Русское Воскресение | 28.02.2005 |
Главная забота древних христианских родителей сосредоточивалась на детях, по отношению к которым они старались исполнить все обязанности, налагаемые на них природою и законом Божиим. Дети для древних христианских родителей были даром Божиим, они смотрели на них, как на новых и возлюбленных членов Церкви и Отечества. Св. Иустин мученик, укоряя язычников за их обыкновение оставлять новорожденных на произвол судьбы, говорить: «Мы боимся, чтобы дети, быв оставлены своими родителями и не имея питателя, не погибли, и мы не были бы виноваты в смертоубийстве. Вот почему мы или совсем не вступаем в брак, или, вступив в оный, заключаем его с целью воспитать детей». Заботясь о телесном благосостоянии своих детей, древние христиане, главным образом, заботились о их духовном развитии. В чем состояли эти заботы, видно из замечания того же св. мученика, что «христиане жили с целью наставлять своих детей и других людей в Божественном учении». Ставя на первый план заботы о духовном развитии своих детей, христианские родители, по достижении ими известного возраста, начинали учить их. Учение это, главным образом, заключалось в преподавании им Божественного учения — научали истинам спасения, молитвам и объясняли обряды, употребляемые при Богослужении. Обучение детей истинам веры и правилам добродетели и, особенно всестороннее развитие в них чувства любви к ближним, было у христианских родителей самою главною целью воспитания детей.
Вот, что писал блаженный Иероним к одной знатной и богатой римлянке относительно воспитания её дочери: «Заботься больше всего об исполнении твоих обязанностей к драгоценному залогу, вверенному твоей попечительности. Будь осмотрительна в выборе воспитания для души, назначенной служить храмом Богу; помни, что начатки всего должны исключительно принадлежать Господу; поэтому первые мысли, первые слова дитяти должны быть освящены благочестием. Для матери христианки нет радости выше той, когда она слышит дитя свое произносящим еще слабо и с запинанием сладчайшее имя Иисуса Христа, или когда оно пытается петь священные напевы нежным голоском своим. Когда потом представится возможность упражнять память дочери твоей, то обучи ее псалмам. Пусть Евангелие и писания Апостольские сделаются сокровищем сердца её; пусть каждый день она прочитывает с тобою несколько страниц из них и, таким образом, подносить тебе каждое утро как бы букет из цветов, собранных ею в священных книгах. Пусть это будет самой главной заботой её, самым любимым упражнением, самым привычным делом, которое оставляла бы она только, ложась спать, и за которое принималась бы, пробуждаясь от сна».
Воспитывая своих детей, христианские родители старались во всем предшествовать им своим добрым примером, так как, по выражению Св. Иоанна Златоуста, дела родителей суть как бы книги, из которых дети прежде всего научаются. Смотря на детей своих, как на наследников, древние верующие радовались, когда эти дети достигали царства небесного, хотя бы путем мученичества. Мать св. мученика Марианна почитала себя счастливою за то, что удостоилась лобызать прах своего сына. Когда правитель Публий хотел отклонить от христианства св. Фелицитату, напомнив ей о семи сынах её и предстоявших им муках, она сказала: «Мои дети сохранят жизнь, удержавшись от идолопоклонства, в противном же случае навеки погибнут, сожалени e твое безбожно, милосердие твое жестоко. Дети! — смотрите на небо, туда поднимите ваши глаза, где Христос со своими святыми ждет вас! Сражайтесь за души ваши, докажите любовь к вашему Спасителю». Выслушаем голос материнской любви Св. Перпетуи, которая за веру была заключена в темницу и после претерпела мученическую смерть… «Что наиболее печалило меня — это разделение с дитятею. Несколько дней провела я в жестоких страданиях, Но когда мне позволили иметь дитя при себе, в тюрьме, я почувствовала себя совершенно свободною от печали и заботы, и темница сделалась для меня приятным жилищем; там я охотнее, чем где-либо, хотела остаться». Не всегда, конечно, увещания и наставления родителей умели успех у детей; последние, случалось, шли против них; в таком случае родители прибегали к мерам благоразумной и умеренной строгости. При наказании детей надобно было, по мнению св. отцов, избегать двух утесов: суровости, непримиримой с отеческою любовью, и невнимания к поводам грехов, которые могли бы заблаговременно быть предотвращены, достойно внимания, что говорить великий вселенский учитель Св. Иоанн Златоуст о последнем обстоятельств e: «Вы всегда увещеваете своих служителей и служительниц, чтобы они осторожно обращались со свечею, потому что упавшая искра может воспламенить весь дом; уговаривайте их также чтобы они нескромными речами, безстыдными песнями и телодвижениями не заронили искры в сердце вашего невинного сына или вашей невинной дочери и чтобы, таким образом, не загорелся дом Божий».
Дети не оставались в долгу у своих родителей, они платили такою же любовью, соединенною с полным уважением, и пренебрегали даже опасностью смерти, только чтобы не упустить случая засвидетельствовать эту любовь к своим родителям. Когда родители достигали преклонного возраста, дети не бросали их на произвол судьбы, но оказывали им посильную помощь и были для них опорой во все время, до конца их жизни. Св. отцы и учители Церкви старались поддерживать в молодом поколении такой дух любви детей к своим, часто больным, бедным родителям, ополчались против забывающих свои обязанности в отношении к ним и грозили гневом Божиим на таких детей и указывали на страшный суд Божий. «Сын, — взывал Св. Амвросий, — какое осуждение навлекаешь ты себе, если не питаешь своей матери! Ей обязан ты, что имеешь, ей обязан, что существуешь»! Любовь детей к родителям особенно ярко выражалась во время гонений языческого ми pa на последователей Христа. Много христиан было заключаемо в тюрьму, и вот тут то мы можем наблюдать картину детской любви к своим родителям. Дети поспешали в темницу, духовно утешали своих родителей и, по возможности, удовлетворяли их телесным потребностям, принося различного рода снеди. Пример такой истинно детской любви можно видеть в следующем рассказе Св. Амвросия. Одна христианская дочь, видя, что по причине запрещения приносить в тюрьму яства, мать её томится голодом, решилась поддерживать её жизнь молоком собственной груди. Такой трогательный поступок был открыт, и сами язычники, не могшие отказать ему в должном удивлении, освободили мать, а потом её, вместе с дочерью, прокармливали на общественное иждивенье. Впрочем, как ни велика была любовь детей к родителям, она во всяком случае н e увлекала их к поступкам, противным вол e Божией и христианской вере. «Почитай отца твоего, — читаем мы у Св. Иеронима, — но только до тех пор, пока он не отвлекает тебя от Истинного Отца. Заповедь — любить после Бога родителей и друзей, имеет полную силу; когда же то и другое несовместимо, то Бога надо предпочесть». Затруднение такого рода встречалось тогда, когда христианские дети имели родителей язычников. Дети в этом случае употребляли все усилия, все средства к тому, чтобы обратить родителей к христианской вере, будучи проникнуты убеждением, высказанным у Св. Иустина: «Наш долг наставлять других в наших истинах веры, из опасения, чтобы не пришлось отвечать пред Господом за грехи, совершаемые другими, по неведению истинной веры». Трогателен пример вышеупомянутой мученицы Перепетуи. В то время, когда она томилась в заключении, пришел к ней отец и старался поколебать её веру, то уверениями в любви своей, то разными другими представлениями, могшими потрясти её нежную душу. Но ответ святой мученицы был таков: «Отец, что Бог определил, то пусть и случится со мною; Его рабою, на судебном месте, где решается участь виновных. Мы, люди, должны быть совершенно преданы в волю Бога, Промысел Которого обо всем печется. Но как этот сосуд, который ты видишь на полу, не может переменить своего имени, так и я не могу себя иначе назвать, как что я на самом деле христианка». И когда потом правитель Илларион приказал отца её пред глазами ея бить прутьями, она почувствовала, по собственному сознанию, глубочайшую скорбь, но и эта скорбь, однако же, не могла поколебать ея твердости.
Непоколебимость христиан в исповедании веры казалась языческим родителям неповиновением и нередко имела следствием большие жестокости, которые они употребляли против своих детей. История свидетельствует, что, выгоняя из дому и лишая наследства христиан детей, язычники нередко собственными руками отдавали их судьям и мучителям на истязание. Диоскор, отец св. Варвары, даже своеручно обезглавил великомученицу. Дети на такое поведение родителей-язычников отвечали терпением, кроткою твёрдостью, незлопамятством, и охотно переносили земные страдания, в надежде на славный венец мученичества.
А.Н.Ф. Публикация С. Котькало
26.02.2005