Русская линия | Людмила Ильюнина | 03.06.2005 |
Храмы Санкт-Петербурга воплощают в себе многообразную историю города. Они хранят память о замечательных архитекторах, живописцах и иконописцах, благотворителях разных рангов — «создателях храма сего». Со многими храмами связаны важные для всей страны судьбоносные события. Кроме того, история храма — это не только история постройки, перестройки, а в советское время закрытия и поругания большинства питерских соборов, но это еще и история прихода, история жизни тех людей, которые были постоянными прихожанами той или иной церкви. Особо это проявилось в истории церкви в честь иконы Владимирской Божией Матери, потому что в числе ее прихожан было много знаменитых людей.
Первоначально же церковь, расположенная в Придворной слободе Санкт-Петербурга, благоустраивалась прежде всего богатыми царедворцами. Границы Придворной слободы простирались от Аничкова моста до улицы Марата, которая раньше называлась Грязной. В этой части города по высочайшему указу селились придворные, дворцовые и конюшенные служители. «Первые чины» в будущем приходе Владимирской церкви жили вдоль реки Фонтанки. Из именитых фамилий первых прихожан можно назвать шталмейстера Р.М.Кошелева, князей Путятиных, гофмейстера Двора Д.А.Шепелева, придворного живописца графа Головина, князей Шаховских. «Подлые служители» Придворной слободы жили в глубине района, о их профессиях и сейчас напоминают названия улиц — Поварская, Кузнечный и Свечной переулки, Стремянная улица, а были еще Басманная, Гребецкая, Парусная, Скатерная, Столовая улицы, Хлебный переулок.
Инициатором строительства храма на образовавшейся в Придворной слободе к средине XVIII века торговой площади, окруженной каменными двухэтажными домами с торговыми лавками на первом этаже, был начальник Придворных слобод, управляющий Кабинетом Ея Императорского Величества Елизаветы Петровны барон Иван Антонович Черкасов.
К устроению церкви приступили в 1745 году. В это время появился «изустный указ» Императрицы о строительстве в Петербурге пятиглавых храмов в традициях древнерусского зодчества. «Этот указ имел важное политическое значение, ведь строившиеся до елизаветинского времени в столице одноглавые храмы со шпилями, напоминавшие больше лютеранские кирхи, ассоциировались с тяжелыми временами бироновщины и немецкого засилья. Пятиглавие же символизировало возвращение к русской традиции православного храма».
В 1745 году была построена деревянная церковь. Закладка каменной церкви состоялась в августе 1761 года. Архитектором, создавшим проект каменной церкви, считается Пьетро Трезини. В 1763 году была привезена главная икона будущего храма — Владимирской Божией Матери. Она была заказана московским иконописцам как список с чудотворной иконы Божией Матери, хранившейся в Московском Сретенском монастыре. Икона была крашена богатой серебряной вызолоченной ризой, украшенной жемчугом, алмазами, изумрудами, сапфирами, яхонтами, горным хрусталем и топазами. В образах на финифти, располагавшихся по краю ризы, были изображены события из жизни Божией Матери и прославления Владимирской иконы, а по бокам помещались иконы святителей Московских Петра, Алексея и Ионы и небесного покровителя города на Неве св. благ. кн. Александра Невского. Вероятно, эти святые были небесными покровителями жертвователей. Местонахождение этой, драгоценно украшенной иконы, в настоящее время неизвестно. Несмотря на то, что верующие после революции неоднократно пытались ее выкупить, она так пропала бесследно в музейном отделе Главнауки, возникшем в годы советской власти. Туда же попали и другие наиболее ценные предметы церковной утвари из Владимирского храма.[1]
Однако, почти все иконы старинного иконостаса в храме второго этажа сохранились. Иконостас этот был перевезен из домовой церкви Аничкова дворца, выполнен он был по рисунку выдающегося зодчего В.Растрелли.
Внутреннее убранство храма уже в первые годы после его постройки поражало великолепием. Иконостас — трехъярусный, вызолоченный с богатой резьбой. Ярусы разделены профилированными карнизами, поддерживаемыми каннелированными колоннами коринфского ордера. Прежде иконостас насчитывал тридцать икон, в настоящее время из них осталось двадцать четыре. Богатая вызолоченная резьба сохранилась примерно на семьдесят процентов.
В хорошем состоянии иконы сохранились в основном в верхних ярусах иконостаса: над царскими вратами «Вознесение Господне» и «Коронование Божией Матери», в праздничном ряду — «Сретение Господне», «Моление о Чаше», «Поклонение волхвов», «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Троица Ветхозаветная», «Уверение Фомы», в пророческом ряду — св. пророки Захария, Исайя, Сафония, Моисей, Аввакум, Даниил.
Из икон в нижнем ярусе сохранились: на северных диаконских дверях «Архангел Гавриил» и над ним «Святая великомученица Екатерина», на южных дверях — «Архангел Михаил» и над ним «Святые Захарий и Елизавета»; справа от северных дверей внизу — «Воскресение Христово», и слева от северных врат вверху — «Рождество Богородицы».
Во втором ярусе сохранились все иконы — двенадцати апостолов, четырех пророков, две праздничные иконы — «Воздвижение Креста» и «Крещение Господне».
В третьем ярусе сохранились круглые иконы — «Снятие со креста» и «Положение во гроб».
Иконы в иконостасе помещались в соответствии с определенным замыслом. Здесь были иконы небесных покровителей членов семьи Императрицы Елизаветы Петровны, в царствование которой начал устроиться храм. Иконы были написаны известными в то время живописцами И.Я.Вишняковым, А.П.Антроповым, И.И.Бельским. Стены храма украшали картины на религиозные сюжеты, были среди них и работы «школы Рубенса», представлявшие значительную художественную ценность. Немало ценностей было и среди предметов церковной утвари. В начале XIX столетия в храм был пожертвован ковчег с частицами мощей 150 святых угодников.
Украшали храм и старинные паникадила позолоченной бронзы с хрустальными «слезками». Все это было утрачено в годы революции.
Убранство нижнего храма, освященного в честь св. Иоанна Дамаскина, с пределами в честь сщмч. Харлампия и св. пр. Илии, к сожалению совсем не сохранилось. Представить его былое благолепие можно по описаниям и старинным фотографиям.
Главным строителем храма был первый настоятель — протоиерей Иоанн Кириков. В 1998 году была найдена и восстановлена его могила близ алтаря Владимирской церкви. Восстановлена и надпись, которая была выбита под крестом в 1870 году: «Строителю Владимирской церкви священнику Иоанну Кирикову от священнослужителей, старосты и прихожан Владимирской церкви».
В середине XIX века архитектором Ф. Русска храм был расширен. Были пристроены боковые приделы — северный в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», южный во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
В 1786 году близ церкви в северо-западном углу церковного парка-двора началось строительство колокольни. Проект был выполненным знаменитым архитектором Д.Кваренги. Работы закончились в 1791 году.
В 1840 году колокольню решено было перестроить, так как она была слишком низкой (ниже храма) Автором проекта перестройки колокольни был архитектор Ф. Руcска, позднее построивший при церкви две часовни и каменную ограду. Работы по перестройке колокольни были завершены в 1849 году, она приобрела современный вид.
Отметим, что и церковный сад устроители храма использовали для религиозного назидания народа, — здесь были поставлены четырехколонные беседки с золочеными куполами, на каждой из них была сооружена фигура евангелиста с его символом. В каждой беседке были отражены важнейшие моменты земной жизни Спасителя. В беседка с евангелистом Иоанном — Распятие с предстоящими Матерью Божией, Марией Клеоповой и Марией Магдалиной; в беседке с евангелистом Матфеем — Снятие с Креста; с евангелистом Марком — явление Воскресшего Спасителя Марии Магдалине; с евангелистом Лукой — путешествие в Эммаус. Над всеми беседками возвышался бронзовый золоченый купол, между беседками была воздвигнута пещера, над ней в куполе был изображен храм, окруженный облаками, золотыми лучами и херувимами.
Архитектурный ансамбль Владимирской церкви сложился к средине XIX века, в том виде, как он сохранился до наших дней. Церковь уже в то время стала и остается до сих пор смысловой доминантой района.
Гармоничность пропорций Владимирской церкви радует взгляд: высокие барабаны венчают изящные главки-луковки, центральный барабан увенчан высоким колоколоообразным куполом, над ним изящная главка. В барабанах прорезаны полуциркульные и круглые окна, а на центральном барабане — треугольные сандрики, небольшие главки помещены над трапезной и алтарной частью. Получилась настоящая архитектурная симфония главок и крестов.
В XIX — нач. XX века к Владимирской церкви было приписано несколько домовых храмов. Из них особо следует отметить церковь Рождества Христова во дворце Белосельских-Белозерских. Эта церковь была свидетельницей молитв великой книги преподобномученицы Елизаветы Федоровны во времена ее протестантства и мучительных сомнений и раздумий перед переходом в православие.
Храмовые праздники
Праздничных дней в честь иконы Божией Матери Владимирской в церковном календаре немало — этот образ был неизменным хранителем России на протяжении веков е истории.
Основным престольным праздником во Владимирском храме является день Сретения Владимирской иконы Божией Матери — 26 августа по старому, 8 сентября по новому стилю. Во Владимирской церкви этот день отмечается с особой торжественностью. Так же торжественно отмечаются праздники, связанные с престолами храма: день иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» — 24 октября по старому стилю, 6 ноября по новому и день памяти свв. муч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии — 17 сентября по старому, 30 сентября по новому стилю.
Знаменитые прихожане храма
С приходом Владимирской церкви связана история семьи Пушкиных. Неподалеку от Владимирской площади в Свечном переулке стоял дом Касторских (дом N 5). Здесь жили родители А.С.Пушкина — Сергей Львович и Надежда Осиповна. По возвращении из Михайловского в 1826 году у них останавливался их знаменитый сын.
Часто бывал Пушкин у своей сестры Ольги Павлищевой, жившей на Грязной улице (ныне улица Марата, дом N 25). Здесь же у Павлищевых проживала последние месяцы своей жизни няня поэта Арина Родионовна. По мнению биографов Пушкина он приходил проститься с няней и был на отпевании 31 июля 1828 года во Владимирской церкви. В метрической книге храма есть запись о скончавшейся «старостию в возрасте 76 лет, 5 класса чиновника Сергея Пушкина крепостной женщины Ирине Радионовне». В 1991 году на доме, где умерла няня поэта, установлена памятная доска.
В приходе Владимирской церкви жил лицейский друг Пушкина — барон Антон Дельвиг.
К сожалению, дом Дельвига (Загордный пр. 9) был снесен в недавнее время, несмотря на громкие протесты общественности. А между тем, это был один из известных литературных салонов северной столицы в XIX столетии. Дважды в неделю — по вечерам в среду и в воскресенье здесь собирались литераторы и музыканты, сотрудники альманаха «Северные цветы», лицейские друзья. Здесь часто бывали П.А.Вяземский, В.А.Жуковский, Н.И.Гнедич, И.А.Крылов, Н.В.Гоголь. Постоянным и любимым гостем был А.С.Пушкин.
Вероятно, многие из названных литераторов присутствовали и на отпевании Антона Дельвига во Владимирской церкви 17 января 1831 года.
В приходе Владимирской церкви в эти же годы жил знакомец Пушкина, писатель и общественный деятель Дмитрий Максимович Княжевич, а так же родственник поэта Семен Ганнибал.
С середины XIX столетия по разным адресам в приходе Владимирской церкви долгое время жил Николай Алексеевич Некрасов. Возможно, что именно вид, стоящих у Владимирской церкви, сборщиков «на Божье строение», вдохновил поэта на создание одного из лучших его произведений — стихотворения «Влас».
В стихотворении же Некрасова «Свадьба» угадывается описание именно Владимирской церкви:
В сумерки в церковь вхожу. Малолюдно,
Светят лампады печально и скудно,
Темны просторного храма углы;
Длинные окна, то полные мглы,
То озаренные беглым мерцаньем,
Тихо колеблются с робким бряцаньем…
Н.А.Некрасова нельзя назвать человеком глубоко церковным, потому и в описании церкви сквозит «освободительная идея», которой он был порабощен. Другой же знаменитый прихожанин Владимирского храма, современник Некрасова, напротив, был защитником веры Христовой — речь идет о Ф.М.Достоевском.
Первоначально, еще будучи неизвестным начинающим литератором, он поселился напротив Владимирского храма — на углу Владимирского проспекта (д.11) и Графского переулка. Здесь был написан роман «Бедные люди». В приходе Владимирской церкви, в доме на Кузнечном переулке (где ныне размещается мемориальный музей-квартира), великий писатель прожил последние годы своей жизни. Здесь он писал «Дневники писателя» и роман «Братья Карамазовы».
