вопрос: «Кто Ты, Господи?» — получил ответ: «Я — Тот, Которого, ты гонишь».

Апостола Павла называют апостолом язычников, в отличие от Апостола Петра, который был обращен прежде всего, к своим соплеменникам. Тут и случилось искушение, о котором мы говорили выше. Апостол Павел, сам, пройдя через «законничество», проповедовал «свободу во Христе» и выступил против соблюдения мелочных иудейских обычаев. Ему принадлежат удивительные слова: «Нет уже иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28).

В том же послании говорится и о конфликте с апостолом Петром, о том, что как апостол Павел противостал его пренебрежению язычников. Из книги Деяний апостольских мы знаем, что впоследствии Господь послал апостолу Петру уверение в правильности пути апостола Павла. Он послал его крестить язычника — Корнилия сотника, и когда Петр усомнился в нечистоте язычников, даровал ему видение, при котором он услышал: «У Бога все чисто».

Вопрос о пути Церкви был решен на первом апостольском соборе, который был собран в Иерусалиме до его падения. На этом соборе раз и навсегда постановили, что Церковь Христова — это Церковь всех народов и «соблазн иудействующих» был отринут.

Апостол Петр в посланиях своих отныне именует апостола Павла: «возлюбленнейший брат наш Павел по данной ему премудрости написал вам» и подчеркивает свое единодушие с ним в отношении к язычникам. И весь христианский закон, так же как и апостол Павел в послании к Коринфянам, апостол Петр в своем соборном послании утверждает одной фразой: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Петр. 4, 8).

Итак, учреждая еще в глубокой древности (уже в IV веке мы находим упоминание) праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, Церковь напоминает нам об идеале христианского братолюбия, смирения, терпения и стремления к единодушию и единомыслию.

И, характерно, что католики не свели, а развели апостолов: они особо выделили апостола Петра, назвали его «наместником Христа на земле», а римскому папе присвоили значение его местоблюстителя. Таким образом, простой и всю жизнь плакавший о своих грехах Апостол превратился в этой интерпретации в патрона тех, кто стремится и реально обладает земной силой и властью.

Символично, что в России, именно в наше неспокойное время особенно почитают апостолов Петра и Павла. Возводят храмы в их честь, восстанавливают порушенные. Мы нуждаемся сейчас в небесной помощи святых, которые учились преодолению вражды и неприязни друг к другу.

http://rusk.ru/st.php?idar=103395

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика