Русская линия | Андрей Рогозянский | 17.06.2005 |
В ходе переписи инвентаризацию пройдут более 30 тыс. сельхозпредприятий, 264 тыс. крестьянских (фермерских) и 16 миллионов частных подсобных хозяйств. Детальную информацию планируется получить об использовании земель, пустующих площадях, собственниках и арендаторах, средних показателях урожая. По словам Гордеева, сельскохозяйственная перепись — это стандартная процедура, которая во многих странах вообще проводится раз в 5−10 лет. По мнению министра, «эта информационная база очень нужна для выработки и уточнения агропродовольственной политики страны». «Мы возлагаем большие надежды, считаем, что перепись станет для власти, для общества подробным индикатором того, что происходит в сельском хозяйстве, какие необходимо принимать решения», — сказал он.
Между тем, несмотря на заверения в том, что сбор информации не будет иметь фискального характера, а полученные данные пойдут на пользу селу — помогут выявить в социально-экономические проблемы глубинки, слабые места в сельской инфраструктуре, приведут к улучшению качества медицинского обслуживания и оказания социальной помощи сельским жителям, позволят создать новые рабочие места и улучшить условия труда сельскохозяйственных работников — масштабы и спешность мероприятия, для проведения которого в регионах уже созданы специальные комиссии, вызывает множество вопросов.
Первое сомнение касается целей и инициаторов переписи. Никаких признаков изменения государственной политики в отношении продовольственного производства, желания власти заниматься селом в последние годы и месяцы как не было, так и нет. Наоборот, свернуты меры по защите отечественного продуктового рынка от экспорта: в тех же количествах, что и несколько лет назад в Россию завозятся американские куриные окорочка и бразильская говядина, под давлением ЕС сняты ограничения на закупки европейской сельскохозяйственной техники и растениводческой продукции. Сорвано формирование государственного зернового фонда, который был призван защитить сельхозпроизводителя от произвола спекулянта-торговца. В виду же планируемого вступления России в ВТО во многих дотациях крестьянам и вовсе будет отказано, и положение села еще больше ухудшится.
Тот же А. Гордеев многократно и публично сетовал на слабый интерес государства к аграрному сектору. По Российской Федерации в текущему году на поддержание села отведено 0,9 процента бюджетных средств (для сравнения, в советское время отводилось 19 процентов). Согласно данным ООН, Россия по уровню потребления продуктов питания занимает 71-е место в мире. Сразу вслед за нами следует Сомали.
Более того, кризис нарастает. Например, поголовье крупного рогатого скота за прошлый год снова сократилось и достигло рекордно низкого для России количества — 23,1 млн. голов. Аналогично — с поголовьем свиней, которых осталось немногим больше 14 миллионов. В результате, производство молока упало до 32 млн. тонн, что ниже кризисного 1998 года. Всего же за последние пятнадцать лет производство мяса снизилось в 2,3 раза, молока — в 1,7 и яиц — в 1,4 раза. Владимир Плотников, председатель аграрной партии России, депутат Государственной Думы от Волгоградской области констатирует: «В июле 2000 года Правительство РФ приняло „Основные направления агропродовольственной политики страны на 2001−2010 годы“, но никого не волнует, что она с треском проваливается».
По заявлению директора Всероссийского института аграрных проблем Александра Петрикова в России в настоящее время пустуют 13 тысяч деревень. Из них около 10 тыс. приходится на Центр и Северо-Запад России. По словам Петрикова, «доля сельских населенных пунктов без постоянных жителей или с числом жителей до 10 человек в целом по России составляет 30,8%». В Центральном федеральном округе этот показатель составляет 38,5%, а в Северо-Западном федеральном округе даже превышает 50%. На данном фоне стремление чиновников вдоль и поперек описать «сельское хозяйство, которое мы потеряли» выглядит не слишком логичным.
Так вот, оказывается, что сплошная перепись в ранге Всероссийской придумана вовсе не российскими властями, а ФАО (Продовольственной организацией ООН). У ФАО, оказывается, слишком мало достоверных и свежих сведений о состоянии аграрной сферы России. Проведение сельхозпереписи по этой причине становится неотъемлемой частью обязательств страны перед международными структурами. Именно ФАО определила перечень сведений, которые должны быть собраны в ходе мероприятия — о сельскохозяйственных производителях, наличии и использовании в сельскохозяйственном производстве земельных, материально-технических и трудовых ресурсах. ФАО рекомендует также проводить сельскохозяйственные переписи один раз в 5−10 лет и отслеживать «экономические и демографические сдвиги». Другими словами, у Запада должно быть достаточно сведений, кто в мире, помимо его контроля, сам себя кормит.
В последние годы ситуация с обеспечением продовольственной безопасности значительно обострилась. В настоящее время Россия ввозит почти 50% продуктов питания. Уже сейчас это дает основания говорить о зависимости страны от импорта продовольствия, несмотря на видимое изобилие на прилавках магазинов. Особенно это касается крупных городов. Москвичи, например, потребляют 65% импортного мяса и 61% импортного животного масла.
Вызывает удивление и то, с какой скрупулезностью собираются инвентаризовать продовольственную сферу. Анкетирование должны будут пройти садоводы, огородники, птицеводы и пчеловоды. Инвентаризуют все и вся, включая последних цыплят и плодовые деревья в саду. Любопытно, что же, и «эта информационная база» также крайне нужна федеральным инстанциям «для выработки и уточнения агропродовольственной политики страны»?
Разработчики мероприятия уверяют, что в ходе переписи конфиденциальность представляемых сведений и целевое использование полученных данных будут надежно защищены. В Государственную Думу по данному поводу даже внесут специальный законопроект, регулирующий участие в переписи физических лиц. Однако, наивно считать, что в ходе обработки анкет персональная составляющая из них выветрится без остатка, превратится разом в сухие и обезличенные «проценты» и «штуки» отчетов.
В ходе прошедшей три года назад Всероссийской переписи населения значительная часть наших сограждан — 18 миллионов человек, около 14%! — назвала источником средств к существованию плоды труда на приусадебных участках. В макроэкономическом мышлении г-на Грефа столь солидный кусок рынка, дающий возможности для извлечения гражданами в т. ч. и денежных доходов (сдача и самостоятельная продажа продовольственной продукции на рынке), не может оставаться неучтенным.
Для существующей теперь системы руководства хозяйством, где все решают не конкретные возможности развития производства, а механизмы финансового управления: открытия, перераспределения или ограничения потоков денежных средств, — для функционирования этой системы Минфин и Минэкономразвития, как минимум, желают в точности знать емкость и производственные возможности «дачно-огородного сектора», объем денег, обращающихся в нем мимо кассы. В действительности же, подробная информация «о тех, кто в поле», как категории граждан, обладающих возможностями к продовольственному самообеспечению и самопомощи, представляет серьезную ценность, причем не только для федеральных фискальных служб (сбора налогов), но и с позиции «компетентных органов».
Итак, в лице Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. мы имеем очередной акт усиления тотального контроля над обществом, попытку ввести централизованный мониторинг и, в перспективе, подыскать средства влияния на производство и перемещения такого стратегического ресурса, как продовольствие. Другим результатом станет наверняка урезание государственных дотаций селу, где в нормативах, например, санитарно-ветеринарного и агротехнического обеспечения, на производство дорожных, электрификационных, ремонтно-восстановительных и пр. работ до сих пор фигурируют показатели советского времени, давно переставшие соответствовать печальному состоянию дел в вымирающей российской глубинке.
Андрей Рогозянский, специально для Русской линии
http://rusk.ru/st.php?idar=103329
|