Русская линия | Смбат Караханян | 13.05.2005 |
Очевидно, что в этих двух стратегически важных районах, специфики работ по достижению намеченных целей, в некотором отношении отличаются. Поэтому мы видим, что для каждой из этих точек осуществляются разные подпрограммы, со своими отдельными бюджетами, которые учитывают полную специфику конкретной местности.
Для Каспийской зоны, официально эти задачи должна решить программа «Каспийский страж», которая на сегодняшний день активно выполняется. Несмотря на некие нестыковки с заранее объявленными основными целями «Каспийского стража», с каждым днем становится все более отчетливым, что ранее провозглашенные лозунги по охране трубопроводов и жизнеобеспечивающих экономических проектов от террористов, на деле превращаются в установление военно-стратегического контроля над регионом. Практически выполняется план по милитаризации Каспийского бассейна и обеспечения присутствия крупных военно-морских кораблей на Каспии. Все эти действия сопровождаются невнятными обещаниями общеэкономической помощи стран-участников. Заокеанские друзья не забывают постоянно твердить своим партнерам по программе, что при необходимости, помимо всего, им будет оказана международная и политическая помощь.
Одной из основных целей открыто провозглашается противостояние и борьба с якобы ядерными притязаниями Ирана. В ближайшее время ставится задача по созданию двух сильных военно-морских баз со стороны Баку и Казахстанского побережья. Между ними планируется постоянное курсирование крупных военно-морских кораблей, которые будут контролировать все пути, соединяющие северные и южные порты Каспия, тем самым будет ликвидировано военное превосходство Российского ВМФ и появится возможность при необходимости блокировать иранские порты.
Несмотря на отсутствие прямых официальных заявлений президента Азербайджана, понятно, что азербайджанская сторона не смогла устоять перед доводами и предложениями Дональда Рамсфельда.
Штаб-квартира «Каспийского стража», расположенная под Баку уже активно принимает зарубежных, военных офицеров и инструкторов, количество которых по нынешним темпам в ближайшее время будет достаточным для формирования двух отельных полков (берегового и морского). Практически может получиться так, что иностранный контингент по подготовке, техническому оснащению и количественному составу, может автономно с лихвой прикрыть все те задачи, которые по намеченным соглашениям должны выполнять ими же обученные отряды специального назначения, укомплектованные местными военными.
На Апшеронском полуострове помимо новейших радарных установок, монтируются мощные технические средства связи, радиус которых перекрывает не только Каспийскую зону, но и часть Ирана и Армении, а так же российские прикаспийские районы.
До сих пор в различных комментариях никак не объясняется посыл программы «…о готовности военного урегулирования любых чрезвычайных обстоятельств в регионе, и на территории прикаспийских стран». Если иметь в виду, что на территориях этих стран, особенно Азербайджана и Грузии, есть множество тлеющих и законсервированных военных конфликтов, то совершенно понятно, что в любой момент вся это сформированная военная клика может, теперь уже совершенно легально, быть использована в разрешении этих конфликтов. Самое интересное, что очередной раз создаётся такая модель международной правовой ситуации, при которой для использования этих военных формирований, а также военно-разведывательных технических средств, абсолютно могут не понадобиться никакие резолюции и разрешения ООН. Здесь мы видим продолжение почерка тех военных стратегов, которые действовали в Югославии и Ираке. На самом деле все действия авторов программ сводятся к встраиванию в нефтегазовую трубу стран прикаспийского и черноморского регионов, под полным контролем американских военных. Руководящим элитам этих стран предлагается превратиться в послушных подчиненных, фактически лишенных своих нефтегазовых потоков. В странах с особо непослушными руководителями могут произойти внеочередные, разноцветные демократические перевороты.
Практически на наших глазах осуществляется Стамбульский план, который предполагал военно-стратегическое присутствие США в Каспийском море и «физическое» появление там нового, крупного игрока.
На сегодняшний день можно сказать, что пока небезуспешно осуществляются поставленные задачи по вбиванию клина между Россией и странами региона, превращению Каспия в милитаризованную зону конкуренции и военного присутствия, а также существенного блокированию российско-иранских морских путей. Помимо этого, появляется еще одна военная дубина, которая должна висеть над Ираном. Отдельный раздел, входящий в тренировочный план по подготовке спецназа, по высадке на берег в рамках программы «Страж», которая очень тщательно отрабатывается на морских учебных полигонах и может быть применена на иранских берегах.
Как мы видим, несмотря на российско-американские договоренности (в том числе и в Братиславе), о том, что США и Россия будут проводить на международной арене параллельную внешнеполитическую стратегию, идти рядом и не наступать друг на друга. Очевидно, однако, что осталось много регионов и зон, по которым стороны пока еще не пришли к окончательному согласию, и будут продолжать вести конкурентную борьбу на этих территориях. Однако, американская сторона не оставляя свои притязания по установлению однополярного мира, нарушает военно-стратегические договоренности и начинает вести конкурентную борьбу методами военно-технической эскалации.
