Русская линия
Русская линия Андрей Рогозянский16.05.2005 

Второе счастье Юлии Тимошенко
Российская собственность на Украине взята в заложники?..

Не утихающий скандал между украинским правительством и российскими топливными компаниями отразил в себе новую тактику Киева в оказании давления на российскую сторону. Привилегии в торговле, которые до сих пор республика получала за счет дружественных отношений с «большим соседом», теперь будут браться силовым методом. К такому выводу все чаще приходят эксперты и обозреватели СМИ, изучающие подробности украинского «нефтяного кризиса».

Напомним, что еще 14 апреля Минэкономики Украины своим приказом установило предельно допустимый уровень цен на топливо. Ссылки нефтяников на растущие мировые цены при этом никого в Киеве не убедили. В дело вступила лично премьер Ю.Тимошенко. На проведенных ею переговорах руководству двух основных поставщиков, ТНК-ВР и Лукойла (оба — российские компании), был фактически предъявлен ультиматум: цены искусственно заморозить до завершения посевной. Действие соглашения ограничили первоначально периодом до 1 мая, впоследствии этот срок в одностороннем порядке продлили до 1 июня. В противном случае, по заявлению Тимошенко, антимонопольной комиссией Украины против российских нефтяников могло быть возбуждено дело о ценовом сговоре, а крупные объекты собственности, такие как Лисичанский НПЗ, ожидала проверка на предмет законности приватизации.

Тема о разворовывании и противозаконной приватизации государственной собственности чиновниками старой власти для украинского, как и в российского общества, остается по-прежнему актуальной; расценки же на бензоколонках затрагивают напрямую еще больший процент граждан. Выступая в роли борца с произволом российских нефтяников, Юлия Владимировна стреляла, таким образом, одновременно по двум зайцам сразу: поднимала свою популярность в народе и давала старт новой и весьма амбициозной внешнеполитической кампании.

Последняя в перспективе призвана переменить в корне структуру политических и экономических связей с Россией. Если прежняя украинская верхушка искусно спекулировала на интеграционных инициативах Москвы, заигрывала с крупным российским капиталом и втихомолку, «по дружбе» откачивала и продавала транзитный газ, то «оранжевые», похоже, собираются делать не менее прибыльный бизнес уже на почве подстановки под сомнение гарантий неприкосновенности российских кампаний и перспектив их дальнейшей работы в республике.

Новые веяния в экономике Украины, таким образом поворачивают ситуацию на 180 градусов. Завоевания российского бизнеса, успевшего занять ключевые позиции во многих отраслях, особенно в украинском ТЭК, оборачиваются против него самого; преимущества оказываются сопряжены со слабыми сторонами. Блицкриг, решительно проведенный правительством Ю. Тимошенко, наглядным образом демонстрирует это. После аудиенции в Киеве главе «Лукойла» В. Алекперову осталось лишь развести руками: от «замороженных» цен возглавляемая им компания ежемесячно будет терять по 3 млн долл.; продление же моратория и вовсе заставит «Лукойл» начать сворачивать бизнес на Украине. Как на конкретный пример, Алекперов указал на возможность сокращение поставок сырой нефти и снижение загрузки принадлежащего «Лукойлу» Одесского НПЗ.

Однако, принять меры против издержек оказывается тоже непросто. Как сообщили информационные агентства в субботу, 14 мая, Ю. Тимошенко выступила с новыми обвинениями, на сей раз касающимися… нефтяной блокады, якобы осуществляемой Россией. «Идет сознательное прекращение поставок нефти на Украину, — сказала премьер, — хотя все контракты оплачены. Россия вынуждает нас находить альтернативные пути, потому что нам на пять дней вообще прекратили прокачку нефти, хотя у нас есть все необходимые соглашения».

Тем временем, пресс-службы операторов украинского нефтяного рынка констатируют сохранение стандартных объемов поставок и выполнение всех обязательств. Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев сообщил, что перерыв в перекачке технически вполне возможен и не представляет собой никакого ЧП. «Мы этот объем распределяем на все дни и начинаем прокачку пропорционально. Если план досрочно выполнен, то качать сверх объема мы не можем. Но это нельзя назвать прекращением поставок, а о пятидневной остановке и вовсе говорить нельзя», — пояснил Григорьев в интервью «Газете.ру».

Определенные проблемы, как оказалось, все-таки есть. Лисичанский НПЗ, находящийся в ведении ТНК-ВР, согласно официальной информации до 25 мая закрыт на ремонт. Сократилась переработка нефти и на Херсонском НПЗ, принадлежащем группе «Альянс». Аналитики же полны уверенности в том, что предприятия прекратили отпуск бензина по демпинговым ценам, чтобы не терять прибыль.

Как бы то ни было, ситуация накаляется, маховик противостояния раскручен до предела. До 1 июня, назначенной Правительством даты, стороны будут вынуждены отстаивать собственные условия и определяться с дальнейшей работой. При этом неясно: является ли разразившийся топливный дефицит на Украине следствием занятой нефтяниками принципиальной позиции или мы имеем перед собой очередной акт нагнетаемой Киевом истерии и кампании пропагандистского давления? В последние дни нехватка бензина ощущалась во многих регионах страны, часть АЗС не работают. Однако, объективно вырос и спрос: в ожидании неизбежного скачка цен многие на Украине, как частные лица, так и организации, торопятся залить в канистры и баки по возможности больше дешевого топлива.

То же, что кризис имеет под собой не чисто ресурсную и финансовую, но и политическую основу, «оранжевая» власть даже не пытается отрицать. «Определенные страны, — интригующе сообщала Тимошенко журналистам 15 мая, таким образом обнаруживая истинную подоплеку дискуссий, — были не очень довольны, тем как прошли выборы на Украине, и сейчас за последний месяц повысили цены из России на 30%». Характерно, что и в остальных, более ранних своих заявлениях Юлия Владимировна давала объяснение кризису не с точки зрения действий частных компаний-поставщиков, но именно России как государства, прямо объявляя его следствием спланированной политической провокации.

Последнее усиливает подозрение, что «нефтяную карту» в Киеве намереваются разыгрывать не только для шантажа и дальнейшего демпинга, но, что называется, по полной — в т. ч. и для нагнетания пропагандистскими средствами, организацией очередей на бензозаправках антироссийских настроений. Повод подобран как нельзя более умело: рядовой потребитель на собственном кармане начинает ощущать обирающую его «руку Москвы», правительство же эффектным жестом занимает позицию поборников «обездоленных» масс, демонстрирует перед всеми свою занятость повседневными и злободневными вопросами хозяйственной жизни страны и приверженность национальным интересам.

На удивление многим, политический авантюризм и нахрап оказываются тактикой весьма перспективной и прибыльной, вторым счастьем новых властей Киева. Для российской же стороны в сложившихся условиях украинские бензоколонки и нефтеперерабатывающие предприятия — настолько же важное приобретение, насколько и головная боль. В очередной раз, но уже против собственной воли, топливные компании и российский бюджет, встают перед необходимостью из собственных средств, на систематической основе дотировать украинскую экономику, при этом не выходя из-под угрозы применения в свой адрес правительственных санкций и возбуждения множественных заказных разбирательств в судах.

Впрочем, иного вряд ли можно было ожидать со стороны тех, кто главным предметом для гордости продолжает считать свою «революционную биографию», успехи в интригах и площадных пиар-акциях. Апелляции к здравому смыслу, ответственности и выполнению взятых на себя обязательств в таких обстоятельствах оказываются абсолютно бессмысленными. По иронии судьбы крупный российский бизнес, в период приватизации сколотивший миллиарды на близости к власти, теперь сам оказывается под прессом того же волюнтаризма чиновничьих решений, только на сей раз, в примере Украины, направленного против своих интересов.

Что ни говори, рыночный либерализм, кодекс чести и верховенство закона остаются труднодостижимыми для экономики и политической системы, произведенных на свет стихиями произвола, коррупции и бандитского «первоначального накопления». На собственной шкуре олигархи могут теперь убедиться также в тщетности прежних надежд на честную игру в равных условиях. Мечтания некоторых о пресловутой «либеральной империи», которая якобы сама по себе установится в СНГ по мере экспансии на соседние рынки российских компаний, на поверку оказываются местечковой утопией. Экономические механизмы до крайности зависимы от политики и предопределяются ею. Условия бизнеса диктуются международным влиянием, и политическое отступление России на фронтах «ближнего зарубежья» мгновенно дает знать о себе в осложнении условий работы здесь представителей российского бизнеса.

По этой, кстати, причине в Киеве никак не дает результатов испытанный, старый способ достижения договоренностей — кумовство, телефонное право и персональная заинтересованность соответствующих должностных лиц. На жирный кусок подыскался новый хозяин, и дело непременно закончится этим: высвобождением украинского топливно-энергетического рынка под интересы и нужды более крупных транснациональных структур. Уже сообщено о желании работать на Украине таких гигантов, как ExxonMobil, Shell, Gase de France. При этом наверняка переменится сама инфраструктура и характер работы украинского ТЭК как транспортного коридора, полностью подконтрольного Западу, и одной из козырных его карт в перспективной геополитической игре против России, Ирана, Китая.

Нельзя также исключать и настоящего стремления украинских политиков повысить степень энергетической безопасности страны и избавиться от 80% зависимости от России по нефти и почти 100% - по природному газу. «Тимошенко надо подготовить Украину к смене поставщика, и она делает ставку на договоренность с Казахстаном», — комментирует в «Газете.ру» ситуацию руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Поэтому, — объясняет он, — Тимошенко последовательно дискредитирует российские поставки. Вначале она объявила, что стоимость российской нефти выше, чем на мировом рынке, а сейчас идет „второй раунд“ дискредитации, цель которого — доказать, что Россия ненадежный партнер, который не выполняет обязательства».

Эксперт убежден, что причиной этого является желание Киева меньше зависеть от Москвы накануне выборов в Верховную Раду. Однако, возить казахскую нефть по Черному морю на танкерах — способ, далеко не самый удобный и дешевый. В стратегическом плане затея Тимошенко является блефом, ибо полноценной и, главное, экономичной замены российскому направлению нефтяного импорта для Украины пока не предвидится. Другое дело, если Украина наряду с Грузией и Молдавией под шумок, на всякий случай готовятся к перебоям и вынужденной приостановке торговли российскими энергоносителями, которые могут возникнуть в результате масштабного кризиса межгосударственных отношений, политических и не только перемен внутри России. В таком случае всем троим, действительно, понадобятся закупки нефти и газа из альтернативных источников, по любым ценам. Заблаговременная смена поставщиков окажется здесь как нельзя кстати; виток же бензиновых цен, который неизбежно наступит в начале лета, окажется предусмотрительно записан на счет России и позволит украинским властям смягчить тяжесть надвигающегося на экономику «энергетического шока».
Андрей Рогозянский, специально для Русской линии

http://rusk.ru/st.php?idar=103238

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru