Русская линия
Русская линия Евгений Никифоров31.05.2005 

Евгений Никифоров: Это — откровенное давление на Священноначалие
Комментарии председателя общества «Радонеж» к публикациям в газете «Московский церковный вестник»

Конфликты в церковной среде — не редкость. Церковь за тысячелетия своего существования выработала разные способы решения конфликтов, чтобы минимизировать духовный вред для конфликтующих сторон. Людям церковным эти способы хорошо известны. Однако в нынешнюю информационную эпоху все чаще на роль самозваного судии в конфликтах претендуют СМИ. К сожалению, это относится не только к светским журналистам, но и к церковным, которые зачастую, приходя в церковные СМИ из светских, привносят в них и свои вредные привычки. Увы, как правило, выяснение отношений через СМИ (если речь не идет о столкновении разных идей и подходов) ведет только к эскалации конфликта и только умножает духовный вред.

Одним из таких острых конфликтов последнего времени стала ситуация в православной гимназии «Радонеж». «Русская линия» уже немного касалась этой истории, когда к нам пришел текст заявления сотрудников гимназии. После этого участники конфликта обращались к нам вновь, но мы в частном порядке ответили, что не хотим играть роль судии и хотели бы, чтобы конфликт завершился примирением.

Но вот в последний день мая электронная версия главной церковной газеты «Московский церковный вестник» (редактор Сергей Чапнин) произвела буквальную информационную атаку на одну из сторон конфликта — общество (братство) «Радонеж» и его руководителя Евгения Никифорова. Причем, в газете опубликованы сразу два текста с обвинениями в адрес Е. К. Никифорова: статья директора гимназии священника Алексия Сысоева и интервью с заместителем директора по научно-методической работе Рутемом Гимадеевым. Дабы восполнить очевидный промах редакции «Московского церковного вестника», мы обратились с просьбой прокомментировать ситуацию к председателю «Радонеж» Е. К. Никифорову.

— Евгений Константинович, чем Вы объясните критику в Ваш адрес на страницах официального органа Русской Православной Церкви, очень напоминающего спланированную информационную атаку.

— Это — продолжение прежней линии в отношении «Радонежа» и других церковных СМИ. Вы же помните, что С. Чапнин в свое время не пригласил нас официально на Фестиваль прессы, где он выступал главным организатором (как, кстати, и «Русскую линию»). Слова «Радонеж» и Никифоров на них почему-то действуют, как красная тряпка. Вы же понимаете, что «Московский церковный вестник» сейчас — откровенно партийное издание. Для них скандал является способом дискредитировать «Радонеж». Это видно, хотя бы из того, что они пошли на нарушение не то чтобы христианской, а элементарной журналистской этики. Ведь можно было бы снять трубку и позвонить мне, как учредителю гимназии и выяснить в чем суть проблемы. Да что там «Радонеж». Они приводят слова управделами Русской Православной Церкви митрополита Климента со слов одной из сторон конфликта, не удосужившись даже проверить произносил ли на самом деле владыка эти слова.

— А что на самом деле митрополит Климент не говорил того, что ему приписывают?

— Конечно. Более того, там всё — ложь и клевета, прямая клевета в мой адрес. Цель, повторяю, одна — дискредитировать «Радонеж». Однако я не понимаю одного: зачем нужно «Московскому церковному вестнику» участвовать в кампании, развязанной «Московским комсомольцем»? Я считаю, что общецерковная газета не должна себе позволять, во-первых, партийность и кружковщину, во-вторых, нарушение элементарной журналисткой этики. Причем, им прекрасно известно, что этим вопросом занимается Святейший Патриарх, что при митрополите Клименте создана Рабочая группа по правовому положению социальных учреждений Русской Православной Церкви, где сейчас предметно рассматривается в том числе и вопрос о ситуации в гимназии «Радонеж». Поэтому эту информационную атаку можно рассматривать только как откровенное давление на Священноначалие группы лиц.

— Этот номер Вестника производит вообще странное впечатление. Там помимо этих материалов напечатана мягко говоря сомнительная богословская статья, где под видом «борьбы с обрядоверием» ведется по сути борьба против обряда как такового. А рядом материал, где под видом альтернативного взгляда на Великую Отечественную войну («другая война») производится попытка оправдать предателей-власовцев. И это в год 60-летия Великой Победы. Прямо не номер общецерковной газеты, а идеологическая диверсия какая-то…

— Просто не знаю, какая муха цеце их укусила. Я думаю дело в том, что они понимают, что Вестник — не популярная газета, вот и пытаются поднять свой рейтинг любыми, в том числе и провокационными способами. Они, видимо, решили, что им можно всё. Вот мы, «Радонеж», ни разу не позволили себе какие-то необдуманные публикации, а они решили наплевать на нравственные нормы.

Я хочу подчеркнуть, что публикации эти появились в тот момент, когда поведение авторов этих публикаций рассматривается в суде епископа. И это закономерно, поскольку эти люди выносят спор на «суд внешних», позоря тем самым Церковь. И вот теперь к этой деятельности впрямую подключился Церковный вестник.

У «Радонежа» три школы, две из них процветают, а третья, в которую нами было вложено больше, чем в другие, оказалась банкротом, потому что администрация совершенно не справлялась со своими функциями. Мы помогали, как могли, видя, что администрация слабая. Но когда она окончательно обанкротилась, она начала искать виноватых, которыми оказался, разумеется, учредитель…

— Какой выход Вы видите из сложившейся ситуации?

— Выход простой: оздоровление финансовой ситуации, поднятие дисциплины. Этим мы сейчас и занимаемся. Увольняем не справившуюся со своими обязанностями обанкротившуюся администрацию, назначаем новую, которая должна оздоровить ситуацию в школе.

— На какой стадии находится сейчас решение этих вопросов?

— На стадии передачи дел. К сожалению, директор гимназии священник Алексий Сысоев отказывается встречаться со мною. Причем, я предлагал ему встретиться на любой территории, но он не желает. Вообще он ведет себя крайне странно, заявляет, например, что «нам нужно пройти огненное испытание», «у меня есть благословение Божие». Такой откровенный, даже болезненный пиетизм.
И вот в таких условиях «Московский церковный вестник» выступает со своими публикациями. Я не знаю кому и зачем это нужно.

http://rusk.ru/st.php?idar=103288

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru