Русская линия
Русская линия Смбат Караханян30.05.2005 

В поисках новой геополитической модели в Закавказье

Сегодня предпринимается немало усилий, чтобы представить ввод азербайджанского участка нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, как отдельный фактор, меняющий геополитическую конфигурацию региона. Но это является всего лишь заблуждением или пропагандистской уловкой, поскольку появление новой энергоартерии в полной мере вписывается в общую концепцию, приготовленную для этого региона. На наших глазах выстраивается новая геополитическая модель в Закавказье. За различными, порой противоречивыми действиями и декларациями просматривается рождение новой административно-экономической системы. Нынешние, ведущие мировые державы начали поэтапно строить новую конструкцию, которая призвана соблюдать интересы всех заинтересованных сторон. Старая система, образовавшаяся в последнюю четверть XX века, уже не удовлетворяет новым реалиям и стратегическим планам основных сил, определяющих концепцию политико-экономического развития региона.

Новое переустройство этого важнейшего узла обусловлено, в первую очередь, более ощутимым, появлением в регионе США, некой корректировкой своей внешней политики со стороны России, а так же проявлением активного интереса стран ЕС. Мировые державы, со своими местными геополитическими союзниками и экономическими партнёрами, пытаются найти ту общую Закавказскую конструкцию, внутри которой, с учётом причинных факторов существующих конфликтов, будут сбалансированы интересы сторон и определенны те ниши, которые будут занимать страны региона. Не надо забывать, что крупные страны будут последовательно претворять в жизнь свои цели по обеспечению собственных национальных интересов.

Как известно, Москва фактически отказалась от монопольных действий и согласилась на острую конкурентную борьбу с внешними «игроками». В особенности это относится к мерам, предпринимающимся в нашем регионе различными министерствами — за исключением, быть может, Минобороны РФ. Планы и действия, например, министерств энергетики или транспорта как бы входят в противоречие с утверждениями о том, что Армения является единственным стратегическим союзником России в Закавказье. Например, участие российских министерств и компаний в строительстве железной дороги, а в дальнейшем-газопровода, по маршруту Россия-Азербайджан-Иран, т. е. в обход Армении. Правда, с другой стороны, вроде бы решён вопрос об участии российских капиталов и компаний в строительстве газопровода Иран-Армения, как и определены некоторые другие экономические программы. Но именно такова сущность новой политической и экономической линии Москвы, которая как раз гармонично вписывается в новую модель. Заметим, что ранее принятые образы мышления сегодня уже не проясняют истинную картину. Они лишь могут привести к противоречиям и к казусам. Именно этим хотят воспользоваться так называемые «тактические игроки-политтехнологи», извращая суть прагматичного подхода нынешнего российского руководства.

Основной психологический фактор, на который в рамках местной конкурентной борьбы, сегодня уже делают ставку заокеанские политтехнологи и их пособники, состоит из тезиса, что «Россия практически уходит из региона, „бросив“ Армению» и что «русские больше не будут помогать армянам, а народу самому, без чей либо помощи не удастся решать свои проблемы». При этом применяются агрессивные пропагандистские приемы, которые подталкивают людей к выбору новых патронов.

«США продолжает развитие успеха на пути к победе демократии», о чем недавно повествовала Кондолиза Райс, измеряя свой успех демократическими революциями. Под лозунгом продолжения «марша свободы по всему миру» заокеанские стратеги укрепляют свои позиции во всех сферах жизнедеятельности региона. Американцы, используя различные методы, активно пытаются установить контроль над максимальным количеством сырьевых ресурсов, а также над работой трубопроводов и транспортных систем. США традиционно, под предлогом обеспечения безопасности нефтегазовых скважин и трубопроводов, поставляющих энергоносители, в основном американским потребителям, на глазах наращивает своё военное присутствие. Очевидно, что пока ещё аргументы, свидетельствующие о спорной экономической целесообразности, перевешивают военно-стратегические факторы. Для нынешней военно-стратегической концепции США важнее расширить свои военные «площадки-базы», в том числе в районах на протяжении Шёлкового пути.

Соблазны «легального» получения базовых пунктов для создания военно-технического пояса от Черноморского побережья до Средней Азии, по линии южных границ России, а также получения удобных плацдармов для усмирения Ирана, настолько привлекательны, что любые средства могут быть хороши. Помимо изоляции Ирана, появляется возможность контролировать южные пути России.

Конечно, нельзя не заметить, что с лёгкой руки американских и турецких властей, произошло изменение в позиции Азербайджана, даже в вопросе статуса Каспия. Подобная ситуация ставит в более невыгодное положение Иран, который изначально был против размещения военных контингентов некаспийских стран. Несмотря на нелёгкое положение, иранские лидеры пытаются вносить свои коррективы в общую конфигурацию региона. Предложенный мирный договор по вопросам ядерной энергетики, ЕС и тесное сотрудничество с Россией, наиболее точно характеризируют выбранные приоритеты иранского руководства. Если, конечно, политический курс Евросоюза, после французской неудачи текста Евроконституции, не примет более «Транс-атлантический» уклон, где основной тон будут уже задавать Великобритания и Германия.

Экономика Азербайджана при определённых обстоятельствах может получить новый импульс, однако появляется перспектива превращения его в сырьевой придаток западных стран, но уже в более жёсткой форме. Отведением Азербайджану роли страны, с территории которой иностранные компании будут качать нефть, значительно увеличивает его зависимость. На деле же руководство этой страны теряет возможность принятия самостоятельных решений и действий. Очевидно, что азербайджанская сторона, особенно агрессивно настроенные политики и военачальники, попытаются использовать находящийся на их территории иностранный военный потенциал для решения проблемы НКР. Но надо отметить, что намеченная система и предусмотренная американская программа обеспечения безопасности трубопровода, включая договорённости с другими ведущими странами, не предусматривает ведение крупных военных действии в близлежащих районах. Исходя из этого, надежда сторонников военных действии на турецкую сторону, несмотря на агрессивную патетику турецких генералов, так же может не оправдаться.

Турецкие власти решают свои насущные проблемы с ЕС и с развитием северных транспортных артерий. Что касается вопроса взаимоотношений и дальнейшего вступления Турции в ЕС, то после отказа французов принять предложенный текст Евроконституции, стало очевидно, что среди существовавших различных причин отказа, одной из принципиальных — явилось нежелание европейцев видеть Турцию в нынешнем виде в своих рядах. Помимо этого перед Турцией довольно остро стоит вопрос о признание геноцида армян 1915 г., а также в любой момент может начаться процесс по объявлению, по крайней мере, спорными, территориями восточных армянских областей дореволюционной России. До сих пор турецкие власти международному сообществу, да и своему народу, ещё толком и цивилизованно не объяснили, почему так грубо и в одностороннем порядке, почти по правилам войны, блокируют соседнюю страну.

Сложившаяся ситуация свидетельствует, что в новой административной конструкции Закавказья, предусмотрено наличие такой самостоятельной структуры, как НКР на основе нынешнего статус-кво с небольшими картографическими корректировками. Справедливости ради надо отметить, что не исключаются непродолжительные локальные военные операции по захвату стратегически важных районов. Ведущие державы, скорей всего, в принципе, де-факто согласны с этой концепцией. В ближайшие полтора года данная система будет опробована и поэтапно введена. Разумеется, что за это время многие страны попытаются заполучить дополнительные политические и экономические дивиденды в регионе, но всё это будет происходить в рамках общей конструкции. Конкурентная борьба в регионе будет усилена, но компромиссная структура, хоть и с большими изъянами и белыми страницами, особенно в части самостоятельности нетитульных народов (в частности талышей, лезгинов, ассирийцев, татов и т. д.), внесёт ясность и даст возможность закавказским странам реально развиваться и улучшать жизнь своих народов. Только в этом случае основным аргументом решений всех спорных вопросов станет фактор экономического развития и у людей появится возможность цивилизованного выбора своего будущего. Если в ближайший год данная модель выдержит испытание временем, то она и станет той базовой системой, на которую с незначительными изменениями будет основываться геополитическая структура Закавказья. Хочется отметить, что подобный подход может, по крайней мере, максимально исключить авантюристические игры в «войну», постоянную дестабилизацию региона и ловлю рыбок в мутной воде.

Трезвомыслящие политики стран региона понимают полезность и необратимость подобного решения. Важно, чтобы при этом клановые или личные амбиции правящих и оппозиционных элит не взяли вверх над здравым смыслом. Естественно, что наличие принятых правил для стран региона, всегда предпочтительнее обстановки, при которой вопросы решаются вдалеке от них, за закрытыми дверями и зачастую не в их национальных интересах.
Председатель Московского Армянского Клуба «МИАБАНУТЮН» Караханян Смбат

http://rusk.ru/st.php?idar=103283

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика