Русская линия | Людмила Ильюнина | 02.07.2005 |
«Иоанн босой» называли владыку в Париже, как какого-нибудь древнего святого. Но не только то, что он зимой и летом ходил босиком или в сандалиях и ботинках на босу ногу, стяжало ему славу юродивого. Владыка выглядел часто отстраненным от разговора, иногда казалось, что он постоянно спит (и люди говорили: «Вот по ночам не спит, не разрешает себе вообще ложиться в кровать, за то днем «клюет носом»). А потом оказывалось, что «спящий» владыка лучше, чем иные бодрствующие воспринимает все, что люди говорят или делают. Более того, он слышит не только слова, но и мысли человека.
Он появлялся в домах своих прихожан без предупреждения именно в те минуты, когда требовалась его помощь. Он особенно любил детей и нищих. Он создавал приюты для маленьких сирот и богадельни для брошенных стариков, постоянно навещал больницы и причащал болящих на дому. Как сказал о владыке Иоанне (Максимовиче) митрополит Антоний (Храповицкий): «Этот маленький, слабый человек, почти ребенок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».
Но сейчас в день памяти Святителя мы хотим не только преклониться перед различными теперь уже посмертными проявлениями его святости: чудотворениями, молитвенной помощи; хотим сказать особенное благодарственное слово ему за то, что он был проповедником царепочитания. Мы, советские люди, в начале 1980-х годов со страниц «Русского паломника», «Православной Руси» и «Православной жизни» впервые прочитали поучения об этой добродетели, которые принадлежали святителю Иоанну Сан-Францизскому. Через святителя Иоанна прояснился для нас смысл трагической нашей истории, потом об этом писали многие, но от него первого мы услышали со страниц печати:
«За убийство беззащитного Царя-Страдальца и Его семьи страдает ныне весь русский народ, допустивший страшное злодеяние и безмолстивовавший, когда Царя подвергли унижению и лишению свободы.
Глубокое осознание греховности содеянного и покаяние пред памятью Царя-мученика требуется от нас Божией правдой.
Память невинных князей свв. Бориса и Глеба пробуждала совесть русских людей во время удельных смут и устыжала князей, начинавших раздоры. Кровь св. Князя Игоря произвела душевный переворот в душах Киевлян и объединила Киев и Чернигов почитанием убитого святого князя.
Св. Андрей Боголюбский своей кровью освятил единодержавие Руси, утвердившееся уже значительно позже его мученической кончины.
Всероссийское почитание св. Михаила Тверского исцелило раны на теле России, причиненные борьбой Москвы и Твери.
Прославление св. Царевича Дмитрия прояснило сознание русских людей, вдохнуло в них нравственные силы и после тяжких потрясений привело к возрождению России.
Царь-Мученик Николай II со Своим многострадальным семейством входит ныне в лик тех Страстотерпцев.
Величайшее преступление, совершенное в отношении Его, должно быть заглажено горячим почитанием Его и прославлением Его подвига.
Пред Униженным, Оклеветанным и Умученным должна склониться Русь, как некогда склонились киевляне пред умученным ими преподобным Князем Игорем и Суздальцы — пред убитым Великим Князем Андреем Боголюбским!»
Сказанные почти полвека слова оказались пророческими:
«Тогда Царь-Страстотерпец возымеет дерзновение к Богу и молитва Его спасет русскую землю от переносимых ею бедствий.
Тогда Царь-Мученик и Его Сострадальцы станут новыми небесными защитниками Святой Руси.
Невинно пролитая кровь возродит Россию и осенит ее новой славой!»
Можно сказать, что эта проповедь, как и другие проповеди святителя Иоанна, воспринимались некоторыми из его зарубежной паствы, как проявление юродства.
Россия в то время была советской, а Церковь, по мнению этих людей, была «красной». Святитель Иоанн не пошел по пути гордого обличения и самоуверенной сверх-правильности, он выражал надежду и упование на то, что «Россия воспрянет ото сна». Обличал он только свою паству, говорил о «духовном состоянии русской эмиграции», сравнивая ее с «Содомом и Гоморрой», а о русских людях под игом безбожной власти говорил сострадательно: «Вся тяжесть зла теперешней власти и устроения жизни направлена на честных, благонамеренных и благочестивых людей и весь народ находится в угнетении и в постоянном страхе. Люди боятся даже своей собственной и никому невысказанной мысли, боятся, чтобы она не отразилась на выражении лица».
Именно к этим людям, ко всем нам Святитель обращал Слово о необходимости почитания Царской власти как таковой, о мистической сущности этого почитания. Он говорил, что после убийства Царской Семьи «весь мир может видеть, как связаны между собою Царская власть, верная Богу, и Россия.
Не стало Царя — не стало России.
…Против Царя и России было призвано все грязное и ничтожное и грешное, что может быть в душе человека.
Все это, всеми силами, поднималось на борьбу против Царской Короны, увенчанной крестом, ибо Царское служение есть крестоношение.
Против креста людей всегда поднимают клеветой и ложью, творя диавольское дело, ибо по слову Господа Иисуса Христа: «он есть ложь и отец лжи и когда говорит ложь — говорит свое».
Святитель Иоанн не только произносил до сих пор не устаревающие проповеди о царепочитании, он молился о России: «Для возрождения России напрасны все политические и программные объединения: России нужно нравственное обновление Русского народа.
Мы должны молиться о прощении грехов наших и о милости нашему Отечеству, подобно тому, как Господь Бог, освободил Израиля от плена Вавилонского, восстановил и разрушенный град Иерусалим».
Слово Святителя Иоанна, названное издателями «Россия», сейчас звучит как предостережение: «Тяжкие страдания Русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Но те же тяжкие страдания, тоска жизни под властью безбожников говорят, что Русский народ не до конца утратил сознание правды, что ему духовно и нравственно тяжела неправда безбожного государства и безбожной власти.
Россия восстанет так же, как она восставала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут. Когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его и вся сия приложатся вам». Россия восстанет, когда полюбит Веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников».
Отрадно признавать, что святителя Иоанна Шанхайского или Сан-Францизского ныне у нас в России, по его слову любят и почитают. Издано уже несколько книг о нем, переиздаются его проповеди, распространяются иконки Святителя.
Особенно почитают св. Иоанна монархисты, как одного из первых для «людей новой популяции» проповедников царепочитания.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
Людмила Ильюнина, специально для «Русской линии»
http://rusk.ru/st.php?idar=103386
|