Интересно, что на фоне разглагольствований о возобновлении обновленного союза ГУУАМ, под шумок, американцы уже получили принципиальное согласие на создание экзотического союза США-Азербайджан-Казахстан, на первом этапе, с подключением на втором этапе Туркмении, Узбекистана и Турции. Американская сторона уже открыла финансирование для оборудования всей береговой военной инфраструктуры западного (на территории Азербайджана) и восточного (на территории Казахстана) побережья Каспийского моря.
Любопытная ситуация сложилась с малыми народами, населяющими прикаспийский регион. В Азербайджане, в талышских районах, которые занимают ключевые стратегические позиции, проводится активная работа со стороны западных политтехнологов и азербайджанских политиков. Имеют место попытки установить контроль со стороны внешних центров за талышским национальным движением, внутри которого наметилась определенная активизация. Однако цели и направления работы иногда расходятся. Азербайджанские политики пытаются нейтрализовать национальные проявления, направленные на создание автономии, и представить всякие выступления на эти темы, попыткой дестабилизировать обстановку и помешать, намеченным международным программам. Но с другой стороны, многие западные технологи пытаются направить возрождающуюся народную энергию в русло демократических перемен и придать этому движению обязательный прозападный оттенок. Тем самым хотят обеспечить контроль и управляемость над этими процессами, а в нужный момент использовать эту силу в своих целях, как внутри Азербайджана, так и вне. Единственное, что категорически не поощряется, — слишком активное общение с иранскими талышскими автономиями и принятие их взглядов, а так же усиление в этих районах влияния иранских талышских деятелей. Параллельно этому могут быть осуществлены разные привлекательные бизнес-предложения при условии их участия и полной поддержки программы «Каспийский страж». Аналогичный подход к работе наблюдается и в лезгинских районах. Здесь, помимо всего учитывается тот факт, что речь идет о районах, граничащих с Россией, с российскими лезгинскими поселениями, что сильно влияет на методы работы. Однако, в сущности, основные цели и задачи остаются неизменными.
Надо иметь ввиду, что 2005 год — это год парламентских выборов в Азербайджане. По мнению многих аналитиков, результаты выборов и последующая ситуация дадут четкий ответ о последующей судьбе республиканских властей, а также насколько успешно будет осуществляться намеченная программа западных стратегов. В этом смысле заокеанские друзья активно используют украинских и грузинских организаторов «оранжевых революций». Уже в июле месяце в Азербайджан будет направлен украинский десант революционеров, во главе с лидером организации «Новая пора» Евгением Золотаревым.
Особую роль в развитии нынешней политической ситуации в регионе может сыграть намечающаяся в мае поездка Кондолизы Райс в Армению. Сегодня много спорят о том, с чем едет К. Райс в Ереван, и сделает ли она армянским властям «предложение, от которого они не смогут отказаться». Несмотря на то, что Армения, особенно в последний год, принимает непосредственное участие в различных международных программах, в том числе партнерства с НАТО. Необходимо отметить, что по меркам заокеанских аналитиков, Армения является, в Закавказье, самой «неосвоенной» страной. Совершено, очевидно, что будет предпринята попытка активизировать армянское участие в планах и программах НАТО, которые будут сопровождаться обещаниями о многомиллионных грантах.
Основным аргументом западных политиков в необходимости более тесного сближения с НАТО, является то, что на сегодняшний день НАТО выполняет роль гаранта Европейского Союза. Любая страна, стремящаяся в ЕС, не может оставаться вне НАТОвских программ. Кроме этого, американский аналитический центр «Стратфор» уже обобщил результаты своего исследования, которое проводилось в Армении. В окончательном резюме настоятельно рекомендуется армянским властям кардинально изменить вектор внешней политики, и четко направить его в сторону США. В этом случае, помимо всего американские аналитики намекают на свою положительную предрасположенность ко многим внешним проблемам Армении, но самое примечательное, что для ведения диалога по многим важным вопросам с Турцией, предлагается использовать НАТО в качестве международной, переговорной площадки. Параллельно делаются намеки и на возможность изменения переговорного формата в решении проблемы НКР. Что касается существующей оппозиции, то они могут рассчитывать на какую-то поддержку или реальную помощь, только в том случае, когда по данным американских социологов и политтехнологов, будут иметь не менее чем 30-процентную поддержку населения.
Англо-американским альянсом вновь разыгрывается карта ЕС в качестве приманки для склонения на свою сторону руководства Армении. При этом очень хитро используются отдельные аспекты российской внешней политики в странах СНГ. Отметим, что в последние годы по отношению к бывшим Советским Республикам, Россия начала вести политику отказа от наследия имперского диктата, и пытается устанавливать отношения, исходя из своих национальных интересов.
Председатель Армянского Национального Клуба «МИАБАНУТЮН» Смбат Караханян
http://rusk.ru/st.php?idar=103231
|