Русская линия
Русская линия Роман Неумоев20.06.2005 

Роман Неумоев: Солнце над Россией обязательно взойдёт!
Легендарный рок-музыкант рассказал Русской линии о своей сегодняшней жизни

От редакции: Лидер рок-группы «Инструкция по выживанию» Роман Неумоев — известный музыкант, чьё имя целенаправленно замалчивается «массовыми» СМИ. Слушателем «Инструкции», если верить гостевой книге официального сайта рок-группы «Алиса», является Константин Кинчев. Стихи Неумоева в переводе на сербский язык были изданы в Белграде в 2000 году. В настоящее время Роман Неумоев живёт в городе Печёры в Псковской области. С известным рок-музыкантом беседует сотрудник РЛ Михаил Ямбаев.

Русская линия: Роман, в прессе, так или иначе освещающей вопросы религии, на страницах интернет-изданий, специализирующихся на той же тематике, или стремящихся, по крайней мере, освещать события общественной и политической жизни с точки зрения людей верующих, время от времени появляются полемические материалы о рок-музыке. Один из православных порталов (Правая.Ru) регулярно публикует рецензии на новые рок-альбомы и концерты, той же «Гражданской Обороны» или Чёрного Лукича, например. Или еще пример, касающийся Вас. Вот цитата из статьи некоего Петра Силаева в «НГ-Религиях» (приложение к «Независимой газете») от 19.01.2005 «Панк во Христе»: «Существует ли христианский панк в России? Один из представителей самого раннего доперестроечного „сибирского панка“ лидер группы „Инструкция по выживанию“ Роман Неумоев уже довольно долго декларирует свою принадлежность к православию. Большинство последних песен Неумоева посвящены изложению его религиозных взглядов. Похожая эволюция произошла и с суперзвездой российского рока Константином Кинчевым, лидером группы „Алиса“».
Как вы считаете, к понятию рок-музыка может ли быть применим термин «православная», «христианская»? Насколько эти понятия — рок и христианство — сопоставимы?
Может ли рок-музыка быть православной? Относите ли Вы на сегодняшний день себя к рок-музыкантам?

Роман Неумоев: Можно ли вообще ставить рядом такие понятия как православная вера и рок-музыка, так, наверное, надо бы поставить вопрос.
Еще недавно никто из иерархов Русской Православной Церкви и близко не хотел касаться такого противоречивого явления как рок. И тут надо сразу ликвидировать знак равенства между роком, каким он является на Западе, и русскоязычным роком. Россия уже основательно, на своей почве переработала это явление. Здесь, как и многое другое, это стало приобретать специфические для русского менталитета, мессианские черты. На Западе рок-музыка это на 99% одна из разновидностей элитарного искусства или чистая эстрада, сцена, ТВ и тому подобное. У нас это уже своего рода служение, приобретающее черты где-то даже религиозные. Это не только особая субкультура. Тут уже есть свои культы и культовые фигуры. А появление «культа», это уже зачатки религии, порождающие свою обрядовость и тому подобное.

Русская Православная Церковь, в конце концов, спохватилась. Кто-то из её иерархов понял, что нельзя позволить этой молодёжной субкультуре превратиться в еще одну разновидность массового молодёжного сатанизма и дать превратить значительную, зачастую самую думающую и ищущую часть молодёжи в озверевшую, обезумевшую толпу, готовую всё сокрушать, и самоуничтожаться.

И, тем не менее, между Православием и этой молодёжной «рок-религией» не может стоять знака равенства. Православие, как культура, безусловно, масштабнее, шире, глубже. Оно наполнено тысячелетней мудростью и опытом своих святых. В лице этих святых, оно простирается до самых Небес. И это даёт ему возможность спокойно и мягко вобрать в себя ту, лучшую часть молодёжи, которая увлечена сейчас роком. И это произошло уже и продолжает происходить с очень многими, активными деятелями рок-движения. Многие из тех, кто ещё недавно составлял цвет русского рока, сегодня уже батюшки, клирики, монахи, иеромонахи… Завтра, глядишь, кто-то из них станет архиереем. В такой ситуации «охота на ведьм» со стороны Церкви уже невозможна. Да это и не в традициях РПЦ. В традициях нашей Церкви — грамотный, просветительный диалог, совместные усилия по спасению людей, помощь заблудшим, соборная молитва за всех, чтобы привести кого возможно ко спасению и помочь сделаться наследниками Царства Небесного. Повторяю, не всех, а кого возможно! Потому что ныне, как и прежде «много званных, но мало избранных».

Я давно уже, если и рок-музыкант, то — скорее по инерции, нежели по роду деятельности. Молитвенное правило, диалог с Богом, духовные упражнения всё больше и больше занимают основное время моей жизни. И для музыкальной деятельности и тем более, концертной деятельности, остаётся всё меньше времени. Да и желания этим заниматься и тратить на это душевные силы, тоже уже маловато, даже для обычной популярности, не говоря уже о «культовости». С моей точки зрения, это хорошо. Духовная жизнь — это более эффективное Действие, чем воздействие на аудиторию средствами музыкального творчества. Куда это меня приведёт, я пока не знаю. Я иду не спеша и внимательно ощупываю дорогу под ногами, потому что идти приходится вслепую. Но один мой, ныне покойный друг, Дима Попов любил говорить: дорогу осилит идущий! Надо всё время идти. А может статься, что придётся даже бежать. Куда? В Египты, в поэты, в монахи, в пустыни, в леса и в горы — всюду, куда позовёт глас духовный, взывающий с Небес.

Я не очень хорошо представляю, кто такой господин Силаев. Ему угодно было выдумать ещё одно направление в современной рок-музыке. Флаг ему в руки! Изощряться в подобной терминологии удел тех, кто к самой музыке, как правило, имеет мало отношения. Человек, занимающийся непосредственно, музыкальным творчеством, живущий внутри этого процесса, не имеет ни времени, ни желания на подобную чепуху. Сегодня они скажут «христианский панк», а завтра, «припанкованный Христос» (а то и «сексуальный Христос», как у Скорцезе), и будут продолжать корчить свои скучные, «умные» физиономии.

Русская линия: Хорошо, тогда коснёмся Вашего творчества. Начнём с того, кто оказал на него влияние. И на музыкальное и на поэтическое творчество. Есть ли любимые композиторы? Слушаете ли что-то сейчас?

Роман Неумоев: На моё творчество много кто и что оказывало влияние. Это идёт с детства. С тех пластинок, что были в фонотеке у родителей. Всё то, что выпускала фирма «Мелодия». Но есть, среди этого, разумеется, что-то более сокровенное. Это русская, народная песня и русский романс. Большинство моих произведений, наиболее любимых слушателями, это по сути, либо апология русской народной песни, либо утяжелённый до пост-панковского саунда романс, типа «Гори, гори моя звезда» или вальса «На сопках Маньчжурии». Это можно обнаружить, если вслушаться повнимательнее. Это то, что наиболее близко моей душе. Русский песенный плач и реквием по миллионам русских героев, павших во имя великого планетарно-исторического явления, называющегося Россией.

Из современных композиторов я для себя выделяю Таривердиева и Свиридова. Из великих джазменов люблю послушать Колтрейна. Сейчас, вот, с удовольствием отдыхаю под музыку средневекового Ренессанса. Генрих Бибер очень понравился. Вообще, в музыке ценю ненапряжность, энтропийность. Хотя сам, грешу тем, что пишу как раз много музыки, заставляющей слушателя напрягаться. К сожалению, живёт ещё во мне типичный «русский рокер», который, образно выражаясь, хватает своего слушателя за грудки и орёт ему свою тему в лицо. При этом трясёт его бедного и не отпускает. Нет, мол, ты не уходи, ты выслушай, чего я тебе толкую-то… Но я понимаю, что надо от этого избавляться. А вот, как?..

Русская линия: Согласны ли Вы с утверждением, что в так называемые «застойные годы» рок-музыка, в частности, русская, несла в себе некий духовный смысл? Что-то вроде одного из путей поисков истины? Какова была роль рок-музыки в те годы, какова сейчас?

Роман Неумоев: Видите ли, под «духовностью» теперь многие склонны понимать очень большую палитру разнообразных явлений, не имеющих к области духа никакого отношения. При этом, надо бы ещё определиться о какой именно духовности идёт речь. Дух, он тоже, как известно, духу рознь. Люди ориентированы сейчас на самую различную «духовность». Наиболее популярной и соблазнительной является «духовность» агента Малдера из «Секретных материалов». У артиста, играющего этого персонажа даже фамилия и то, «духовная». Такая «духовность», наиболее близко пересекается с «духовностью» индуизма и других разновидностей восточного оккультизма. Источник этой «духовности» не Господь, а различные типы демонических существ: Кришны, там, Шивы многорукие и тому подобное. Нам их теперь в киноэпопее «Звёздные войны» показывают.

Так вот такой «духовности» в русском роке хоть отбавляй. Если внимательно проанализировать, то можно обнаружить в том, о чём они поют, все известные православному богословию ереси и восточно-оккультные представления, коими напичканы ныне головы огромной части молодёжи.

Если верно то, что когда человек пишет и создаёт, настоящую музыку, пронизанную светом и Божественной гармонией, ему помогает, незримо присутствующий Ангел Божий, то большинство творцов нынешней рок-музыки, безусловно вдохновляемы совсем другими духами.

Соответственно, и публика всё это потребляющая и рукоплещущая этому такая же, туда же ориентированная. В человеке ведь заложено и то, что от «нижних», и то, что от «вышних». И он волен выбирать, что ему ближе на данный момент. Тут нет фатализма. Я не хочу делить, людей на «тех» и «этих», когда об этом говорю.

Что до «духовности» рок музыки, то при чём здесь какие-то исторические периоды? Это вне временных отрезков. Есть большее зло и есть меньшее зло. Есть большая энтропийность и есть меньшая энтропийность. Чем меньше в музыке «роковости», тем меньше энтропия и степень разрушительности. Тогда, казалось бы, наилучшая, с такой точки зрения, музыка — это тишина. Но нет! Тишина — это что-то вроде броуновского движения, «белый шум». В ней нет организованности. Настоящая, истинная музыка — это высочайшая организованность звука! Если брать конкретно меня, то я к подобному ещё и близко не подошёл. В этом, божественность и православность, а не в покаянии Кости Кинчева. Потому, что его покаяние или воцерковлённость — это сугубо личное его дело. Это скажется на его творчестве, безусловно, но прямой связи тут нет. Поэтому его «православное паблисити», нынешнее, это просто смех какой-то. С ума, что ли все посходили?! Божий дар путается с яичницей, и всё это «во благо Русского Православия»! Бред, какой-то!

Русская линия: Собственно, я клонил к тому, что есть такой устойчивый миф — в «застойные» годы рокеры «незримо противостояли системе». А вот сейчас ситуация изменилась. Слышали ли Вы о встрече замглавы кремлевской администрации с рок-музыкантами нынешней весной?

Роман Неумоев: О контактах представителей Кремля с ведущими отечественными рок-музыкантами, мне известно только, что, вроде бы, кто-то в правительстве озабочен, опасным, с их точки зрения, засильем, ангажированной рок-эстрады и готов поддержать, честных ребят типа Шахрина, Бутусова, Шевчука и прочих. Наверное, это правильно. Но меня, и таких как я, это вряд ли касается. Мы до сих пор в андеграунде, наши кассеты, в разгар развитого рынка аудио-продукции, продолжают во многих городах продавать «из-под полы». Так что для меня лично, что Шахрин, с его песнями «про кефир и про футбол», что «Фабрика звёзд» или чудеса «Максидрома», — это что-то одно и то же. Это — из другого мира, где люди борются за место на рок-сцене и делят жирные куски пирога. Я живу вне этих проблем. Я пощусь. Моему постному рациону Шульгины, Айзеншписы, «Фабрики звёзд» и тому подобное не угрожают. Следовательно, мне и делить с ними нечего, и обсуждать проблемы культурного пространства, на котором их деятельность кого-то там не устраивает, мне тоже нет ни малейшего смысла.

Русская линия: Так получилось, что Ваше имя стало неким табу для музыкальной критики, хотя, если заглянуть в Интернет, Ваше имя и творчество широко известны. Существует ли своего рода заговор молчания вокруг ИПВ и Романа Неумоева? Или это Ваша личная позиция? Волнует ли Вас то, что пишут о группе «Инструкция по выживанию»? Волнует ли Вас количество поклонников группы?

Роман Неумоев: Перечитайте книги Рекшана про питерский рок. Пишут теперь только о тех, за кого платят. Это новая реальность информационной войны. Интернет — другое дело. Здесь ещё есть место неформальной, непроплаченной журналистике, потому и пишут. В основном, те, кому моё творчество что-то даёт, открывает какие-то горизонты. Вот такие как Вы — мои единомышленники. В прессе моё имя, периодически мелькает, в связи с тем же Летовым, например. Но так как специально никто никаким изданиям не платит, чтобы они обо мне писали, то они и не пишут. Капитализм, чего вы хотите! Слушателей же это не прибавляет.