Ф.М.Достоевский был постоянным прихожанином Владимирской церкви, был хорошо знаком с ее причтом. Один из священников приходского храма русского гения был его духовником — отец Николай Вирославский принял последнюю исповедь раба Божия Федора, читал над ним отходную, служил панихиды на квартире, куда приходило прощаться с усопшим множество людей.
В приходе Владимирской церкви в доме на Поварском переулке (д.5) жил и печально окончил свою жизнь писатель Всеволод Гаршин. Так как самоубийство Гаршина было вызвано многолетней психической болезнью, обострением ее, его было разрешено отпеть в церкви и предать христианскому погребению.
Прихожанином Владимирской церкви был и светлый гений русской музыки — Н.А.Римский-Корсаков. Пять лет (с 1883 по конец 1889 года) композитор жил на Владимирском проспекте (д.182) в угловой квартире четвертого этажа, окна квартиры выходили прямо на колокольню Владимирской церкви. Именно на эти годы проживания близ Владимирской приходится период особого увлечения композитором духовной музыкой. В 1884, в 1886, 1888 годах были изданы Сборники духовных музыкальных сочинений Римского-Корсакова, а так же увертюра «Светлый праздник», наверняка, во многом навеянная колокольным перезвоном Владимирской церкви, который он ежедневно слышал из окон своей квартиры.
В 1893 году после небольшого перерыва семья Римских-Корсаковых опять вернулась во Владимирский приход, поселившись во флигеле дома Лавровой на Загородном проспекте (д. 28), где ныне находится мемориальный музей-квартира. Здесь были написаны многие знаменитые оперные сочинения композитора. Скончался Н.А.Римский — Корсаков прихожанином Владимирской церкви, написав под ее молитвенной сенью свою гениальную духовидческую оперу — «Сказание о невидимом граде Китеже».
Под тихими, строгими сводами Владимирской церкви наверняка не раз бывал и будущий великий поэт XX века — Александр Блок. В приходе этого храма еще прапрадед поэта Александр Иванович Блок имел собственный дом, — этот был тот самый дом, в котором в начале XIX столетия жили Павлищевы, и где скончалась няня Пушкина Арина Родионовна!
А маленький Саша прожил вместе с матерью несколько лет в квартире на Б. Московской близ Свечного переулка.
В 1902—1907 гг. недалеко от Владимирской церкви, на Разъезжей улице 1, «у пяти углов» жил писатель А.ИКуприн. В квартире Куприна в те же годы располагалась редакция журнала «Мир Божий», в 1906 г. реорганизованного в «Современный мир». У Куприных часто бывали постоянные авторы журнала — И.А.Бунин, В.Н.Лодыженский, В.И.Немирович-Данченко.
Знаменательно, что и вернувшись на родину после эмиграции, Куприн поселился опять вблизи Владимирской церкви — на ул. Марата (д.10), но церковь в это время (1938 г.) уже была закрыта.
В настоящее время в восстановленной Владимирской церкви, по благословению ее настоятеля — протоиерея Владимира Фоменко почитается память ее выдающихся прихожан — в дни их памяти совершаются заупокойные богослужения.
При участии прихода Владимирской церкви на площади близ храма в 1997 году был установлен памятник Ф.М.Достоевскому. Памятник был торжественно освящен настоятелем протоиереем Владимиром Фоменко.
Время исповедников и новомучеников Христовых
Наша церковь стоит на крови мучеников — говорили во времена древние. В советскую эпоху в России это положение вновь повторилось. Потому почитая тех, кто сохранил веру во время гонений от безбожников, мы должны быть особо внимательны именно к трагическому периоду русской истории, начавшемуся в 1917 году.
Восстановленный приход Владимирской церкви по крупицам собрал сведения о том, что происходил с их храмом, духовенством и простыми верующими в эти годы.
Сразу после революционного переворота во Владимирской церкви оформилась активная приходская община во главе с протоиреем Павлом Кедринским. Община занималась просветительской (читались курсы лекций, проводились занятия кружков, была устроена читальня), благотворительной (помощь неимущим прихожанам) деятельностью.
Во время кампании по изъятию церковных ценностей (в 1922 году) прихожане, откликнувшись на призыв настоятеля, собрали огромное количество различных серебряных предметов на 288 кг и выкупили главные святыни храма. Но бесчестная по отношению к Церкви политика большевистских властей привела в июне 1922 года к судебному процессу над цветом петроградского духовенства и мирян. В связи с процессом митрополита Вениамина (Казанского) был арестован и настоятель Владимирской церкви протоиерей Павел Кедринский. Отец Павел был осужден на три года лишения свободы.
Настоятелем церкви с октября 1922 года стал протоиерей Иоанн Яковлевич Соколов, который, увы, примкнул к обновленцам и увлек за собой часть прихожан.
В 1923 году после прибытия в Петроград активного борца с еретиками — епископа Лужского Мануила (Лемешевского) община Владимирского храма вернулась под омофор Святейшего Патриарха Тихона (Беллавина), настоятелем храма вновь стал протоиерей Павел Кедринский, в это время выпушенный из-под ареста.
В 1924—1925 годах во Владимирской церкви служили протоиереи Н.Я.Соколов, Н.С.Тычинин, Н.А.Милослаев, священники И.Я.Бельский, К.Б.Васильев, В.И.Колчев, протодиакон Прилепо, диаконы Н.П.Вольтищев, И.М.Пензин, псаломщик А.Н.Корогатов. Председателем приходского совета был торговец Г. П.Шалонов, — священнослужители не могли уже занимать эту должность.
В голодные, трудные годы приход Владимирской церкви продолжал оказывать помощь нуждающимся. Среди документов того времени особенно поражает один — письмо на адрес совета Владимирской общины от совета Пантелеймоновской церкви в колонии прокаженных «Крутые ручьи» Ямбургского уезда: «Ввиду отсутствия у нас средств содержать постоянного священника мы лишены великого утешения в горькой беспросветной своей жизни — христианского богослужения, с ним напутствия и нравственного пастырского подкрепления. Слезно ныне обращаемся к вам, избранника прихода с покорнейшею просьбою: осушите слезы прокаженных, придите к нам на помощь, дайте возможность священнику неопустительно по воскресным и праздничным дням своим посещением утешать нас богослужением в нашем храме и церковною беседою. Пусть прихожане Вашего храма увидят регулярно обносимое блюдо „на религиозные нужды верующих прокаженных“ и на сей алтарь милосердия положат свою посильную лепту». Пожертвования были собраны и отправлены по назначению. Так же клир и прихожане Владимирской церкви оказывали помощь далеким провинциальным церквям.
После революционного переворота в состав прихода Владимирской церкви вошли приходы бывших подворий Александро-Свирского и Коневецкого монастырей, располагавшихся неподалеку.
Церковная жизнь в то время как будто вернулась в эпоху первохристианства — исповедничества, мученичества и реальной братской помощи и поддержки.
Приход Владимирского храма в это тяжелое время заботился и о благолепии церковного здания. В 1930 году была произведена реставрация интерьеров верхнего храма, в 1931 году отремонтирован фасад и крыша.
Владимирский храм был одним из активных центров православия всего города — недаром здесь часто совершались архиерейские богослужения и крестные ходы.
Но в то время, когда приход заботился о сохранении и благоукрашении своего храма, безбожные власти уже вынашивали планы по его закрытию. В январе 1932 года пятнадцать советских организаций вынесли наказы депутатам о закрытии Владимирской церкви и передачи ее помещений под дом культуры, детский клуб, дом октябренка и т. д. Были планы сноса храма и обустраивания на его месте сквера «для отдыха трудящихся». 5 марта 1932 года было принято решение о передаче здания в ведение Государственной Публичной библиотеки для размещения в нем антирелигиозного отдела.
После закрытия Владимирской ее священнослужители разошлись по другим храмам. Но многим из них выпала мученическая доля, — они были арестованы по сфабрикованному ОГПУ «делу евлогиевцев», — были названы приверженцами митрополита Евлогия (Георгиевского) «ориентированными на белую эмиграцию и Англиканскую церковь». Аресты по этому делу начались в декабре 1933 года и продолжались до конца января 1934 года.
Бывший настоятель Владимирской церкви был арестован в 1934 году, но осужден условно, однако, в 1935 году он был выслан из города на Неве. Дальнейшая его судьба неизвестна.
В Ленинградский мартиролог входит имя диакона Владимирской церкви Георгия Лебедева. Он был арестован в 1937 году, 29 августа он был расстрелян и похоронен в Левашевской пустыни.
Судьба церкви в советское время
После того, как из церкви были вывезены художественные ценности (за исключением, как уже было сказано иконостаса второго этажа, который был просто закрыт фанерою), в здании начались перестройки. На втором этаже были сделаны междуярусные перекрытия с лестницами специальной конструкции под библиотечную нагрузку. Площадь около пятисот квадратных метров была занята книжными стеллажами.
Через два года после закрытия Владимирская церковь превратилась в «крупнейший центр антирелигиозной работы».
В 1933 году были сняты с колокольни и переданы «Металлолому» колокола Владимирской церкви. Стоял вопрос о сносе колокольни.
Незадолго до войны и сам храм опять оказался под угрозой сноса. В принятом 1 марта 1941 года Ленгорисполкомом секретном решении «О расположении станций метрополитена» говорилось: «…Станцию „Площадь Нахимсона“ расположить между площадью Нахимсона (так была переименована Владимирская площадь) и пятью улицами. Вестибюль расположить на площади Нахимсона со сносом бывшей Владимирской церкви».
Намечавшемуся акту вандализма противостал отдел по охране памятников истории и культуры, доказав, что храм «является памятником XVIII века государственного значения».
В годы Великой Отечественной войны храм пострадал от бомбежек, но, однако, это способствовало тому, что «фонд безбожной литературы» был вывезен из святого места.
После войны здание было занято фабрикой «Ленмашучет», в его помещениях заработали станки, храм стал стремительно приходить в упадок.
В 1950-е годы и до начала 90-х в колокольне и в церковной сторожке работала городская станция «Скорой помощи». На месте церковного сада и пруда была устроена стоянка машин.
Если бы такая эксплуатация церковных зданий протянулось еще десяток лет, мы бы не увидели ни подлинного иконостаса, ни старинных икон, ни лепки на куполе…
Поворот в отношении между Церковью и государством, как известно, произошел в год 1000-летия крещения Руси.
Владимирская церковь одна из первых в городе была возвращена верующим. Случилось это сразу же после юбилейных торжеств.
Возрождение храма
Летом 1989 года Ленгорисполком принял решение о возвращении Русской Православной Церкви храма на Владимирской площади. И уже на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1990 года совершилось торжественное освящение храма, которое совершил нынешний Патриарх Алексий (тогда митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский).
С самого начала восстановительного периода Владимирская церковь получила особый статус — настоятелем ее является правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии. В храме введена особая должность ключаря — бессменным ключарем Владимирской церкви вот уже пятнадцать лет является протоиерей Владимир Фоменко.
Приходской штат духовенства состоит из пяти священников, трех диаконов и двух псаломщиков.
Первым председателем приходского совета был протодиакон Василий Марков (ныне совершает служение в Казанском соборе). С 1991 года бессменно исполняет эти обязанности Иван Сергеевич Раевский.
Храм был возвращен епархии в аварийном состоянии. Утрачена была часть оконных переплетов и решеток на окнах, оконные стекла были разбиты, со стен сыпалась штукатурка, внутренние помещения были обезображены многочисленными перегородками, вентиляционной и канализационной арматурой, фундамент и купола перерезали трещины.
Титанический труд пришлось приложить настоятелю, председателю приходского совета, клирикам и первым прихожанам храма для того, чтобы его былая красота постепенно начала возвращаться из небытия. В первый же год в храме были созданы мастерские: архитектурная (церковный архитектор Ю.В.Кирс), резчиков-реставраторов по дереву (В.К.Чекушин), позолотно-реставрационная (Л.В.Медведева), столярная и пошивочная.
В первые годы храму были переданы иконы и утварь из запасников Русского музея, музея истории религии, музея истории города.
Надолго запомнятся эти первые годы жизни восстанавливавшегося храма. Постоянными прихожанами стали не только жители окрестных улиц, но и даже окраин города. Благодаря непосредственной близости от станции метро тысячи людей из новостроек потянулись на богослужения в любимый храм. Молящихся собиралось так много, что уже в первые годы стали служить две литургии — раннюю и позднюю, постоянно в храме совершаются крещения, круглосуточно исполняются требы.
На глазах у прихожан в храм стало постепенно возвращаться былое благолепие. С 1993 по 2004 год дважды проводились реставрационные окрасочные работы на фасадах зданий церкви, колокольни и часовен. Кропотливая реставрация с первого дня проводилась на втором этаже церкви — восстанавливался лепной декор и росписи в барабане купола, утраченные фрагменты резного иконостаса. Царские врата реставраторы собрали из разрозненных чудом сохранившихся кусочков, дополнили их недостающими фрагментами, и сегодня этот художественный шедевр предстал пред нами в прежней красе.
Боковые иконостасы пределов честь свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, а так же в честь иконы «Всех скорбящих Радость» полностью воссозданы в том же стиле, что и главный иконостас.
После первоочередных восстановительных работ главным делом было восстановление купольных крестов. Вид ободранной, лишенной крестов и колоколов церкви давно уже удручал сердца многих петербуржцев. Потому уже в 1992 году над храмом вознеслись первые кресты, покрытые сусальным золотом, как в старые добрые времена. Освящение и поднятие крестов было настоящим торжеством для прихожан храма. В 1994 году был поднят последний, десятый крест на купол церкви. К этому время купол и кровля церкви, находившиеся в крайне запущенном состоянии, тоже были отремонтированы и покрыты краской.
Уже в 1990-е годы возвратились на звонницу колокола. Звонари собора ежегодно участвуют в звонильной неделе, проходящей в рамках Пасхального фестиваля. В 2001 году был выпущен лазерный диск «Звоны собора Владимирской Божией Матери».
Главные святыни храма появились благодаря старанию притча и прихожан. Это храмовая икона Владимирской Божией Матери, написанная современным иконописцем и старинный образ Спаса Нерукотворенного, освященный в 1904 году св. прав. Иоанном Кронштадтским. Обе иконы украшены, как тонким изящным кружевом, резными окладами из мамонтовой кости.
Святыней храма является также образ прп. Серафима Саровского с частицей мощей и мантии.
Владимирский храм прихожане любят за то, что в нем вообще очень много икон, — и тех, которые были пожертвованы в первые годы среди них есть образы многих небесных покровителей — св. царица Александра, мц. Зинаида, св. Андрей Стратилат, св. Борис и Глеб и др. Много в храме и новописанных икон особо почитаемых святых — св. блаж. Ксении. св. равноап. кн. Владимира, прп. Серафима Вырицкого, св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Целый день не иссякает в храме поток верующих, которые просят послужить молебен тому или иному святому перед его иконой.
Надо сказать, что в храме всегда чувствуется особая атмосфера, которую можно назвать намоленной. Ведь здесь молилось несколько поколений верующих Петербурга и сейчас молитва не иссякает.
Приходская жизнь Владимирской церкви не ограничивается только богослужением и восстановительными работами. При храме много лет работает воскресная школа, которая вырастила в духе почитания святыни уже не одно поколение детей. Главным «детским достижением» храма является его, ставший за прошедшее десятилетие уже всемирно известным, детский хор. Его руководитель И.В.Болдышева прививает детям подлинную любовь к церковному пению. Учит их «шагать по жизни» с песней в душе, со святой музыкой. Хор постоянно принимает участие в Пасхальном фестивале, выступает в залах Капеллы и Филармонии. Детский хор в честь святого Иоанна Дамаскина стал дипломантом Всероссийского конкурса детских хоров при воскресных школах, который проводился в городе Сортавала и Международного фестиваля церковной музыки в городе Гайновке (Польша).
За годы существования детского хора выпущено три лазерных диска, которые пользуются неизменным успехом.
Приходу Владимирской церкви, которая в 2001 году по указу митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского получила статус собора, предстоит еще немало работ. Планируется восстановление нижнего трехпрестольного храма, интерьеры которого утрачены полностью
Хочется сказать, что помещение уничтожено храма в первые восстановительные годы уже было доступно для людей. Здесь на протяжении нескольких месяцев работала уникальная выставка, посвященная истории и старцам Оптиной Пустыни. Выставка привлекла к себе тысячи петербуржцев, многие через нее нашли «дорогу в храм».
Двери нижнего храма должны открыться для молящихся в ближайший год. И тогда весь восстановительный цикл работ в храме завершится. Но, и для того, чтобы поддерживать воссозданную красоту, постоянно необходимы усилия всех, кому дорог храм на Владимирской площади, и в целом русская духовная история, созданные веками художественные ценности.
И до сих пор справедливы слава, написанные о Владимирской церкви более ста лет назад: «Для Владимирской церкви, как одной из лучших петербургских церквей по архитектуре и нахождению в населеннейшей части города, вовсе неизлишен сравнительно с другими церквями внешний вид».[2]
http://rusk.ru/st.php?idar=103299
Страницы: | 1 | |