Но тут, видите ли, надо иметь ввиду, что моё творчество носит чёткий, религиозно-ориентированный характер. А во все времена, во всех государствах, процент людей занимающихся каким-то богоискательством примерно остаётся на одном уровне от 7 до 12% населения. Так что мне лично реклама в прессе и не поможет, и не помешает. Мои песни всё равно найдут своего слушателя, но иными путями. Минуя традиционные каналы массовой информации. Моё творчество не рассчитано на массового слушателя, в принципе. А мой образ жизни вообще не зависит от того — пишут обо мне или не пишут. Хотя, если меня где-то критикуют за дело, это мне приятно, как и любому творческому человеку, любому художнику. Впрочем, у меня такой, специфический, русско-экстремистский, юдофобский статус, что к выливаемым на меня помоям, со стороны, определенной, задеваемой за живое, части людей я уже приобрёл некий иммунитет и стараюсь не обращать внимание. В конце концов, их можно понять. Я же знал на что иду, когда «обижал» их своими песнями и своей гражданской позицией. На кого же мне теперь сетовать?

Русская линия: А может быть, причина в том, уже с начала 90-х годов Ваше творчество стало прямым вызовом тем, кто пытается заправлять всеми сферами нашей жизни. Это четкая и недвусмысленная позиция русского человека: «Разрывает сердце мне то, что движется из вне, то, что жить моей любви не дает…». Причина может быть в том, что Вы первый из рок-музыкантов, и единственный на тот период (конец 80-х — нач. 90-х гг.), внятно произнесли в своих песнях слова «русский» и «Россия». И слово «Родина» у Вас никогда не рифмовалось с «уродиной». Но было: «Не забудем лишь синие горизонты в дали, не забудем в России умереть от любви!» Можно предположить, что будь там, что-то вроде «умереть от ненависти в этой стране», и критики были бы гораздо благосклонней. Они ведь просто промолчали…

Роман Неумоев: Не вижу здесь вопроса. Скорее тут лично Ваш взгляд на происходящее в 90-х и на моё творчество этого периода. Поэтому мне остаётся либо что-нибудь возразить, либо согласиться. Предпочту согласиться.

Русская линия: А последние Ваши два альбома, наверное, шокировали тех, кто воспринимает рок-музыку в таком стандартном, что называется формате, уже даже своим оформлением. Так, «За чистое небо над головой» вышел с посвящением «Адмиралу Колчаку и воинам-освободителям, погибшим за Царя и Отечество». На обложке альбома «Rex» («Царь») изображен последний Государь. Насколько я знаю, Вы неоднократно повторяли, что являетесь убежденным сторонником монархии.
Печеры это же совсем недалеко от одного исторического места. В одном из интервью Вы сказали: «Вот тут и предали нашего императора продажные генералы. Ну ничего, взойдет еще солнышко над Россией». Взойдет? И каким оно будет?

Роман Неумоев: Солнце взойдёт! И не только над Россией, а и над всем миром. Вы это сами прекрасно знаете. Нам же тут, особенно легко никогда не было, не будет и при восстановленной монархии. Царь в России будет дан Богом не для того, что бы мы блаженствовали, а для противостояния «Мировому зверю». И надо будет встать под его знамёна и снова идти на Войну. Для пассионариев это радость, для обывателя — тягота. Но и тем и другим предстоит одно — тяжёлая работа.

Кабы грядущий русский Царь нас на Канары отдыхать отправлять пришёл. Так ведь, не для этого же, он будет дан России. Так, что тем, кто его ожидает, лучше бы пока не поздно, учиться что-нибудь в руках держать, кроме стакана: автомат, мастерок, лопату.

Русская линия: Что скажете о сегодняшней своей жизни в Печёрах? Вы ведь родом из Сибири, совсем из других краев. Приходилось слышать, что Вы кое-что успели построить в Пскове. Чем живете сейчас, планируете ли выступления по стране. Как соотносится духовная жизнь и концертная деятельность.

Роман Неумоев: Вот я в Печёрах и учусь что-нибудь как следует держать в руках. Подрабатываю на ремонтах квартир, магазинов и тому подобное. Упражняюсь в молитве. То есть именно, что не молюсь — какой из меня молитвенник! А упражняюсь. Стараюсь научиться молиться. А музыкальное творчество по сравнению с этим, это какое-то, тяжёлое, изнурительное самоистязание. И главное, в моём положении, это ни денег не приносит, ни настоящего удовлетворения, даже. Одна нервотрёпка и тяжесть! До сих пор не могу понять, ну на хрена я всем этим столько времени занимаюсь. То ли из гордости, то ли из тщеславия? Не пойму!

Читателям же вашим и « Белым воинам » могу пожелать такой жизни и таких занятий в этой жизни, чтобы душа их ликовала и радовалась.
Радости всем Вам!
И Христос Воскресе! (Интервью готовилось в конце мая — начале июня — ред.)

http://rusk.ru/st.php?idar=103338

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru